Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Анализ и изучение конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность каждой организации осуществляется в условиях конкуренции, которая представляет собой соперничество нескольких продавцов за право продажи своего товара или услуг. Конкурентная борьба является одним из признаков рынка, а также тем фактором, который помогает отрегулировать соотношение частных и общественных интересов.

Сущность конкуренции заключается в максимизации прибыли с помощью завоевания предпочтений целевой аудитории потребителей. Преимущество конкуренции заключается в появлении у организаций стремления к наиболее полному удовлетворению потребностей покупателя. Конкуренция способствует расширению предложения на рынке товаров и услуг, появлению товаров и улучшению качества сервиса. Цель конкуренции заключается в стремлении занять наиболее прочную позицию на рынке.

Процесс анализа и изучения конкуренции – один из значимых этапов стратегического планирования в организации. Конкурентная среда является источником информации, как о состоянии рынка, так и он возможных угрозах и перспективах развития. Этап изучения и анализа конкуренции становится особенно важным при запуске нового проекта, расширении географии бизнеса и при вводе на рынок нового продукта.

Для разработки наиболее эффективных стратегических решений необходимо изучить конкурентную среду и выявить ее сильные и слабые стороны. Эти процессы позволяют обеспечить высокий уровень конкурентоспособности организации.

Так же анализ конкуренции используется при прогнозировании развития организации и для идентификации рисков, присутствующих на рынке. Определить потенциал и возможности организации, продукта или услуги помогает качественный и профессиональный подход к исследованию конкурирующих компаний, производящих подобные продукты или услуги.

Одним из основных факторов успешного анализа конкурентной среды является скорость реагирования на ее изменение. Для этого используются информационные системы, позволяющие автоматически отслеживать состояние организаций-конкурентов по открытым источникам данных: отчетах о финансовых результатах, открытии филиалов, выходе новой продукции и т.д.

Системы автоматизации конкурентного анализа направлены на решение следующих задач:

  • выявление целей и маркетинговой стратегии конкурентов;
  • выявление сильных и слабых сторон маркетинговой политики конкурента;
  • качество управления и корпоративной культуры организации;
  • выявление доступных ресурсов организации и возможности привлечения дополнительных ресурсов.

Актуальность работы заключается в повышении качества выполнения маркетинговых исследований с помощью применения информационных технологий.

Объектом исследования является процесс анализа и изучения конкуренции.

Предметом исследования является разработка регламента выполнения процесса анализа и изучения конкуренции.

Целью работы является разработка регламента выполнения процесса анализа и изучения конкуренции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Дать описание предметной области.
  2. Выбрать средства моделирования бизнес-процессов.
  3. Осуществить моделирование бизнес-процессов «как есть».
  4. Описать мероприятия по улучшению бизнес-процессов.
  5. Осуществить моделирование бизнес-процессов «как должно быть».

Аналитическая часть

  1. Описание предметной области. Постановка задачи

Планирование стратегии любого предприятия в условиях конкуренции неразрывно связано с изучением конкурентной среды. Задачи изучения и анализа конкурентной среды, а также формирования маркетинговой стратегии осуществляет отдел маркетинга. На рисунке 1 представлена организационная структура отдела маркетинга.

Рисунок 1. Организационная структура отдела маркетинга

Рассмотрим функциональные обязанности сотрудников. На основании распоряжения начальника отдела маркетинга менеджер по маркетинговым исследованиям осуществляет сбор и обработку информации о характеристиках товара, о доступной цене, об объёме потребности в товаре, о конкурентах и их товарах. Менеджер по маркетинговым исследованиям предоставляет отчет о проделанной работе менеджеру по разработке товаров и услуг.

На основании полученного отчета менеджер по разработке товаров и услуг осуществляет разработку нового продукта компании, тесно взаимодействуя с менеджером по планированию.

Менеджер по планированию осуществляет оценку конкурентоспособности текущих разработок и товаров фирмы, определяет ценовую политику фирмы, определяет объём производства товаров и графики их вывода на рынок, разрабатывает предложения о реструктуризации и производственного потенциала фирмы, разрабатывает варианты маркетинговой стратегии на отдаленные перспективы.

Менеджер по работе с покупателями осуществляет изучение потребностей целевой аудитории, модель совершения покупки, причины отказа от покупки и восприятие ключевых брендов в отрасли. На основании полученных данных, менеджер проводит сегментирование рынка, определяет целевую аудиторию компании.


Аналитик маркетинговой деятельности проводит анализ эффективности текущей стратегии организации, выявляет риски и разрабатывает предложения по оптимизации маркетинговой стратегии.

Менеджер по рекламе осуществляет разработку основных идей рекламы товара, выполнение заказов на изготовление и размещение рекламы в СМИ, контроль эффективности рекламной кампании.

Менеджер по сбыту осуществляет оформление заказов на отгрузку товаров, доставку товаров покупателю и сервис по проданной продукции.

Поскольку деятельность любой организации осуществляется в конкурентной среде, компаниям, для привлечения клиентов и продвижения своих услуг, необходимо систематически осуществлять анализ конкурентов.

При проведении анализа и изучения конкуренции входными информационными потоками будут:

  1. Информация об организации: направление деятельности, особенности и т.д.
  2. Информация о производимых продуктах или услугах.
  3. Информация о целевой аудитории.

Выходными информационными потоками после проведения анализа и изучения конкуренции будут:

  1. Сегмент компаний-конкурентов.
  2. Информация о компаниях-конкурентах.
  3. Информация о производимых продуктах или оказываемых услугах.

В границы рассматриваемой задачи входит процесс анализа и изучения конкуренции от определения ключевых характеристик продукта/услуги до получения результатов анализа.

