Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (Власть менеджера и ее формы).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
Введение
Такую тему работы как «человеческий фактор в управлении организацией» я считаю важной так как работа всей организации, и вообще вся жизнь зависит только от человеческого фактора от его видения мира и моральных ценностях воспитанных в нем, от компетенций и профессионализма.
В этой работе я попробую показать значимость человека и человеческих отношений и как они могут влиять на работу в целом.
В первую очередь постараюсь разобраться с тем, что такое организация вообще, какие они бывают и как это работает, затем, что такое менеджмент в целом, а затем кто такой менеджер. Затем буду разбираться какими профессиональные и человеческими качествами должен обладать менеджер, как устроена система менеджмента компетенции и иерархия менеджеров. В заключительной главе я попробую разобраться, а нужен ли менеджмент в организации вообще и какое значение он имеет. В заключении я постараюсь сделать верные выводы, и в самой работе я постараюсь раскрыть тему на сколько это будет возможно в моих условия, так как доступа к сети интернет я не имею из литературы у меня учебное пособие «основы менеджмента» Михненко П.А., 2011 Московский финансово-промышленый университет «Университет». Прошу преподавателя, проверяющего данную работу не судить строго помимо ограниченных ресурсов, возможностей, это еще и моя первая курсовая работа, так что для меня это и своеобразный вызов самому себе, смогу ли я и что из этого вообще получится.
Глава 1 Организация, менеджмент
1.1. Организация
Как я и говорил в первой главе буду разбираться, что такое организация, менеджмент и менеджер.
Теперь постараемся понять, что же такое организация? В менеджменте этот термин употребляется в двух значениях:
а) организация, как объект или система (предприятие, фирма, компания и т.п.);
б) организация, как процесс или функция (деятельность по обеспечению эффективности и результативности совместной деятельности людей).
Вспомним самое простое определение организации как объекта:
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Другими словами, менеджеру всегда (или почти всегда) приходится управлять группами людей. Его задача состоит в том, чтобы эти люди понимали цель своей совместной работы и действовали сообща наиболее эффективно, используя преимущества совместного труда.
"Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе,
связан с организациями. Именно в организациях или при
их содействии люди растут, учатся, работают,
преодолевают недуги, вступают в многообразные
отношения, развивают науку и культуру. В рамках
организации повсеместно осуществляется человеческая
деятельность. Нет организаций без людей, равно как и
нет людей, которым не приходится иметь дело с
организациями." Борис Мильнер
Как правило, любая работа – и простая, и, тем более, сложная – требует управления. Далеко не всегда исполнители в состоянии сами грамотно спланировать свою совместную деятельность, распределить между собой задачи. Решить, кто кому, и по каким вопросам будет подчиняться. Кто и как будет контролировать работу. Какую заработную плату назначить за ту или иную работу и т.п.
Исполнители не смогут сделать это не потому, что они не способны к такой деятельности. Просто у них – другие задачи. У каждого – своя должность, своя профессия. Так, например, токарь умеет работать на токарном станке, а водитель автобуса – управлять автобусом; продавец умеет торговать, а дизайнер – создавать креативные изделия. Они делают это очень хорошо, возможно, лучше других. Но как только деятельность определенного количества людей становится совместной, когда работа каждого из них зависит от работы другого, появляются особенности совместного труда и даже трудности.
Двадцать или тридцать высококлассных токарей не смогут самостоятельно выполнить производственный план завода, потому что кто-то должен составить график их работы, обеспечить обслуживание станков, своевременную подачу материалов и отгрузку готовых изделий. Кто-то должен нанимать новых рабочих, обучать их и решать, как оплачивать труд. Кто-то должен знать, кому продавать продукцию завода и что нужно производить в следующем месяце, чтобы продукция пользовалась спросом и т.п.
Всю эту сложную, многогранную деятельность и называют организацией деятельности или в общем – управлением. А значит, необходимы особые, профессионально подготовленные специалисты, умеющие управлять.
В самом общем случае, организация как объект представляет собой группу людей, сознательно и целенаправленно работающих вместе для получения значимого для всех результата.
Организовать – это значит:
• во-первых, распределить между людьми (исполнителями) задачи, ресурсы, полномочия и ответственность;
• во-вторых, обеспечить их совместную, скоординированную работу.
Процесс распределения задач между исполнителями (подразделениями организации) иногда называют декомпозицией цели (целей) организации. Она подразумевает, что правильное и своевременное выполнение каждым сотрудником (подразделением) своей части работ приведет в итоге к достижению общей целей организации. Однако разделение сложной задачи на составные части в соответствии с компетенциями и обязанностями сотрудников еще не означает эффективную организационной деятельность. Для продуктивной работы необходимо обеспечить координацию работы сотрудников (подразделений) организации.
Другими словами, работа группы людей может считаться организованной, если каждый исполнитель знает, что он должен делать, какими ресурсами (инструментами, деньгами, временем и т.п.) он для этого располагает, что он уполномочен требовать (ожидать) от других людей и какую ответственность он будет нести за ненадлежащее выполнение порученных ему задач, а также – в каком порядке должны исполнители работать в группе и как взаимодействовать между собой.
"Структуру организации можно определить как простую совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению этих задач." Генри Минцберг
Г. Минцберг выделяет пять координационных механизмов, посредством которых организации координируют свою деятельность:
• взаимное согласование;
• прямой контроль;
• стандартизация рабочих процессов;
• стандартизация выпуска;
• стандартизация навыков и знаний (квалификации).
