Файл: Актуальные проблемы теории и практики современной психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 392

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

«Значимы не наши страхи и не наша тревожность,

а то, как мы к ним относимся».

Виктор Франкл

Современную жизнь человека невозможно представить без проблем и стрессов. О профессиональных стрессах упоминают во всех развитых странах. С некоторыми мы справляемся без особых затруднений, а другие заставляют нас долго переживать последствия.

Психологическое благополучие учи­теля — одна из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. Известно, что работа педагогов связана с большими нагрузками. Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Ежедневная работа, без перерывов и часто без выходных, требует постоянного внимания и напряжения, большом количестве контактов с разными людьми, с растущей психологической нагрузкой. Все это ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, истощению запаса жизненной энергии человека и к серьезным физическим заболеваниям. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию [1]. Первое, что начинает чувствовать "выгорающий" человек это неудовлетворенность личной жизнью. Он сам загоняет себя в эмоциональную зависимость от работы и вдруг в какой-то момент он понимает, что он не может дальше нести этот груз. Человек начинает чувствовать усталость, моральное и физического истощение, что он «выгорел». Именно в этот момент, у человека появляются сомнения в полезности своей деятельности, снижается самооценка, осознается бессмысленность происходящего, начинаются переживания по поводу своей профессиональной и личной несостоятельности. Однажды подобное чувство испытал каждый. Дискомфорт начинаешь ощущать не сразу. Но если это повторяется вновь и вновь, человек не понимает, почему то, что ему было интересно и важно, становится безразличным.

Выбор данной темы обусловлен тем, что для учителей наиболее актуальным является психологическое благополучие. В этой связи большое значение приобретает изучение понятия эмоционального выгорания - как психологического явления, оказывающего крайне негативное воздействие на эффективность деятельности педагогов и их здоровье. Теоретические и эмпирические исследования феномена выгорания проводятся как в зарубежной психологии, так и в отечественной науке. Изучению данного феномена посвящены работы К. Маслач, С. Джексон, В.Е. Орел, Е.С. Старченковой, А.А. Рукавишникова, Н.Е. Водопьяновой, М.В. Борисовой и др. Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, менеджеров, психологов, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без коммуникации. Именно по этой причине первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: "Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие". В нашем исследовании мы опираемся на трехкомпонентную модель К. Маслач и С. Джексон, которая рассматривает выгорание как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями. Согласно этому подходу, при рассмотрении динамики выгорания необходим учет как минимум трех факторов: эмоционального истощения, деперсонализации, редукции персональных достижений.


Предметом особого исследовательского интереса являются взаимосвязь уровня эмоционального выгорания учителей с индивидуальными особенностями личности, полом, возрастом, стажем работы, уровнем образования, неудовлетворенностью социальным статусом, социально-психологическим климатом коллектива, недостатками в организации деятельности; влияние на уровень выгорания особенностей преподаваемого предмета, продолжительности рабочего дня, уровня заработной платы, семейного положения, мотивов трудовой деятельности, социального происхождения.

В данном исследовании ставятся следующие задачи:

изучить теоретический анализ теорий и подходов к изучению профессиональных стрессов и профессионального выгорания;

проанализировать факторы, определяющие возникновение синдрома профессионального выгорания у педагогов;

спланировать и провести эмпирическое исследование;

проанализировать полученные данные и сделать соответствующие выводы.

Предмет исследования - профессиональное выгорание у педагогов.

Объектом являются педагоги. Выборку составили 50 учителей МОУ "СОШ № 106" г. Саратова: 5 мужчин и 43 женщины в возрасте от 23 до 70 лет со стажем работы от 3 до 49 лет, среди которых учителя как начальных, так и средних и старших классов.

2. Проблема профессиональных стрессов

Попытка убежать от тревоги обречена на провал.

Более того, тот, кто желает избавиться от тревоги,

теряет бесценную возможность осуществлять себя,

не способен учиться быть человеком.

