Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Анализ и изучение конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По результатам проведенного анализа наибольшее соответствие показало CASE-средство Bpwin process modeler, которое будет использовано для моделирования бизнес-процессов предметной области [8].

Существует ряд нотаций, используемых в структурном подходе. Это нотации IDEF0, DFD, IDEF3. Нотация IDEF0 имеет жесткие правила создания модели бизнес-процесса. Эта нотация позволяет представить изменение информационных, денежных и материальных потоков при прохождении бизнес-процессов. Несмотря на сложности нотации, ее преимуществом является наглядность и понятность модели бизнес-процесса [10].

Нотация DFD используется для моделирования потоков данных, которые сопровождают бизнес-процессы. Эта нотация применяется для моделирования бизнес-процессов при разработке программного обеспечения и баз данных.

Нотация IDEF3 позволяет представить процессы предметной области в виде работ. Получившаяся модель показывает логику выполнения работ [6].

Для моделирования бизнес-процессов выбрана нотация IDEF0, поскольку она позволяет рассмотреть процесс комплексно, обладает неизбыточной детализацией и включает все необходимые инструменты.

2. Моделирование бизнес-процессов «как есть»

Для того, чтобы дать характеристику бизнес-процессам предметной области, воспользуемся методологией IDEF0, которая позволяет провести структурированный анализ бизнес-процессов.

На рисунке 2 представлена контекстная диаграмма бизнес-процесса анализа и изучения конкуренции.

Входами процесса являются информация об организации и информация о продукте или услуге. Выходом является отчет об уровне конкуренции. Механизмом процесса является маркетолог.

Рисунок 1. Контекстная диаграмма бизнес-процесса

Управление процессом осуществляет начальник отдела маркетинга, также процесс управляется внутренними правилами, регламентами и инструкциями.

На рисунке 3 представлена декомпозиция бизнес-процесса анализа и изучения конкуренции. Процесс анализа и изучения конкуренции делится на следующие этапы: подготовительный этап, поиск информации, обработка информации и формирование отчета. На подготовительном этапе маркетолог изучает информацию об организации, продукте или услуги. На основании этой информации разрабатываются критерии для анализа. Согласно этим критериям, осуществляется поиск данных в сети Интернет, печатных изданиях, при посещении выставок и мероприятий. Затем маркетолог осуществляет обработку информации полученной информации. После того как информация была обработана, маркетолог формирует отчет о проделанной работе.


На подготовительном этапе на основании информации о продукте и организации маркетолог выделяет сегмент рынка и целевую аудиторию. Таким образом формируются критерии для проведения анализа. Модель процесса подготовительного этапа представлена на рисунке 4.

На рисунке 5 представлена декомпозиция бизнес-процесса сбора данных. Согласно выделенным критериям осуществляется поиск данных в сети Интернет, печатных изданиях, а также при посещении мероприятий. После этого маркетолог осуществляет подготовку всех собранных материалов для дальнейшего анализа.

На этапе обработки данных, декомпозиция которого представлена на рисунке 6, осуществляется анализ конкурентов по четырем методикам: SWOT-анализ, анализ по методу Портера, анализ уровня конкуренции и анализ стратегии конкурентов. На основании полученных результатов формируется отчет о конкурентной ситуации.

Рисунок 3. Декомпозиция бизнес-процесса анализа и изучения конкуренции

Рисунок 4. Декомпозиция бизнес-процесса подготовительного этапа

Рисунок 5. Декомпозиция процесса сбора данных

Рисунок 6. Декомпозиция процесса обработки информации

Применяемый метод анализа и изучения конкуренции является эффективным и позволяет всесторонне оценить конкурентную ситуацию. Однако, он требует больших временных затрат.

На основании проделанной работы специалист отдела маркетинга составляет отчет, в котором систематизированы данные о конкурентной среде, полученные в результате проведения анализа. Модель бизнес-процесса формирования отчета представлен на рисунке 7.

Рисунок 7. Модель бизнес-процесса формирования отчета

Практическая часть

  1. Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов

Осуществляя реорганизацию бизнес-процессов предприятия необходимо выделить зоны ответственности. Это позволяет сделать каждый этап бизнес-процесса контролируемым и избежать «слепых зон». В процессе анализа и изучения конкуренции задействованы следующие специалисты отдела маркетинга:


  1. Менеджер по работе с покупателями.
  2. Аналитик маркетинговой деятельности.
  3. Менеджер по планированию.
  4. Менеджер по разработке товаров и услуг.
  5. Менеджер по рекламе.
  6. Менеджер по маркетинговым исследованиям.
  7. Менеджер по сбыту.

Поскольку каждый специалист осуществляет свои функциональные обязанности, необходимо на каждый этап выполнения процесса анализа и изучения конкуренции назначить конкретного специалиста. Процесс анализа и изучения конкуренции делится на следующие этапы:

  1. Подготовительный этап.
  2. Сбор данных.
  3. Обработка данных.
  4. Формирование отчета.

