Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Различные отрасли современной науки предлагают множество разнообразных интерпретаций понятия «менеджмент» в зависимости от особенностей использования, специфики исследования, выделенных приоритетов, принадлежности к той или иной научной школе конкретного автора. Однако актуальной на сегодняшний день является необходимость выделения из этого многообразия понятий такого, которое в наибольшей степени отвечает реальной управленческой практике.

Наиболее часто используемые в научной и практической деятельности трактовки понятия «менеджмент» принадлежат таким ученым как: И. Адизес, М. Альберт, Р. Дафт, П. Друкер, М. Мескон, Ф. Xедоури, однако они, при всей обоснованности и значимости для теории и практики менеджмента, не отражают специфичности явления, обусловленной современными реалиями.

Цель работы – исследовать сущность менеджмента; выявить различия менеджера и предпринимателя.

Задачи работы:

1) исследовать понятие менеджмента; провести дифференциацию между предпринимателем и менеджером;

2) проанализировать эффективность менеджеров в АО «Энерготехмаш»;

3) разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности менеджмента в АО «Энерготехмаш».

Объектом исследования является АО «Энерготехмаш».

Предметом исследования являются сущность менеджмента; различия между менеджером и предпринимателем.

Научно-методической основой работы являются исследования в области менеджмента.

Базовыми методами исследования является анализ, сравнение, оценка. В работе применялись также табличные методы исследования, фотография рабочего дня.

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента

1.1. Понятие менеджмента

В отечественной литературе дано большое количество определений менеджмента. В «Экономическом словаре» менеджмент определяется как успешное управление, как деятельность, которая удается и получается. При этом указывается, что менеджмент является многозначным[1].

В «Большом экономическом словаре» менеджмент определяется как рациональное управление современным производством, тесно связанное с улучшением организации и внедрения новых технологий и методов управления для повышения эффективности производства и бизнеса. Основная цель менеджмента - получение высокой прибыли производства при минимальных затратах[2].


Большой словарь-справочник «Экономика и право» определяет «менеджмента» как управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и используемых для повышения эффективности производства и увеличения прибылей[3].

Новая экономическая энциклопедия рассматривает менеджмент как систему управления предприятием, фирмой, учреждением, коммерческой организацией или как предпринимательское управление[4].

«Современный экономический словарь» определяет менеджмент как: совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и его персоналом. Цель менеджмента - достижение максимальной эффективности производства и лучшего использования ресурсного потенциала предприятия ( фирмы, компании, учреждения)[5].

По Ж. Т. Тощенко, менеджмент – это способы и методы познания и регулирования экономических и социальных процессов в организациях[6].

Резюмируя приведённые определения можно сказать, что менеджмент - это сумма определенных технологий для увеличения эффективности деятельности любой системы на уровне организации (предприятия, фирмы, учреждения) с целью увеличения прибыли.

Таким образом, менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов преимущественно базирующихся на экономических механизмах[7].

Менеджмент детище рыночной экономики. Он появился благодаря потребности бизнеса в эффективном управлении. Поэтому основной целью менеджмента является получение максимальной прибыли, или доходности, в деятельности организации путем минимизации затрат за счёт рациональной организации производственного процесса. Включая управление производством и развитие технологической базы, а также эффективного использования кадрового потенциала при одновременном повышении мотивации, творческой активности каждого сотрудника.

Управление в отечественной научной литературе определяется как функция организмов, систем различной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы или сознательно поставленную цель.


Управление - это властная форма труда, закреплённая социальными отношениями людей в трудовом коллективе. Она характеризуется местом в организации труда (важностью и сложностью выполняемых задач), которое, как правило, называют должностью, или местом в системе распределения труда.

В «Современном экономическом словаре» управление это сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов управления на людей и экономические объекты, с целью получения желаемые результаты[8].

В «Новой экономической энциклопедии» управление - это процесс поддержания функционирования или перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на объект управления с целью изменения его состояния[9].

В словаре-справочнике «Экономика и право» управление трактуется как совокупность действий, выбранных на основе анализа определенной информации, направленных на поддержание и оптимизацию функционирования объекта в соответствии с имеющейся программой или целью функционирования[10].

Приближаясь к системе социально-культурного управления, можно определить управление как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект для обеспечения его эффективного функционирования и развития.

Таким образом, понятия «управление» и «менеджмент» имеют сходства и различия.

Основное сходство заключается в том, что они направлены на достижение поставленной цели или целей. И управление, и менеджмент способствуют развитию системы, в которой они применяются.

Различия. Понятие «управление», является более широким понятием, чем «менеджмент». Управление включает в себя понятие «менеджмент». Управление - это всегда процесс, направленный на какие-то действия, а менеджмент - это как правило, совокупность способов, инструментов для достижения цели и осуществления управления. Менеджмент направлен на получение максимальной прибыли, управление - на развитие объекта управления. Менеджмент использует кадровый ресурс только как средство для совершенствования деятельности организации, а управление использует человеческий ресурс как объект влияния. Менеджмент обязательно должен быть эффективным, управление может быть любым.

