Файл: Цветопередача и сущность картины И.И. Машкова «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой».pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ
1.1 Краткий анализ творчества И. И. Машкова в контексте эпохи.
1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей.
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ
2.2. Анализ композиционного решения
2.3. Световое решение на картине
2.5. Анализ колористических решений
2.6. Цветовая и тональная организация
ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ
Введение
Тема моей курсовой работы Цветопередача и сущность картины И.И. Машкова «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой»
Объект исследования - описание репродукции картины И.И.Машкова - «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой».
Предмет исследования - анализ колористической, цветовой и тональной организации живописного произведения И.И.Машкова - «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой».
Исходные данные для изучения: - провести анализ искусствоведческой и специальной литературы по вопросам колористки и цветоведения в живописи, выявить пути развития натюрмортной живописи начала ХХ века, выполнить живописную копию пейзажа в технике гуаши
Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.
При выборе темы для курсовой работы, мое внимание было привлечено картиной И. И. Машкова «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой». Ранее я была не знакома с его творчеством и мне показалось интересным ознакомиться с новым художником и его творчеством.
Также я захотела выбрать эту картину из-за того, что очень люблю натюрморты и очень бы хотела узнать новые техники написания, выбор красок, как ставить постановку для натюрморта и многое другое.
Данные знания очень помогут мне развить мои навыки и помогут в моей будущей профессии дизайнера, так как в дальнейшем мне предстоит работать с цветом, тоном и композицией, организацией объектов и их составляющего.
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ
1.1 Краткий анализ творчества И. И. Машкова в контексте эпохи.
Илья Иванович Машков - русский и советский художник, один из основателей и участник художественного объединения «Бубновый валет» и Общества московских художников, входил в состав объединений «Мир искусства» и общества «Московские живописцы», в период 1924-1928 член Ассоциации художников Революционной России, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
И.И.Машков рисовал картины в стиле реализма, кубизма и постимпрессионизма.
Из жанров он выбирал чаще всего натюрморты, портреты и пейзажи, но натюрморты занимали особое место в жизни мастера. Машков еще в годы обучения в училище живописи проявил себя как эксцентричный художник. Эмоциональная резкость, неординарность личности повлияли и на живопись. Для его натюрмортов характерна подчеркнутая декоративность, пластическая стихийность, яркость образов.
Натюрморты художника можно отнести к трем категориям: реалистичные, пограничные с примитивизмом и чисто примитивистские картины.[9]
Пережив революцию, почти двадцать лет Машков посвятил теме соцреализма. Он изображал лучших работников производства, партизан, колхозников, демонстрируя, как и другие художники этого направления, жизнь советского счастливого человека.
Машков не просто рисовал безоблачную жизнь и изобилие, но и сам проникся этими идеями
Уже в последние годы своей жизни Машков застал войну и писал холсты о солдатах и работниках госпиталей. Эти картины были живыми и эмоциональными из-за той боли, что пережили люди во время той войны.[9].
1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей.
Картина «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой» нарисована в жанре «натюрморт» в 1909 году. На этой картине И. И. Машков изобразил мужской головной убор тюбетейку и множество различных фруктов
И.И.Машков скорее всего использовал для написания натюрморта холст, кисти щетина под номерами 7,10,15,20 и масло в технике «многослойность». Благодаря этой технике он придал объём более светлым частям с помощью густых мазков и более тонких мазков-тени картины, это виднеется из-за грубоватого строя картины и намеренно-явных следов кисти - этим подчеркивается рукотворность, выявленность самого процесса создания этой картины.
Также в работе прослеживается техника пастозной живописи— это техника, которой присущи энергичность мазка, бурные эмоции, яркость. Именно она раскрывает перед автором возможность в своих творениях проявить особый темперамент, выявить все грани таланта, передать буйство эмоций и переживаний.
Целью пастозной техники в масляной живописи является замена: детальной прорисовки объемной текстурой и множества оттенков – направленным объемным мощным следом от кисти, который помогает получить тени и полутона в одном цвете, иллюзию движения и трёхмерности.[8]
Пастозное письмо на картине можно разглядеть в написании гранатов, так как именно там мы видим отчетливые мазки краски для придания теней и объёмности фруктам.
В натюрмортах Машков нередко располагал фрукты по окружности вокруг одного объекта и экспериментировал с формой самого холста. Например, это мог быть овал по форме подноса, на котором располагались фрукты. Такой является и картина «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой». Именно в этом натюрморте имеются два последовательных центра: во-первых, это тарелка с виноградом и сливами в центре картины, а во-вторых — это гранаты с персиками и тюбетейка, которые являются дополнением центральной композиции на картине.
Вывод по главе 1: бесспорно, творчество Ильи Ивановича Машкова является интересным и незабываемым. За техникой его работ можно наблюдать очень долго, разглядывая каждые мазки краски и движения кисти. Каждая его работа имеет свою историю и несмотря на то, что его картины были написаны около 100 лет назад они все равно считаются красивыми, интересными, неповторимыми и пользуются спросом. Именно такими работами хочется вдохновляться, любоваться и черпать из них новые идеи
Безусловно, картины тех времен имели свое настроение и скрывали в себе сложный смысл, именно это и показывает нам творчество Машкова, которых в своих работах описал множество событий того времени.
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ
2.1 Общий колорит.