Распределение специалистов по этапам бизнес-процессов представлено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение специалистов по этапам бизнес-процесса

Этап

Специалист

Подготовительный этап

Сбор данных

Обработка

данных

Формирование

отчета

Менеджер по работе с покупателями

+

Этап

Специалист

Подготовительный этап

Сбор данных

Обработка

данных

Формирование

отчета

Аналитик маркетинговой деятельности

+

+

Менеджер по планированию

+

Менеджер по разработке товаров и услуг

+

Менеджер по рекламе

+

Менеджер по маркетинговым исследованиям

+

+

Менеджер по сбыту

+

В ходе анализа бизнес-процессов предметной области было выявлено, что процесс обладает высокими временными затратами не только на сбор данных, но также и на подготовительном этапе, и при обработке данных. Минимизации временных затрат можно добиться с помощью внедрения информационных технологий в бизнес-процесс, а именно – с помощью внедрения прикладного программного обеспечения.

Информационные системы, применяемые в области маркетинговых исследований называются маркетинговыми информационными системами (МИС). Они представляют собой совокупность процедур и методов, разработанных для сбора, анализа, обработки, распространения и использования информации с целью принятия эффективных решений, позволяющих опережать конкурентов. МИС позволяют осуществить накопление всех видов значимой внутрифирменной информации, к которой относятся: объем продаж, величина издержек, цены товаров, работа персонала, пропускная способность каналов сбыта и т.д. Также в МИС хранится внешняя информация, собранной с помощью маркетинговых исследований и постоянных наблюдений, поскольку эта информация позволяет принимать эффективные управленческие решения.


После осуществления перечисленных мероприятий бизнес-процесс анализа и изучения конкуренции станет более контролируемым и менее трудозатратным. Также внедрение МИС позволит осуществить накопление маркетинговой информации, на основании которой будет осуществляться принятие решений.

3. Моделирование бизнес-процессов «как должно быть»

Осуществим моделирование бизнес-процессов после внедрения перечисленных изменений. На рисунке 8 представлена контекстная диаграмма бизнес-процесса анализа и изучения конкуренции. Входами процесса являются информация об организации и информация о продукте или услуге. Выходом является отчет об уровне конкуренции. Механизмами процесса является отдел маркетинга и МИС. Управление процессом осуществляет начальник отдела маркетинга, также процесс управляется внутренними правилами, регламентами и инструкциями.

На рисунке 9 представлена декомпозиция бизнес-процесса анализа и изучения конкуренции. Процесс анализа и изучения конкуренции делится на следующие этапы: подготовительный этап, поиск информации, обработка информации и формирование отчета. На подготовительном этапе маркетолог изучает информацию об организации, продукте или услуги. На основании этой информации разрабатываются критерии для анализа. Согласно этим критериям осуществляется поиск данных в сети Интернет, печатных изданиях, при посещении выставок и мероприятий. Затем маркетолог осуществляет обработку информации полученной информации. После того как информация была обработана, маркетолог формирует отчет о проделанной работе.

Рисунок 8. Контекстная диаграмма бизнес-процесса

Рисунок 9. Декомпозиция бизнес-процесса

На рисунке 10 представлена модель бизнес-процесса подготовительного этапа. На подготовительном этапе на основании информации о продукте и организации маркетолог выделяет сегмент рынка и целевую аудиторию. Таким образом формируются критерии для проведения анализа.

На рисунке 11 представлена декомпозиция бизнес-процесса сбора данных. Согласно выделенным критериям осуществляется поиск данных в сети Интернет, печатных изданиях, а также при посещении мероприятий. После этого маркетолог осуществляет подготовку всех собранных материалов для дальнейшего анализа.


На этапе обработки данных, декомпозиция которого представлена на рисунке 12, осуществляется анализ конкурентов по четырем методикам: SWOT-анализ, анализ по методу Портера, анализ уровня конкуренции и анализ стратегии конкурентов. На основании полученных результатов формируется отчет о конкурентной ситуации.

На основании проделанной работы специалист отдела маркетинга составляет отчет, в котором систематизированы данные о конкурентной среде, полученные в результате проведения анализа. Модель бизнес-процесса формирования отчета представлен на рисунке 13.

Рисунок 10. Модель процесса подготовительного этапа анализа и изучения конкуренции

Рисунок 11. Модель бизнес-процесса сбора данных

Рисунок 12. Модель процесса обработки информации

Рисунок 13. Модель бизнес-процесса формирования отчета

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения курсовой работы был описан процесс анализа и изучения конкуренции. Был рассмотрен регламент выполнения бизнес-процесса и его теоретические основы.

Далее был осуществлен выбор CASE-средства для моделирования бизнес-процесса. Для моделирования бизнес-процессов предметной области был выбран системный подход, который включает следующие нотации: IDEF0, DFD, IDEF3. Для моделирования бизнес-процессов выбрана нотация IDEF0, поскольку она позволяет рассмотреть процесс комплексно, обладает неизбыточной детализацией и включает все необходимые инструменты.

Выбранная нотация реализована в ряде средств моделирования бизнес-процессов. К таким средствам относятся: Ramus Education, Dia, MS Visio и BPwin process modeler. Для выбора инструментального средства был выделен ряд критериев, согласно которым была проведена экспертная оценка перечисленных средств моделирования бизнес-процессов предметной области. В результате анализа было выбрано средство BPwin process modeler.

Были построены модели бизнес-процессов «как есть» в нотации IDEF0. В ходе которых были выявлены недостатки, связанные с высокими временными затратами на сбор и обработку данных.

Поскольку в настоящий момент процесс анализа и изучения конкуренции не автоматизирован, процесс обладает рядом недостатков. Для повышения эффективности процесса были предложены следующие мероприятия: назначение ответственных лиц за каждый этап выполнения бизнес-процесса и внедрение маркетинговой информационной системы.