Файл: Цветопередача и сущность картины И.И. Машкова «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тёплый свет создаёт ощущение уюта, согревает (это свет от желтоватой электрической лампы, закатный свет садящегося за горизонт солнца, свет от открытого огня.

Тени при тёплом свете выглядят серо-голубыми, зеленоватыми, сложно-фиолетовыми и даже синими (это открытие импрессионистов, сделанное более 100 лет назад напряжённой творческой работой на открытом воздухе).

Направление светового потока: Направление света и расположение предметов относительно светового потока задаёт не только степень освещения предметов в живописи, но и определяет пропорциональное соотношение света и теней в картине.

Также в зависимости от направления потока света и положения предметов и объектов относительно него, а также высоты источника света меняется не только качество восприятия объектов на картине (их форма, объём, пространство между ними, точность детализации и другое), но и впечатление на зрителя от этих предметов и объектов.

На натюрморте источник света находится по центру сверху, а направление светового потока идет сверху некой окружностью, которая освещает полностью все объекты и оставляет на них красивые блики. (рис.2.8)

Верхний свет придаёт объектам некоторую духовность, лёгкость и возвышенность.

Рисунок.2.8. Блики и распределение света.

Характеристика взаимодействия света с пространством:

1. Свет – как дополняющий элемент пространства

2. Свет – как источник цвета.

3. Свет – как элемент придания формы объектам.

4. Свет – как элемент, создающий глубину.

5. Свет – как психологическое воздействие

6. Свет – как объемность объектов.

При рассматривании картины я отметила несколько специфических приемов, использованных автором, такие как:

1.сфумато – дымка на заднем плане. На картине ее можно заметить в фоне картины. Эта дымка имеет некую бархатистую зелено-синюю текстуру.

2.кьяроскуро – насыщенность и контрастность переднего плана. Она также заметна при рассмотрении объектов картины (гранаты, персики, тюбетейка)

Анализ фактуры заданной картины: Соответствие цвета, с реальным цветом объекта на этой картине, передает точную фактуру этого предмета или объекта. Художник почти точно передал оттенки фактуры художественных объектов.

Фактура при написании художественного произведения играет неотъемлемую роль в создании эмоционального восприятия картины и придает более реальную окраску и восприятия реальности объектов в картине.


Здесь фактура признана воспроизводить внешнее подобие предмета, что помогает воспринимать написанное действительностью.

Характер мазка: мазок кладется по направлению объекта, гладкой фактурой, но не делая нюансы на мелких частях, размер мазка может колебаться от 10 до 25 размера щетины.

У каждого художника была своя схема мазков, поэтому картины столь отличительны друг от друга для техники мазков художники используют специальный прибор – мастихин.

Толщина и ширина мастихина зависит от количества взятой краски, также мастихином можно передать утоненную или более реальную фактуру того или иного объекта.

Использование мастихина можно увидеть в написании гранатов, так как там заметен достаточно толстый слой краски, который еще и предал гранатам объемность. (рис.2.9.)

Рисунок 2.9. Работа, выполненная мастихином.

2.4. Анализ текстуры и мазка.

Немало художников используют фактурные мазки, которые делают картину более живой и насыщенной. Это позволяет выразить в ней энергетический порыв, движение, настоящую страсть.

В школе импрессионистов мазок передает форму предмета, формирует плоскости и фактуры. Такие импрессионисты, как Илья Машков старались воссоздать мгновенные эффекты освещения, и поэтому писали картины достаточно быстро, с немалой долей спонтанности, так чтобы фактура и мазок жили отдельно от формы.

Художники-импрессионисты старались использовать явные мазки различных типов, такие как короткий и быстрый мазок, плавный мазок, мазок для размазывания краски, густой мазок для формирования фактуры. Они смело накладывали друг на друга различные мазки и мягко смешивали их друг с другом.

Благодаря тому, что импрессионисты не использовали линии для формирования очертаний объектов, их границы отображались с помощью фактуры и цветовых эффектов.

На данном натюрморте мы можем заметить явные мазки краски на совершенно разных предметах, например на гранатах, предполагаемом мной лимоне, сливах, персиках и др.(рис.2.5)

Рисунок 2.5. Мазки: Структура.

Картина написана именно так, что автор передает объемность и форму предметам - фрукты благодаря цветным полосам(мазкам), создают интересную фактуру, форму и цвет в данном произведении искусства.


Незначительные мазки кисти позволили создать мягкие, нежные очертания, например персикам, которые находятся на переднем плане картины в левом нижнем углу. Именно эти мазки предали этим персикам некую «бархатистость» и передали сочность, и свежесть этих фруктов.

На картине мы можем заметить даже виднеющиеся трещины из-за толстого слоя мазка краски(рис.2.6)

Эти трещины добавляют какую-то изысканность и историю самой картине.

Рисунок 2.6. Трещины. Толщина мазка.

2.5. Анализ колористических решений

В натюрморте прослеживаются такие термины как: контраст по цвету, контраст светлого и темного, контраст холодного и теплого, контраст дополнительных цветов, симультанный контраст, контраст по насыщенности, контраст по площади цветовых пятен.

В этом художественном произведение прослеживается форсирование цвета, здесь каждый предмет отдельно описан от другого. Единственная заметная деградация в этой картине — это изображение фона картины, который состоит из трех цветов, плавно вмешанных друг друга, создающий эффект воздушности и плавности, можно даже сказать, что это некий эффект течение цвета.

