Файл: ОРГАНИЗАЦИЯ КАССОВОЙ РАБОТЫ В БАНКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты расчетно-кассового обслуживания физических и юридических лиц
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций
1.3 Кассовые операции: понятие, виды и порядок ведения
Глава 2. Анализ проведения расчетно-кассовых операций Сбербанка России
2.1 Организационная характеристика Сбербанк России
2.2 Экономические показатели работы банка
2.3 Анализ проведения кассовых операций за 2016-2017гг. ПАО Сбербанка России
Платежными поручениями могут производиться:
а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов) /депозитов и уплаты процентов по ним;
г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок". Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.
При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного договора[6].
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
- отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву в соответствии с его условиями. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по непокрытому (гарантированному) аккредитиву, а также порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву банком-эмитентом исполняющему банку определяется соглашением между банками. Порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву плательщиком банку-эмитенту определяется в договоре между плательщиком и банком-эмитентом[7].
Об открытии аккредитива и его условиях банк-эмитент сообщает получателю средств через исполняющий банк либо через банк получателя средств с согласия последнего.
Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке.
Передача документов об открытии аккредитива и его условиях, о подтверждении аккредитива, об изменении условий аккредитива или его закрытии, а также о согласии банка на принятие (отказе в принятии) представленных документов может осуществляться банками с использованием любых средств связи, позволяющих достоверно установить отправителя документа.
Размер и порядок оплаты услуг банков при расчетах по аккредитивам регулируются условиями договоров, заключаемых с клиентами, и соглашениями между банками, участвующими в расчетах по аккредитивам.
Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате. Плательщик по чеку обязан удостовериться в подлинности чека. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на внебалансовом счете N 91207 "Бланки строгой отчетности".
Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями. Чеки кредитных организаций могут использоваться клиентами данной организации, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений.
Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.[8]
В случае, когда сфера обращения чеков ограничивается кредитной организацией и ее клиентами, чеки используются на основании договора о расчетах чеками, заключаемого между кредитной организацией и клиентом.
Внутрибанковские правила проведения операций с чеками, определяющие порядок и условия их использования, должны предусматривать: форму чека, перечень его реквизитов (обязательных, дополнительных) и порядок заполнения чека; перечень участников расчетов данными чеками; срок предъявления чеков к оплате; условия оплаты чеков; ведение расчетов и состав операций по чекообороту; бухгалтерское оформление операций с чеками; порядок архивирования чеков.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк).
Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств.
Получатель средств представляет в банк указанные расчетные документы вместе с реестром, переданных на инкассо расчетных документов установленной формы. В реестр могут включаться по усмотрению получателя средств платежные требования или инкассовые поручения.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения (с приложенными в установленных законодательством случаях исполнительными документами) помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" с указанием даты помещения в картотеку.
Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством.
Кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня, представляющего собой часть рабочего дня, под которым понимаются календарные дни, кроме установленных федеральными законами выходных и праздничных дней, а также выходных дней, перенесенных на рабочие дни решением Правительства Российской Федерации. В течение операционного дня производится обслуживание клиентов, прием документов для отражения в учете (кроме консультационной работы, которая может проводиться в течение всего рабочего времени). Конкретное время начала, конца операционного дня определяется кредитной организацией и доводится до сведения обслуживаемой клиентуры[9].
При разработке правил документооборота банка должно обеспечиваться следующее.
Все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, в том числе из филиалов, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в этот же день. Бухгалтерскими записями также оформляются операции по счетам аналитического учета внутри одного счета второго порядка.
Документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени определяется кредитной организацией и оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.
Если необходимо по принятым документам осуществить перевод денежных средств с корреспондентских счетов, открытых в подразделениях расчетной сети Банка России или в других кредитных организациях, то операции совершаются в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
Глава 2. Анализ проведения расчетно-кассовых операций Сбербанка России
2.1 Организационная характеристика Сбербанк России
Сбербанк России - один из крупных коммерческих банков России и Восточной Европы. Главный офис Сбербанка России находится в Москве.
Президентом Сбербанка России является Герман Греф, и Cергей Игнатьев председатель наблюдательного совета.