Колорит изображения— это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков. гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом.
До сих пор четкого определения колорита нет. Под колоритом принято подразумевать систему цветов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении (искусства или дизайна), образующих эстетическое единство и выражающее какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека.
Для общего характера колорита чрезвычайно важно преобладание в нем холодных или теплых тонов. Теплыми называются такие тона, которые близки к желтому, красному. Они как бы согревают, радуют глаз, в то время как тона, близкие к синему или зеленому, успокаивают живописную поверхность, нейтрализуют ее.
Колорит данной картины Машкова выдержан в теплых и в холодных тонах: фон картины – холодный, а уже центральная композиция более теплая, поэтому сочетание тонов приятно глазу и (создают теплую атмосферу) как бы тоже согревают
Сама картина имеет несколько базовых цветов, которые можно считать базовыми цветами цветового круга (рис.2.1.)
Рисунок 2.1. Колорит картины.
Решение картины по цвету и колориту является основой идеи художественного произведения, так как цвет играет неотъемлемую роль в восприятии картины, как в художественном, так и в эмоциональном плане. Здесь цвет используется как функция и соответствует реальному цвету предметов, а также воспринимается в контексте символов. Фон изображен достаточно живописно по технике и мягко растушеван для больше однородности цвета.
2.2. Анализ композиционного решения
Проанализируем композиционную схему картины и ее функции. Картина, представленная в данной курсовой работе – является натюрмортом. Размер этого художественного произведения составляет 60х80.
Картина имеет довольно большие размеры и поэтому её лучше рассматривать с расстояния около двух метров, с которого она будет легко восприниматься глазами, а если захочется рассмотреть ее детали и нюансы, то их можно увидеть с более близкого расстояния.
Если бы эта картина увеличивалась в размерах, то соответственно увеличивалось бы расстояние человека от картины.
По моему мнению в этой картине присутствуют круговые схемы, на картине видно два последовательных центра.
Основные композиционные линии и последовательность направления движения взгляда зрителя:
1 круг - то есть центр картины: тарелка с виноградом и сливами,
2 круг- дополнение картины: тюбетейка и гранаты. (рис.2.2.)
Рис.2.2. Композиция картины.
Анализ композиции картины: в данном художественном произведении предметы объединяются общим движением, которое гармонирует с местоположением и ритмом всех сгруппированных масс. Они соединяются размером, каждый размер рассчитан под определенную часть композиции и идеально туда вписывается.
Объекты центральной композиции имеют более мелкие размеры, чем объекты дальнего плана. Это сделано для того, чтобы центральный план был более детализирован и человеку, который смотрит на натюрморт было интереснее рассматривать каждую деталь.
В этой картине присутствует некая скрытая символика: гранаты – это плодородие и бессмертие, персик - воплощение вечной юности, виноград — символ плодородия, успеха и беззаботной жизни, тюбетейка – символ мудрости, семейного благополучия и уберегает от дурного глаза, а сливы символизируют независимость и верность. Из-за такого сочетания предметов появляются ощущения доверия, домашности, спокойствия, уюта и внутреннего равновесия.
При написании натюрморта художник использовал некий консонанс, чтобы композиция смотрелась более гармоничной и спокойной, а также была приятна глазу. Ну а если бы картина была написана в диссонансе, то воспринимать ее стало бы намного сложнее – в этой ситуации невозможно сконцентрироваться на двух круговых центрах.
Основой композиции является статика: В этом художественном произведении прослеживается статичность, она использована здесь для передачи покоя, гармонии, и для того, чтобы подчеркнуть красоту предметов, передать некую торжественность, которая прекрасно сочетается со спокойной, даже немного домашней обстановкой. Именно в статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре предметы: гаранты, персики, возможно, лимон и апельсин, а также схожий по форме виноград - все они имеют округленную форму. Тюбетейка тоже имеет некие округлые формы(рис.2.3)
Рис.2.3. Круговая статичность.
Перспектива: натюрморт имеет воздушную перспективу, которая включает в себя следующие особенности и характеризуется тем, что глубина, кажется светлее, чем передний план(рис.2.4) [11]
Рисунок 2.4. Контраст фона и переднего плана.
2.3. Световое решение на картине
Значение света на картине: Количество света имеет значение, особенно в так называемой тональной живописи, где предметы и объекты объёмно написаны, и их форма в пространстве выглядит традиционно реалистично.
Сам натюрморт является достаточно темным, поэтому форма и объём предметов плохо различимы: из-за нехватки света. Малое количество света в постановке лишает её не только объёма и формы, но и цветности.
Могу предполагать, что картина имеет слабый свет, свет сверху.
Такое явление можно определить по падающей тени у гранатов и персиков, а также по бликам на виноградах и на гранате в правой части композиции. (рис.2.7)
Рисунок.2.7. Тени картины.
Теплый и холодный свет: Натюрморт Машкова имеет теплый свет, холодные тени. Автор скорее всего следовал закону теплости и холодности в живописи.
Задачей художника было подобрать необходимый замес и положить его в нужное место для наилучшей выразительности, правдоподобия, и, как мне кажется, у него это очень хорошо получилось.
Разница в тепло-холодности делает живопись цветной (полноцветной), контрастной не только по светлоте (а контраст - обязательное условие любого художественного произведения), понятной для восприятия зрителем и реалистичной. [12]