Ролло Мэй


Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагог должен постоянно повышать свой уровень профессиональной компетенции дабы соответствовать данным требования. Профессиональная активность становится все более насыщеннее и труднее. Труд большинства профессий тре­бует от человека повышенного расхода внутренних резервов, а продолжительные перегрузки оказывают не вполне благоприятное действие на человека, иногда даже дез­организуя его деятельность, приводя к стрессу.

В.А.Толочек [2] классифицирует стресс как один из множества разнообразных и наиболее распро­страненных экстремальных факторов, формирующих затрудненные условия деятельности.

Стрессовые восприятия человека зависят от положительных и отрицательных переживаний, уровней стрессоустойчивости организма и психики, а также способности переживать стресс без потерь.


Р.Лазарус [3] (1970) классифицирует 4 группы стресс-факторов: по принципу модальности и смы­словым категориям, по общности их проявлений, стрессор рассогласования деятельности и природ­ные стрессоры .

Анализ литературы позволил определить основные факторы, которые приводят к возникнове­нию стресса.

  1. Организационные факторы:

а) структурность

б) процессы

в)  управление

г)  содержание работы

д) средства работы

е)  физические, химические и технические условия труда

ж) социальные условия

Личностные факторы:

а) профессиональные

б)  организационные и морально-нравственные

в)  психологические

г)  физиологические

д)  физические

В учебнике «Современная психология труда» В.А.Толочек [4] выделяет четыре субсиндрома стрес­са в практическом плане :

а) когнитивный, характеризующийся изменениями восприятия и осмысления поступающей информации к человеку, находящемуся в экстремальной ситуации, проявляющийся в нарушении его понимания о внешне-внутренней пространственности и ориентации его мышления;

б) эмоционально-поведенческий, состоящий из эмоциональных реакций на экстремально-критические ситуации и условия;

в)  социально-психологический, который проявляется в изменении стиля коммуникации людей в стрессовых ситуациях.

г)  вегетативный — возникает при тотальных или же локальных физиологических стрессовых реакциях, направленных на приспособление,

Л.Е.Панин описывает психоэмоциональное напряжение с включением признаков, среди ко­торых основных лишь пять. [5]

  1. Клинические — это реактивная и личностная тревожность, также повышение эмоциональной нестабильности.
  2. Психологические, к которым относятся снижение самооценки, степени социальной адаптированности и подавляющей толерантности.
  3. Физиологические, протекающие с доминированием симпатической нервной системы над па­расимпатической и нарушением гемодинамики в целом.
  4. Эндокринные — увеличение активности гипоталамо-гипофиз-надпочечниковой и симпатоадреналовой систем организма.
  5. Метаболические — рост в крови транспортных форм жировых соединений.

Проявления стресса очень многообразны. Условно симптомы стресса классифицируют на три группы: физиологические, поведенческие и психологические. Меха­низмы воздействия стресса на здоровье человека полностью не изучены.


Важным фактором жизне­деятельности работающего человека является стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость определяется как умение человека устоять перед трудностями жизни и работе, подавляя при этом свои эмоциональные переживания, проявляя такт, сдержанность, терпение во всевозможных экстремальных ситуациях. Стрессоустойчивость - это совокуп­ность личностных качеств индивидуума, которые позволяют трудящимся преодолевать интеллекту­альные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, зависящие от особенностей профессио­нальной деятельности.

В литературе [6] описано несколько факторов, которые смягчают воздействие стресса на психиче­ское и физическое здоровье человека :

а) социальная поддержка, которая включает все виды помощи от тех, с кем человек связан какой-либо социально-психологической связью.

б) оптимизм, определяемый как общая тенденция к ожиданию благополучных исходов;

в)  стойкость — это приверженность к выборочным идеалам или комплекс определенных индивидуальных черт, а конкретнее — ответственности, направленности к преодолению сложностей, что способствуют сопротивляемости к стрессогенным факторам;

г)  реактивность вегетативной нервной системы — признак устойчивости физиологической реакции к воздействию стресса.

