Файл: Менеджмент человеческих ресурсов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных условиях в Российской Федерации существенное значение получают вопросы основных функций в системе менеджмента, которые дают возможность увеличить экономическую эффективность производственного процесса.

В условиях рыночной экономики нужна принципиально новая концепция развития предприятия, которая будет являться жизнеспособной в современных условиях хозяйствования. Руководители субъектов хозяйствования должны выступать в качестве инициаторов в сфере реализации организационных и технологических перемен.

Процесс менеджмента на предприятии является сложной работой, которую невозможно выполнять эффективно, если руководствоваться только заученными формулами. В целях эффективной организации менеджмента необходимо использовать планирование, организацию, мотивацию и контроль для достижения целей предприятия.

Все вышеизложенное определяет актуальность темы данного исследования.

Объект исследования – ООО «Рассо».

Предмет исследования – менеджмент человеческих ресурсов.

Цель работы – анализ эффективности менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Рассо» и разработка путей ее повышения.

Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:

– рассмотреть теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов;

– провести анализ эффективности менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Рассо»;

– разработать рекомендации по повышению эффективности менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Рассо».

В процессе исследования были изучены научные труды как отечественных, так и зарубежных авторов, таких как: Балашов А.П., Виханский О.С., Зарецкий А.Д., Кнышова Е.Н., Маслова Е.Л., Михалева Е.П., Самойлова А.Г. и др., а также документы предприятия.

1 Теоретические аспекты Менеджмента человеческих ресурсов

1.1 Понятие системы менеджмента человеческих ресурсов

Система менеджмента человеческих ресурсов включает в себя все происходящие процессы, а также все службы, подсистемы, коммуникации предприятия. Коллектив на предприятии можно разделить на две группы. Первая – управляемая, вторая – управляющая [2, c. 109].


Рассмотрим их. В управляемую группу входят элементы, которые задействованы в процессе создания материальных и духовных благ или оказания услуг. Это подчиненные.

Управляющая группа осуществляет все функции, необходимые для выполнения поставленных перед организацией задач, для этого она должна обладать необходимыми ресурсами: материальными, трудовыми, финансовыми. Она координирует работу всех сотрудников и владеет всеми техническими средствами, например, такими, как связь, техника, также отвечает за работу производства и процесс дальнейшего совершенствования организации. Это руководители.

В зависимости от структуры организации и количества подчиненных, руководителей может быть несколько, при этом они все подчиняются одному главному менеджеру [9, c. 87].

Выделяют такие этапы управляющей подсистемы:

– планирование – показывает, какого результата можно достичь;

– регулирование – поддержание оптимального установленного режима работы;

– маркетинг;

– учет;

– контроль [7, c. 212].

Системы менеджмента – это системы, объединяющие в себе все указанные составляющие для достижения высшей цели организации [4, c. 53].

Любая концепция имеет свой субъект и объект. Рассмотрим, какие они у системы менеджмента. К объектам относятся:

– работники;

– служащие;

– группы сотрудников;

– трудовой коллектив.

Субъект системы менеджмента человеческих ресурсов представлен различными структурами управленческого персонала [1, c. 94].

В нынешних условиях координирование работы персонала требует особого мастерства от руководителя. К этому приводят нестабильная экономическая ситуация, конкуренция. Поэтому, создавая современные системы управления, менеджер должен знать принципы их построения.

1.2 Основные функции и принципы менеджмента человеческих ресурсов

Под функциями менеджмента человеческих ресурсов понимаются этапы управленческой цепи, или промежуточные результаты при продвижении к цели. К функциям менеджмента относятся:

– планирование;

– организация;

– мотивация;

– контроль;

– координация.

Планирование является первоосновой менеджмента и заключается в определении целей и направлений деятельности созданного предприятия.


Организация как функция менеджмента направлена на формирование управляющих и управляемых систем, а также связей и отношений между ними, обеспечивая упорядоченность технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности каждого предприятия.

Мотивация – это процесс побуждения работников к высокопродуктивной деятельности для удовлетворения своих потребностей и достижения целей организации.

Контроль – это система наблюдения и проверки соответствия функционирования предприятия установленным стандартам и другим нормативам, выявление допущенных отклонений от принятых решений и определения причин их невыполнения.

Координация как функция менеджмента представляет собой процесс, направленный на обеспечение пропорционального и гармоничного развития различных сторон (производственной, технической, финансовой и др.) объекта при оптимальных затратах материальных, финансовых и трудовых ресурсов [6, c. 227].