Таким образом, можно сделать вывод, что при анализе управления в социально-культурной деятельности важна именно категория «управление», а не «менеджмент», так как управление решает задачи не только эффективности деятельности, но и актуальные теоретические и методологические проблемы этой сфере[11].


Анализ и обобщение литературных источников выявили многообразие подходов к дефиниции понятия «менеджмент». Гуру менеджмента И. Адизес[12] и П. Друкер[13] отмечают, что понятию «менеджмент» нет аналогов не в одном языке мира, даже в английском Британских островов, подчеркивая тем самым чисто американское происхождение данного понятия, а также его полисемантический характер, так как понятие «менеджмент» включает в себя и определенную функцию, и социальный статус людей, ее выполняющих, и учебную дисциплину, и область научного исследования. Реализуя кластеризацию этого смыслового многообразия, выделим ряд подходов, среди которых:

1. общий (философский) подход, в рамках которого менеджмент рассматривается как наука и искусство, объединяющий в себе общее и индивидуальное;

2. функциональный подход предполагает, что в классической парадигме «менеджмент» представлен процессом реализации определенного набора управленческих функций, а именно планирования, организации, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации[14]. По мнению М. Мескона, «...менеджмент – это вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях, область человеческого знания, помогающая осуществить эту функцию»[15];

3. процессуальный подход конституирует менеджмент, как процесс принятия и реализации управленческих решений. Получая информацию о рыночных отношениях, менеджер принимает решение, которое является реакцией на ситуацию рынка и других элементов внешней среды;

4. поведенческий (психологический) подход рассматривает менеджмент как механизм, обеспечивающий взаимодействие управляющего и управляемого субъектов, при котором первый отслеживает функционирование второго относительно достижения заранее поставленных целей[16]. Многие авторы в определение этого термина включают признаки управления: это определенные структуры, наличие порядка среди элементов этих структур, а также ожидаемые от него результаты (упорядочение системы, обеспечение целостности, взаимосвязь компонентов организационных систем), условия, касающиеся качества субъекта управления (опыт, сознание, способности, образование, компетентность); субъектно-объектный (кибернетический) подход использует следующую обобщенную дефиницию, а именно целенаправленное воздействие субъекта управления (менеджер) на объект управления (исполнитель) с целью изменения параметров его функционирования;


5. субъектно-субъектный или субъектно-полисубъектный (рефлексивный) подход подразумевает создание соответствующих информационных оснований для принятия субъектом решений в интересах организации, предполагает учет ценностно-целевых ориентиров субъекта, понимание механизмов его мышления, включает в себя интенциональность различных порядков, то есть замещает однобокое воздействие, предусмотренное в рамках субъектно-объектного подхода, на взаимодействие, которое включает многоитерационные взаимосвязи[17].

Таким образом, представляется целесообразным использовать следующее определение понятия «менеджмент», а именно: целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем для изменения (поддержания) параметров функционирования или достижения запланированного развития на основе рационального использования ресурсов[18].

Суть «взаимосвязанных действий» состоит в неразрывности прямого и обратного воздействий, органического и перманентного сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, через коммуникацию и деятельность. Кроме того, взаимодействие – целостная, внутренне дифференцированная, саморазвивающаяся система отношений управляющей и управляемой подсистем. Такое понимание взаимодействия, передающего суть менеджмента, предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых субъектов, коэволюцию, структурное сопряжение их когнитивных систем в результате многоитерационных управленческих интеракций, подстройкой их систем различения под взаимно отражаемые образы[19].

1.2. Развитие теории менеджмента как смена парадигм

Теория менеджмента имеет долгую историю развития. Эволюцию теории управления можно разделить на несколько ключевых этапов. Каждый этап имеет свои характерные особенности развития, которые связаны с изменением общественных и экономических отношений. А переход от одного этапа к другому характеризуется сменой парадигм управления. Парадигма – это ключевая идея, лежащая в основе построения концепции, в данном случае – концепции управления[20].

Индустриальный менеджмент. Конец 19 и начало 20 века – эпоха массового производства. Она подразумевала широкую индустриализацию, развитие промышленных предприятий, руководство которых было сосредоточено на процессе производства, нежели на проблемах управления. Поэтому главным предметом исследования была производственная деятельность[21]. Менеджмент того времени по праву можно назвать научным производственным менеджментом, так как наука управления была ориентирована на производство. Основоположником школы научного менеджмента является Ф. Тейлор. Именно он впервые применил количественный анализ к исследованию производственной деятельности и разработал принципы научного менеджмента. Его последователи Ф. и Л. Гилбреты изучали физическую работу в производственных процессах и взаимосвязь затраченных усилий с выпуском продукции.