Единицей цветового построения является изображение соотношения цвета реального предмета с действительным. В этой картине четко просматривается цветовая гармония (плавный и равномерный переход одного цвета к другому и полное их сочетание друг с другом). В этом художественном произведении присутствуют комбинации основных цветов цветового круга Иттена (рис.2.10) [11], также заметна комбинация сложных цветов, для получения более реальных оттенков и тонов.

Рисунок 2.10. Цветовой круг Иттена. Сочетание цветов [11]

Из предоставленной схемы цветового круга могу предполагать, что художник использует схему квадрата (использование красного, синего, желтого, зеленого) по цветовому кругу для большего сочетания и контраста цветов, как я говорила ранее, на этой картине присутствует сложная комбинация цветов, могу предполагать, что она создается именно из-за квадратной схемы сочетания цветов, так как там имеется 4 цвета.

Смотря на схему квадрата сочетания цветов, Квадратная схема практически повторяет прямоугольную схему, но цвета в ней равноудалённые по кругу (здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет), можно увидеть то, что красный находится напротив зеленого, а синий стоит напротив оранжевого цвета.


В этой схеме мы можем увидеть, что два цвета здесь являются вторичными – это оранжевый и зеленый, и два первичных цвета – красный и синий, а также они разделены по холодности и теплости: красный и оранжевый теплые цвета, а уже синий и зеленый холодные цвета.

Цвета здесь несхожи по тону, но также комплементарны. За счет этого образ будет динамичным, игривым и ярким.

В картине заметны типы контрастных и дополнительных взаимоотношений между цветами, более всего они заметны в изображении реальных, близких по отношению к друг другу объектах.

В искусстве сложились 7 цветовых контрастов: в этой картине, присутствуют цветовые контрасты такие как: контраст светлого и темного, чем дальше объект, тем темнее, контраст холодного и теплого, контраст дополнительных цветов.

В этой картине явно заметен контраст теплого и холодного, он передает ощущение удаленности изображение, что свидетельствует о нахождении перспективы в данной картине, так же можно предполагать, что присутствие холодно-теплого контраста дает ощущение определенной легкой, воздушной композиции, можно утверждать что именно на акцентах тепло-холодности контрастов, усилен эффект реалистичного изображения объектов.

По-моему мнению автор в этой картине использует смешанные краски, в данном художественном произведении затемненные цвета объектов ведут себя гармонично по отношению с другими объектами.

Взаимодействие цветов по насыщенности в образе картине присутствуют гармонично, образ становиться более утонченным и живым. Контраст цветовой площади проявлен здесь уравновешенностью композиции, пространственные цвета не нарушены, а вполне дополняют друг друга.

Взаимосвязь цветоформы в данной картине осуществляется эмоциональным и зрительным восприятием картины, то, что похоже на действительность воспринимается нами как данное.

Я заметила, что взаимосвязь цвета и формы, сейчас до сих пор решается, поэтому есть только одно решение, дать цвету больше свободы и чистоты писания.

Я считаю, что автора картины можно отнести к художникам колористам, по моему мнению И.И.Машков был великим русским художником, который не мог бы допустить неточность в передачи существенности картины.

Также про колористическое решение могу добавить, что автор специально использовал контрастность объектов, для изображения действительности и символики замысла картины.

В данной картине изображен достаточно мрачный сюжет, который создается благодаря темному фону натюрморта, но в тоже время здесь контрастируют фрукты, которые изображены в достаточно ярких цветах в сравнении с фоном, из-за этого, по моему мнению, создается некий баланс темного и светлого на данной картине.


2.6. Цветовая и тональная организация

В выше, сказанном я проводила общий анализ темы курсовой работы, так как это тоже было не менее важным заданием (как говорят: от общего к частному). Далее я раскрою основную задачу темы курсовой работы, то есть анализ цветовой и тональной организации картины.

Первым делом я опишу конкретно каждый из основных цветов картины, их здесь четыре (синий, зеленый, красный, неявно выраженный желтый), но помимо этих цветов есть и еще некоторые основные цвета, которые представлены на натюрморте. (рис.2.11)

Рисунок 2.11. Основные цвета картины.

В этом художественном произведении присутствуют как хроматические, так и ахроматические цвета.

Их ахроматических цветов присутствует белый и черный, а же из хроматических оттенков зеленый, желтый, красный и др.

По правилам живописи художественное произведение стоит рисовать с краев, значит и рассматривать, и описывать цвет следует с краев.

Основная тема- холодные цвета, акцентами являются теплые цвета: красный, охристые оттенки и др.

Первый цвет, бросающийся в глаза — это синий, который вписан в зеленоватый цвет, либо же более темные оттенки как черный. Синий цвет считается одним из активных цветов, также. Цвет тяжелый и плотный. Он задает некое спокойствие, которое достаточно виднеется в этом натюрморте. Также синий цвет на этой картине заставляет расслабиться, на этой картине синий сопровождает объекты постановки, немного подавляя и остужая их яркость и насыщенность своим глубоким цветом.

Следующий цвет, который я хочу описать – это зеленый. Этого цвета также большое количество, как и синего. Цвет более легкий, чем синий, цвет природы и спокойствия.

Этот цвет более уместен в каких-либо пейзажах, но также нередко его встретишь в написании разных натюрмортов и часто встречается в работах художников.

Зеленый цвет добавляет картинам некую легкость, свежесть, радость, которой так иногда не хватает в обычной жизни.

Около 40 процентов постановки картины содержит в себе оттенки синего и зеленого.

Эти цвета помогают успокоить передний план картины, который имеет достаточно яркие и теплые цвета, такие как: оранжевый, красный и др.

Из ахроматических цветов в этом художественном произведении присутствует чистый белый с нюансными отметками. Белый цвет является цветом ясности, чистоты, радости.