Общие принципы управления характеризуются тем, что имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и на все отрасли народного хозяйства.

К общим принципам управления можно отнести:

– целенаправленность;

– ответственность;

– компетентность;

– дисциплину;

– стимулирование;

– иерархичность;

– централизацию и децентрализацию управления.

Принцип целенаправленности предопределен сущностью программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделением.

Принцип ответственности предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач.

Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов в процессе принятия решений.

Неотъемлемым принципом управления является дисциплина, которая должна присутствовать в любой системе управления на любом уровне.

Принцип стимулирования предполагает, прежде всего, мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов.

Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим.

Принцип централизации и децентрализации управления определяет оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении, что предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности [3, c. 65].


В заключение главы можно сделать следующие выводы:

Система менеджмента включает в себя все происходящие процессы, а также все службы, подсистемы, коммуникации предприятия. Коллектив на предприятии можно разделить на две группы. Первая – управляемая, вторая – управляющая.

Под функциями менеджмента понимаются этапы управленческой цепи, или промежуточные результаты при продвижении к цели. К функциям менеджмента относятся: планирование; организация; мотивация; контроль; координация.

2 Анализ эффективности менеджмента человеческих ресурсов в ООО «Рассо»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

ООО «Рассо» было создано в 2001 году. Основным видом деятельности ООО «Рассо» является производство спецодежды.

  1. Ассортимент продукции предприятия представлен следующими наименованиями:
  2. 1) летняя спецодежда;
  3. 2) медицинская одежда;
  4. 3) спецодежда для охоты, рыбалки, туризма;
  5. 4) защитная спецодежда;
  6. 5) зимняя спецодежда.
  7. Цель ООО «Рассо» – это выпуск современной, удобной и качественной спецодежды. Высокотехнологичное оборудование, квалифицированный штат сотрудников позволяют выпускать изделия, максимально удовлетворяющие требованиям заказчиков.
  8. Пошив рабочей одежды выполняется из натуральных тканей, таких как шерсть, лен, хлопок, смесовая и синтетические ткани. Все материалы, конструктивные и технологические особенности в спецодежде строго определены в зависимости от ее назначения и сферы деятельности.
  9. ООО «Рассо» предлагает швейные услуги по производству рабочей одежды любой сложности. Свое частное швейное производство дает возможность более гибко подойти к каждому заказу и предоставить покупателю спецодежду, учитывая большое количество скидок в зависимости от сделанных заказов.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации за 2016-2018 годы представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Рассо» в 2016-2018 годах


Показатели

2016 год

2017 год

2018 год

Изменение, +/-

Темп роста, %

2017 / 2016

2018 / 2017

2017 / 2016

2018 / 2017

Выручка, тыс. руб.

41213

57521

77030

16308

19509

139,6

133,9

Себестоимость продаж, тыс. руб.

24107

42988

56525

18881

13537

178,3

131,5

Затраты на рубль реализованных товаров, руб.

0,58

0,75

0,73

0,17

-0,02

129,3

97,3

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

12458

5401

9466

-7057

4065

43,4

175,3

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

8186

372

1931

-7814

1559

4,5

519,1

Рентабельность продаж, %

30,23

9,39

12,29

-20,84

2,9

-

-

Рентабельность реализованных товаров, %

51,68

12,56

16,75

-39,12

4,19

-

-

Таблица составлена по: [11]

Анализ данных хозяйственно-финансовой деятельности ООО «Рассо» показывает, что в организации наблюдается рост основных «объемных» показателей за 2016-2018 годы. Так, имеет место увеличение выручки, себестоимости.

За 2016-2018 годы выручка выросла на 35817 тыс. руб. или на 86,91%. В результате роста объема реализации товаров, изменилась и себестоимость. Ее рост за 2016-2018 годы составил 32418 тыс. руб.; темп роста – 2,34 раза.

Увеличение выручки связано не только с процессами ценообразования, то есть влиянием инфляционного фактора, вызванного ростом цен, но и приростом объема продаж в натуральном измерении. Вместе с тем, темп роста выручки (186,9%) ниже темпов роста себестоимости (234%).

Данное обстоятельство привело к увеличению затрат на один рубль реализованных товаров на 0,15 руб. в 2018 году по сравнению с 2016 годом. Величина затрат в рубле реализованных товаров, равная 0,73 руб. в 2018 году по сравнению с 0,58 руб. в 2016 году, является свидетельством уменьшения прибыли от продаж.