При взаимном согласовании контроль процессов и результатов труда осуществляют сами сотрудники, используя неформальные коммуникации. Применение прямого контроля предполагает, что ответственность за работу других людей, формулировка заданий и оценивание качества их работы возлагаются на одного человека – руководителя.
Стандартизация рабочих процессов предполагает точное определение (спецификацию) или программирование содержания труда. Стандартизация выпуска предполагает спецификацию результатов труда, например параметров изделия или нормы выработки. Стандартизация навыков и знаний предполагает точное определение требуемой квалификации работников, как условия их участия в процессе труда.
В общем случае любая организационная деятельность характеризуется следующими признаками:
• наличие общей цели или совокупности целей деятельности;
• совместная деятельность людей;
• особая система организационных отношений между людьми;
• наличие управления совместной деятельностью людей;
• технологичность деятельности;
• наличие определенной организационной культуры.
Если организационная деятельность распространяется не на отдельную группу людей, а на компанию в целом (или на ее крупные части) и предполагает сохранение организационных принципов в течение длительного времени, то говорят, что менеджеры создают организационную структуру компании или точнее – организационную структуру управления (ОСУ).
Так что же такое организация?
Организация во всех ее воплощениях это деятельность людей и успех или на против не удачи и крах зависит только от деятельности человека. Этим человеком или людьми являются директора подразделений, управляющие. Этих людей объединяет их профессия «менеджмент».
"Организации существуют лишь по одной причине: чтобы помочь людям сделать то, что в одиночку каждому было бы не под силу." Р. Уотермен
1.2. Менеджмент и управление
Понятия «менеджмент» и «управление»
Термин «менеджмент» означает профессиональную деятельность – эффективное управление организациями.
Менеджмент (от англ. management – управление, руководство, администрирование) – это профессиональная деятельность по управлению организациями, обеспечивающая высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.
Что же в самом общем случае означает понятие управление?
Управление – это целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию, подразделение, сотрудников, процессы) со стороны субъекта управления (менеджеров, руководителей) в условиях ограничений и в соответствии с выбранным критерием эффективности.
Управленческое воздействие на организации (группы людей или отдельных сотрудников) может реализовываться посредством приказов, распоряжений, планов, норм, регламентов, контрольных функций, мотивационных процедур, межличностного общения и т.п. В самом общем и простейшем случае процесс управления можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 1) см., приложение.
Под критерием эффективности управления понимается какой-либо показатель, характеризующий успешность работы организации после того или иного управленческого воздействия на нее. Так, например, в результате грамотных действий менеджеров может значительно повыситься объем производства и продаж продукции, увеличиться выручка компании, снизиться текучесть кадров, улучшиться морально-психологический климат в коллективе и т.п. Часто, говоря об успешности управленческих решений, принимаемых менеджментом, используют понятия «результативность» и «эффективность».
Результативность – это достижение организацией поставленной цели (например, удвоение объема выручки компании).
А эффективность – это, способ достижения цели, образно говоря, – путь, который пришлось пройти компании. Например, достижение поставленной цели (удвоение объема выручки) вряд ли будет считаться эффективным, если это произошло в течение трех лет, в то время как конкурентам удалось добиться этого за полгода, или если это привело к массовым увольнениям квалифицированных сотрудников, не согласных с новыми условиями труда. Иначе говоря, эффективность – это отношение ценности полученного результата к затратам на его достижение.
Под ограничениями понимаются те условия (ситуация), в которых в данный момент принимается управленческое решение. Так, например, решение оборудовать производство новыми станками может быть ограничено отсутствием необходимых финансовых ресурсов, а решение применить штрафных санкций по отношению к сотрудникам – законами государства и т.п.
Важным элементом процесса управления является обратная связь – передача информации (результатов работы, уточнений, предложений, отчетов и т.п.) от объекта к субъекту управления.
Обратная связь – это осуществление менеджером контроля за работой подчиненных, а также возможность узнавать их мнение и предложения. Без обратной связи менеджер лишается возможности эффективно управлять объектом.
Итак, управлять целой организацией, ее отдельным подразделением или одним сотрудником – это значит оказывать на них управленческое воздействие, т.е. отдавать распоряжения, формировать требования и планы, убеждать или просто беседовать с людьми. При этом важно, чтобы
«субъект управления» – тот, кто управляет – имел четкие ответы на следующие вопросы:
1) Какова цель управления? (Что требуется сейчас от организации? Чего я хочу добиться от своих подчиненных? К чему мы должны придти?).
2) Каково сегодняшнее состояние организации (подразделения)? (Каких результатов мы уже достигли?).
3) Каковы критерии эффективности управления? (Какой результат нашей работы мы будем считать успешным?).
4) Какие ограничения накладываются на управление? (Какие приказы и распоряжения я могу издавать, а какие нет? Уместно ли сейчас вообще приказывать людям или лучше просто побеседовать с ними? Хватит ли у нашей организации денег, времени, людей и т.п. на то, чтобы реализовать задуманное?).
Конечной целью деятельности менеджмента любой фирмы является обеспечение прибыльности или доходности ее деятельности путем рациональной организации производственного процесса. Эта деятельность включает не только управление производством и развитие технико-технологической базы, но и рациональное использование кадрового потенциала, повышение квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.