Сбербанк России является лидером среди коммерческих банков по численности филиалов, территориальных банков, и агентств.
Этапы формирования ПАО "Сбербанка России".
1 этап 1841-1895г. |
Основание и развитие банковского дела в России: Первый клиент первого банка страны Рост до 500 клиентов в день. |
2 этап 1895-1917г. |
"Золотой Век" первого банка России и развитие финансовой грамотности населения: 3875 сберегательных касс 2 000 000 выданных сберкнижек. |
3 этап 1917-1941г. |
Первая революция и глобальные перемены в политике Сбербанка: Сберкассы стали осуществлять денежные переводы, выпускать собственные заемные сертификаты, проводили операции с процентными и ценными бумагами |
4 этап 1941-1953 г. |
Сбербанк в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время, участие в проектах государственного и общемирового значения: Учрежден новый Устав государственных сберкасс. |
5 этап 1953-1991 |
Развитие и преобразование Сбербанка во времена "оттепели", "застоя" и "перестройки": Количество сберегательных касс увеличилось вдвое: с 40 тысяч до 79 тысяч Количество клиентов банка возросло в 12 раз. |
6 этап 1991-200 г. |
Глобальные перемены Сбербанка России: жизнь по новым экономическим законам: Начали функционировать первые банкоматы Создан Негосударственный пенсионный фонд Сбербанка Начала работать услуга "Сбербанк ОнЛайн" |
7 этап 2009 |
Деятельность и меры Сбербанка России в тяжелой финансовой ситуации: кризис преодолен: Начала работать система "Сбербанк бизнес ОнЛайн" Сбербанк вошел в топ-20 крупнейших банков по рыночной капитализации Банк стал генеральным партнером Олимпийских игр "Сочи-2014". |
8 этап 2010 |
Новый этап в истории Сбербанка России: внедрение инновационных решений, новые программы и прогрессивные технологии. Новое будущее страны: Сбербанк отменил все комиссии за рассмотрение и выдачу кредитов Дважды были снижены процентные ставки кредитования. |
2015 Новый этап в истории Сбербанка России: внедрение инновационных решений, новые программы и прогрессивные технологии. Новое будущее страны:
Сбербанк отменил все комиссии за рассмотрение и выдачу кредитов
Дважды были снижены процентные ставки кредитования.
Обширная сеть банка, которая состоит из 1612 отделений, включающая 71 территориальный банк, 23223 филиалов, 154 агентства, делает доступными его услуги для всех граждан России. Дочерние банки Сбербанка России работают в Белоруссии, Казахстане, на Украине, в Германии. В июне 2015 года Сбербанк получил разрешение Китайской банковской регуляторной комиссии на открытие представительства в Пекине, а в сентябре 2015 года Банк России зарегистрировал филиал ПАО "Сбербанк России" в Индии.
С 1 апреля 2017 года собственный капитал банка составил 1773,10 млрд. руб. С начала года величина капитала возросла на 5,7%.
Банк был и остается одним из крупнейших работодателей России: по состоянию на 31 декабря 2016 года фактическая численность персонала Сбербанка составила более 450 тысяч сотрудников. Сотрудники Сбербанка России являются одним из квалифицированных, обеспечивающих высокую эффективность и конкурентоспособность банка. Без профессиональных и хорошо мотивированных сотрудников невозможно реализовать те амбициозные задачи, которые ставит перед собой банк.
Свои цели Сбербанк достигает с помощью командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей. Основными ценностями сбербанка являются:
- Стремление к совершенству
- Уважение к традициям
- Порядочность
- Инициативность и командность
- Стремление к совершенству
- Взвешенность и креативность
- Здоровый образ жизни
- Открытость и доброжелательность
На основе этих ценностей будут создаваться и поддерживаться взаимоотношения между сотрудниками, а также будут строиться системы управления внутри Банка и его взаимоотношения с клиентами.
Миссия Сбербанка России:
Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты.
Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников.
Стратегические цели Сбербанка на 2017 года:
Финансовые результаты:
К 2017 году объем увеличился более чем в три раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу на 5 процентных пунктов, что позволило поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%.