Процесс анализа и изучения конкуренции является частью маркетинговых процессов, поскольку маркетинг направлен на анализ рынка и разработку конкурентной стратегии. Также этот процесс имеет связь с процессами управления организацией, поскольку эффективное продвижение продуктов и услуг – является целью организации.

Важность процессов анализа и изучения конкуренции заключается в том, что для эффективной работы организация должна постоянно совершенствоваться, а предпосылками к этому является конкурентная среда.

Анализ и изучение конкуренции осуществляется специалистами отдела маркетинга, а именно маркетологами.

В результате проведения анализа, получаются следующие результатные показатели:

  1. Уровень конкуренции в отрасли.
  2. Финансовые показатели деятельности конкурентов: уровень прибыли, объемы продаж, объемы производства и т.д.

Входными документами для проведения анализа являются:

  1. Финансовая отчетность (отчет о финансовых результатах, бухгалтерский баланс).
  2. Сведения об организации (выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, данные Росстата).
  3. Сведения о продукте или услуге (технические задания, спецификации и т.д.).

Результатным документом является отчет о проделанной работе. Отчеты составляются по заданию начальника отдела маркетинга по необходимости, но как минимум должны составляться раз в квартал.

1. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов

Для проектирования информационной системы будет использована методология функционального моделирования. SADT – методология (Structured Analysis and Design Technique ) является распространенной в связи с тем, что ориентирована на комплексное представление структуры материальных, информационных, финансовых и управленческих потоков, отображение организационной структуры. В силу этого, SADT – это методология в большей степени нацеленная на реорганизацию всей системы управления, чем другие методологии функционального моделирования, основанные на использовании диаграмм потоков данных, главная цель которых проектирование информационных процессов [3].

Функциональная модель бизнес-процессов состоит из диаграмм, фрагментов текстов и глоссария, имеющих ссылки друг на друга. Диаграммы - главные компоненты модели, которые отображают последовательности взаимосвязанных через общие объекты функций (операций, действий, работ – activity) бизнес-процесса.

Методология SADT реализована в следующих инструментальных средствах:

  1. Microsoft Visio.
  2. Bpwin process modeler.
  3. Ramus Educational.
  4. Dia.

Программный продукт Microsoft Visio -  векторный графический редактор, который обеспечивает работы с диаграммами и блок-схемами для Windows. Редактор выпускается в трёх редакциях: Standard, Professional и Pro for Office 365 [4].

Аналогично с Adobe Reader, в стандартный набор программ MS Office входит только средство для просмотра и печати диаграмм Microsoft Visio Viewer [11]. Полнофункциональная версия Microsoft Visio Professional для создания и редактирования монограмм и диаграмм в пакеты MS Office не входит и распространяется отдельно. Первоначально Visio разрабатывался и выпускался компанией Visio Corporation. Компания Microsoft приобрела компанию в 2000 году, тогда продукт назывался Visio 2000, был выполнен ребрендинг, и продукт был включен в состав Microsoft Office. Редактор поддерживает множество типов диаграмм, в которые входит IDEF0, DFD и другие методологии моделирования.

Редактор «Bpwin process modeler» - это программный продукт, разработанный компанией ltd. Logic Works. Он предназначен для поддержки процесса создания информационных систем. Относится к категории CASE средств верхнего уровня. BPwin является достаточно развитым средством моделирования, которое позволяет проводить анализ, документирование и улучшение бизнес процессов. С его помощью можно моделировать действия в процессах, определять их порядок и необходимые ресурсы. Модели BPwin создают структуру, необходимую для понимания бизнес процессов, выявления управляющих событий и порядка взаимодействия элементов процесса между собой [1].


«Bpwin» поддерживает функциональное моделирование, моделирование потока работ и потока данных. Соответствующие диаграммы реализованы на основе стандартов IDEF0, IDEF3 и DFD. Функциональное моделирование дает возможность осуществлять систематизированный анализ бизнес процессов, обращая внимание на регулярно выполняемые задачи (функции). Моделирование потока работ обеспечивает анализ логики выполнения процесса. Моделирование потока данных позволяет сконцентрировать внимание на обмене данными между различными задачами. Кроме того, что в BPwin создаются отдельные модели, также могут создаваться и смешанные модели [2].

Редактор «Ramus Educational» - кроссплатформенная система моделирования и анализа бизнес-процессов [5]. В функционал редактора входят:

  • разработка графических моделей бизнес-процессов (поддерживаются нотации IDEF0 и DFD);
  • разработка систем классификации и кодирования (с привязкой к моделям процессов);
  • формирование отчётности по моделям и системе классификации (в виде регламентов бизнес-процессов, должностных инструкций и т.п.).

Редактор «Dia» - это свободный кроссплатформенный редактор диаграмм, часть GNOME Office, но может быть установлен независимо. Он может быть использован для создания различных видов диаграмм: блок-схем алгоритмов программ, древовидных схем, статических структур UML, баз данных, диаграмм сущность-связь, радиоэлектронных элементов, потоковых диаграмм, сетевых диаграмм и других [9].

Для выбора инструментального средства необходимо выделить критерии, по которым выбор будет осуществляться [7]:

  1. Поддержка нотаций IDEF0, DFD, IDEF3.
  2. Кроссплатформенность.
  3. Проверка нотации.
  4. Формирование отчетности.

Проанализируем инструментальные средства по выделенным критериям. Результат представлен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ инструментальных средств

Критерий

MS Visio

Bpwin

Ramus

Dia

Поддержка IDEF0

+

+

+

+

Поддержка DFD

+

+

+

+

Поддержка IDEF 3

-

+

-

-

Кроссплатформенность

-

-

+

+

Проверка правильности применения нотации

-

+

-

-

Формирование отчетности

-

+

+

-

Итого

2

5

4

3