В психологии труда описаны различные виды стрессов, такие как организационный, рабочий, профессиональный, которые обусловливаются трудовой деятельностью человека .

Термин «профессиональный стресс» [7] понимается как системная реакция организма на несораз­мерность состояния функциональных систем требованиям экзо- и эндогенных стимулов и факторов профессиональной среды.

Имеется и другое определение, что профессиональный стресс — это стресс работника, возникающий под влиянием факторов, определяемых условиями, отношениями сотрудников, оплатой труда, проблемой самореализации.

В современной литературе нет определённой классификации профессионального стресса. Мне­ние большинства специалистов психологии труда сошлось на классификации Н.В.Самоукиной [8], кото­рая выделила следующие виды профессионального стресса:

  • информационный стресс, характеризующийся высокой интенсивностью перемен информаци­онных параметров, а также возникающий в условиях нехватки времени и затрудняющий его преодоление в условиях высокой ответственности;
  • эмоциональный стресс, возникающий при реальной экстремальности проделываемой работы;
  • коммуникативный стресс, связанный с проблемой общения. Он характеризуется высокой сте­пенью конфликтности, неумением контролировать себя, неспособностью тактично отказывать в чем-либо, незнанием средств защиты от манипуляций;
  • профессиональный стресс достижения, который определяется как несоответствие степени ожиданий настоящим возможностям человека;
  • стресс, вызванный страхом допустить ошибку, связанный с двумя моментами: слишком силь­ная установка, нацеленная на успех, и запреты или карательные санкции при наличии ошибки. Данный вид стресса «блокирует» творческие способности человека, у него постепен­но развивается отказ от всего рискованного и нового;
  • профессиональный стресс конкуренции, осознание «конкурентов», что впоследствии может привести к личностным деформациям;
  • профессиональный стресс успеха, определяемый как интенсивный стресс, «обессмысливаю­щий жизнь»;
  • стресс зарабатывания денег, который ведёт за собой шлейф личностных нарушений.

В последнее время был изучен профессиональный стресс специалистов различных про­филей и специа­льностей. Воздействие профессионального стресса проявляется в перена­пряжении и истощении резервных механизмов функциональных систем, которые отвечают за обес­печение адаптации к разного рода факторам, повышении психофизиологической роли деятельности, в усугублении здоровья работающих и в понижении качества деятельности.

3. Профессиональное выгорание.

Термин «синдром сгорания (выгорания) личности» (burnout) ввел американский психолог Х.Фреденберг в 1974 году, и использовался для характеристики психологического состояния людей, чья работа связана с тесным общением с клиентами, эмоциональным перенапряжением. Необходимо помнить, что термин "профессиональное выгорание" не является медицинским диагнозом. Под «выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы; состояние изнеможения параллельно с ощущением собственной ненужности. Существуют различные определения «выгорания», однако в общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов. В связи с этим синдром» психического выгорания» - это явление деформации личности-профессионала под влиянием длительного профессионального стажа.[9]

Большой вклад в становление данного синдрома психологического переутомления внесла американский психолог Маслач (1976). С. Маслач - одна из ведущих специалистов по исследованию «эмоционального сгорания» описывает этот синдром, как чувство эмоционального истощения, изнеможения (человек чувствует невозможность отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация, деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к клиентам); негативное самовосприятие в профессиональном плане - недостаток чувства профессионального мастерства. Е. Махер (1983 г.) в своем обзоре обобщает перечень симптомов «эмоционального сгорания»:

а) усталость, утомление, истощение,

б) психосоматические недомогания,

в) бессонница,

г) негативное отношение к клиентам,

д) негативное отношение к самой работе,

е) скудость репертуара рабочих действий,

ж) злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками,