Файл: Формы и виды ответственности лица, принимающего решения (Понятия управленческого решения, формы и виды ответственности при принятии управленческих решений).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятия управленческого решения, формы и виды ответственности при принятии управленческих решений
1.1 Понятие и виды управленческих решений
1.2 Формы и виды ответственности, возникающей в процессе принятия решений
1.3. Контроль за соблюдением ответственности
2. Системы управления и ответственность лиц, принимающих решения в России, США и России
2.1. Система управления и ответственность лиц, принимающих решения, Японии
2.2. Система управления и ответственность лиц, принимающих решения, США
2.3. Система управления и ответственность лиц, принимающих решения, России
Рассмотрим более подробно представленные в таблице виды ответственности, которые могут возникнуть в процессе принятия и реализации решений. Необходимо отметить, что в разных странах практика использования механизмов контроля за ответственностью лиц, принимающих решения, различна. Далее будет рассмотрена практика, принятая в Российской Федерации. Важно отметить, что на сегодняшний день для российской действительности говорить об ответственности очень актуально. Это связано с тем, что, по мнению многих авторов, юридическая ответственность неодинакова для разных категорий граждан и может варьироваться. Наибольшую значимость на сегодняшний день имеет корпоративная ответственность, которая устанавливается на уровне организации. Институт социальной ответственности только начинает формироваться, сохраняя очень слабые позиции в деятельности российских организаций. Моральная ответственность характерна только для отдельных категорий групп, которые приемлют одинаковые моральные нормы в рамках данной группы[9].
Юридическая ответственность. Юридическая ответственность включает в себя три группы: гражданская ответственность, административно-правовая ответственность и уголовная ответственность. Каждый из трех указанных видов ответственности регулируется законодательными и нормативными актами Российской Федерации.
Гражданская ответственность физических и юридических лиц регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Возникает гражданская ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, а также нарушения предписанных законодательных норм.В случае наступления ситуаций, когда физическое или юридическое лицо должно нести гражданскую ответственность, к правонарушителю применяются установленные законом или договором меры воздействия, влекущие за собой последствия имущественного и финансового характера. Гражданская ответственность может включать компенсацию убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение нанесенного вреда.
Административная ответственностьрегулируется Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и наступает в ситуациях, когда физические или юридические лица совершают административные правонарушения или принимают решения, влекущие за собой административную ответственность.Административная ответственность заключается в применении штрафов, других административных наказаний.
Уголовная ответственность регламентируется Уголовным кодексом Российской Федерации. Уголовная ответственность связана с нарушением прав и свобод в отношении физических или юридических лиц, а также с нанесением вреда жизни и здоровью человеку. Уголовная ответственность в Российской Федерации может наступить только по решению суда.
Наступление юридической ответственности возможно в следующих случаях:
- совершение противоправного действия (бездействия);
- нанесение вреда умышленно или неумышленно;
- причинно-следственная связь между противоправным действием (бездействием) и вредом;
- доказана вина или причастность к причинению вреда;
- действия, совершенные физическим или юридическим лицом, повлекли за собой причинение вреда[10].
Основным инструментом обеспечения юридической ответственности является система исполнительной власти, к которой относится судебная система. Судебная система имеет ряд преимуществ и недостатков с точки зрения реализации права привлечения к ответственности лиц, чьи действия повлекли нанесение ущерба или вреда. Преимуществом судебной системы является привлечение к ответственности силами государства. В случае, если в судебном порядке доказана вина ответственного лица, контроль за реализацией решения суда будет осуществлять государство. С другой стороны, привлечение третье стороны в ситуациях, когда лицо, которое требуется призвать к ответственности, имеет большую силу (рыночную, юридическую и пр.), решение суда может не всегда быть на стороне того, кто призывает к ответственности это лицо. Поэтому юридическая ответственность должна базироваться прежде всего на соблюдении или несоблюдении законодательства в той форме, в которой это предписано соответствующими нормативными актами[11].
Другим важным видом ответственности является корпоративная ответственность. Инструментами реализации корпоративной ответственности является механизм иерархического контроля или, другими словами, контроля со стороны менеджмента компании, стоящего выше по иерархической лестнице. Ответственность в организации не возможна без права принятия управленческих решений (кроме материальной ответственности на складах и торговых местах компании, а также материально-ответственных лиц, чья ответственность связана с расходованием подотчетных денежных средств или ресурсов и материалов). Поскольку в любой организации существует иерархическая лестница менеджмента, то каждый нижестоящий менеджер или лицо, принимающее решение, как правило, отчитываются перед вышестоящим менеджером. Исключением может быть руководитель компании (генеральный директор или президент, если он является единоличным владельцем этой компании). Во всех остальных случаях корпоративная ответственность присутствует на всех уровнях принятия решений в организации.Можно сделать вывод, что механизм реализации корпоративной ответственности является всеобъемлющим в организации, так как «нижестоящим» всегда придется выполнять решения «вышестоящих» под угрозой выговора, штрафа или, в отдельных случаях, увольнения[12].
В зависимости от того, какие последствия влечет за собой корпоративная ответственность, выделяют дисциплинарную и материальную ответственность в рамках корпоративной ответственности.
Дисциплинарная ответственность подразумевает форму воздействия на сотрудников компании основанную на дисциплинарных взысканиях. Такие взыскания могут отличаться в разных организациях и могут включать такие меры как замечание, выговор, штраф, лишение премирования, понижение в должности или перевод на другую должность.
Под материальной ответственностью понимается обязательство сотрудников компании, являющихся подотчётными лицами, возместить сумму нанесенного ущерба, но не более, чем размер материальной ответственности, установленной трудовым договором или договором о материальной ответственности.
Реализация корпоративной ответственности имеет ряд трудностей или барьеров, связанных с размеров организации, формой коммуникации в организации, сложностью иерархической лестницы управления и другими факторами.
Размер организации является одним из существенных факторов, влияющих на реализацию корпоративной ответственности. Чем больше размер организации, тем сильнее разрыв между лицом, принимающим решения, и контролем за исполнением принятого решения. У топ-менеджеров крупных компаний, как правило, просто не хватает времени на то, чтобы погрузиться и понять проблемы и трудности, которые существуют на более низких уровнях. Кроме того, в крупных организациях с целью возможности контроля процессов, протекающих в организации, число менеджеров может трети от всех сотрудников компании. Такие компании становятся забюрократизированными и те лица, которые должны принимать решения попросту перекладывают эти функции на вышестоящих для того, чтоб избежать ответственности. Кроме того, современная организация предполагает глубокую специализацию. Руководитель же всегда вынужден обобщать тем больше, чем выше его статус в иерархической лестнице. Поэтому, очень часто лицо, принимающее решение не обладает знанием и погружением в проблему на достаточном для самостоятельного анализа уровне, и вынужден рассматривать предложенные специалистами варианты решения.По этим же причинам многие управленческие решения инициируются более низкими звеньями. В значительной степени на высших уровнях иерархии принятие руководителем рекомендаций своих сотрудников основано на доверии к подчиненным[13].
Другим фактором, негативно влияющим на реализацию механизмов корпоративной ответственности, является позиция руководителя относительно подразделения, которым он руководит и его сотрудников. Одним из таких примеров может быть отождествление руководителя со структурным подразделением, которым он руководит. Руководитель в этом случаезанимает позицию своих подчиненных, защищая их от воздействия извне, становясь единоличным ответственным лицом за все, что происходит внутри подразделения. Действительно, иерархический контроль ставит перед руководителем необходимость выбора. Если менеджер не отождествляет себя со своими подчиненными и придерживается независимой точки зрения, то вряд ли сможет обеспечить их доверие и эффективное бесконфликтное взаимодействие. Если же он отождествляет себя с подчиненными, то разделяет или, по крайней мере, принимает и свойственные им ценности, а, следовательно, эффективность контроля принимаемых решений будет на достаточно низком уровне[14].
Недостаток коммуникации между сотрудниками является еще одним фактором, тормозящим реализацию корпоративной ответственности в иерархической структуре. Довольно частые сбои в процессе обмена информацией также являются фактором, оказывающим негативное воздействие на реализацию контроля. Если исполнители недостаточно осведомлены о том, что происходит в головах руководства (стратегии развития, видение организации процессов, политика принятия решений и пр.), то и руководство мало знает об истинных настроениях и мыслях своих сотрудников. Если о мотивах и целях принятия решений вовремя не сообщается, если информация фильтруется или искажается в процессе коммуникации, то в той же степени перестает действовать и иерархический контроль.
Кроме рассмотренных в работе видов ответственности, руководитель несет за свои решения еще и неформальную ответственность, так называемая моральная ответственность, другими словами необходимость учитывать нормы человеческих отношений, механизмом реализации которой является организационная культура, и нести ответственность в соответствии с этой культурой[15].
Под организационной культурой понимается вся совокупность групповых ценностей, норм поведения и способов деятельности, разделяемых членами организации. С течением времени, каждая организацияформирует собственную уникальную организационную культуру, в соответствии с которой развивается комплекс правил и норм поведения в организации.
Обеспечение соответствия принимаемых решений организационной культуре, ее ценностям, традициям, нормам поведения, осуществляется за счет психологических факторов. Если принятое решение выпадает из этой культуры, то ставит под сомнение авторитет руководителя и влечет за собой его ответственность.Таким образом, организационная культура ограничивает принимаемые решения еще и определенным кругом моральных принципов, норм и традиций и тем самым заполняет бреши, неизбежно оставляемые механизмами формального контроля.
Подводя итог, можно отметить, что ответственность за результаты принятого решения и его исполнения (или неисполнения) - весьма важный фактор управленческой деятельности, поэтому менеджер в процессе разработки управленческого решения должен оценить возможную меру ответственности в случае выбора каждой из возможных альтернатив. Для этого необходимо, прежде всего, определить вид ответственности и степень, в которой менеджеры ответственны перед другими людьми или группами как внутри организаций, так и вне их[16].
1.3. Контроль за соблюдением ответственности
Функция контроля является одной из составляющих функции управления организации. В общем смысле, контроль представляет собой сопоставление запланированного с фактическим. Контроль соблюдения ответственности несколько отличается от привычной формы контроля реализации управленческих решений, так как он связан скорее не с сопоставлением запланированного с фактическим, а с сопоставлением правил и норм с решением, принятым менеджером. Контроль позволяет выявить даже небольшие отклонения в действиях менеджеров и принимаемых ими решений от установленных правил, и норм, а также от запланированных мероприятий, отклонение от которых также влечет за собой ответственность[17].
Можно выделить следующие виды контроля, которые позволят на ранних стадиях выявить отклонения принимаемых решений и призвать менеджеров к ответственности, а также повлиять на результаты принимаемых решений:
1. Предварительный контроль.
Предварительный контроль реализуется до момента принятия решений и позволяет выявить возможные ошибки выработанных решений. В этом случае, при наличии каких-то отклонений, ответственность менеджера будет минимальна, так существенных ошибок удастся избежать. Именно поэтому, большинство менеджеров, принимая решения, стараются согласовать их с вышестоящим руководством, чтобы пройти первоначальный этап контроля и избежать серьезных последствий и ответственности за принимаемые решения.