Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (Власть менеджера и ее формы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иногда для объяснения, что такое управление, используется вот такое определение:

Управление – это процесс рационального распределения ресурсов организации с заданной целью, по разработанному плану, с непрерывным контролем результатов.

Какими же ресурсами управляет менеджер в организации? При всем разнообразии их можно разделить на пять групп:

1. Материальные (здания, оборудование, расходные материалы, сырье, необходимое для производства продукции и т.п.).

2. Финансовые (наличные деньги, ценные бумаги, счета в банках и т.п.).

3. Человеческие (работники, персонал организации).

4. Информационные (базы данных, сведения, знания, технологии, инструкции и т.п.)

5. Временные (рабочее время).

Как мы видим, управление – это довольно сложный процесс, требующий от менеджера знаний, навыков, опыта, уверенности в себе, а также – такта, чувства меры и доброго отношения к людям. Но зато, если управление осуществляется профессионально и эффективно, то появляется результат – продукция, которую производит предприятия или услуги, оказываемые клиентам.

Кстати, как вы думаете, можно ли считать слова «менеджмент» и «управление» синонимами? Давайте проверим. Мы можем, например, сказать «управление автомобилем» или «дистанционное управление космическим кораблем». Применимо ли в этих случаях слово «менеджмент»? Очевидно, нет. Ведь менеджмент – это управление особого рода, управление деятельностью организаций.

Часто менеджмент определяют следующим образом:

Менеджмент – это система принципов, методов и средств управления организациями с целью обеспечения высокой эффективности их работы.

Это определение указывает на то, что менеджмент представляет собой не разрозненные принципы и правила управления, а упорядоченную совокупность (систему) взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга элементов: знаний, навыков, принципов и методов управления, подготовленных специалистов, средств коммуникации и обработки информации, финансовых, материальных и иных ресурсов и т.п.

Ниже приведенные еще другие определения менеджмента.

Менеджмент – это искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом (Ф. Тейлор).

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения других (работающих в организации) людей.

"В конечном счете, работа менеджера состоит в том, чтобы заставить обычных людей достигать невероятных результатов"


К. Бартлетт

В современном языке термин «менеджмент» означает

• вид профессиональной деятельности;

• категорию людей (представителей определенной профессии);

• аппарат управления организации (предприятия, фирмы, учреждения

и т.п.);

• процесс управления организацией;

• науку (имеющую свой понятийно-категорийный аппарат, научные труды, методы, методики и т.п.);

• искусство (систему специфических требований, предъявляемых к творческим способностям, личностным качествам, навыкам, манере поведения и имиджу специалиста в области управления – менеджера).

Менеджмент характеризуется четырьмя аспектами: экономическим, социально-психологическим, правовым и организационно-техническим.

Экономический аспект представляет собой управление процессом производства, за счет грамотной координации материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологический аспект характеризует деятельность по управлению усилиями персонала фирмы для достижения поставленных целей. Этот аспект включает в себя такие понятия, как система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, и социальная функция менеджмента, отражающая культуру общества, его традиции, ценности и обычаи.

Правовой аспект менеджмента отражает структуру и принципы государственных, политических и экономических институтов общества, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.

Организационно-технический аспект менеджмента состоит в рациональной оценке ситуации и систематическом выборе целей и задач; разработке стратегии достижения этих задач; подборе и использовании требуемых ресурсов; проектировании, организации и контроле за действиями, необходимыми для достижения целей.

Итак, мы определили понятие «менеджмент».

Осталось понять, кого же можно называть менеджером?

Глава 2 Менеджер

2.1.  Менеджер

Менеджер – наемный специалист, занятый профессиональной управленческой деятельностью в аппарате управления организации, обладающий специальными компетенциями и наделенный для этого властными полномочиями.

Для того чтобы организация была успешной, конкурентоспособной и развивающейся, ею должна управлять команда профессионалов – менеджеров. А это в свою очередь означает, что в государстве должна существовать система профессиональной подготовки менеджеров. Как вам известно, профессию менеджера можно получить, обучаясь в колледжах, институтах, университетах и т.п.


Кто такие менеджеры и чем они занимаются? Мы уже частично ответили на эти вопросы в предыдущей теме. Рассмотрим более подробно содержание и особенности работы менеджеров. Как вы знаете, менеджером можно называть подготовленного наемного специалиста, занятого профессиональной управленческой деятельностью в аппарате управления какой-либо организации. При этом он должен обладать специальными компетенциями и быть наделенным властными полномочиями Слова «профессиональная деятельность» применительно к менеджеру означают, что он занимает в организации одну их руководящих должностей. Слово «менеджер», в большинстве случаев является обобщенным названием всех руководителей в организации: и генеральный директор компании, и директор департамента, и начальник отдела, все они – менеджеры. Однако слово «менеджер» может также означать и название конкретной должности, например, «менеджер по продажам», «менеджер по персоналу», «менеджер гостиницы» и т.п.

Фраза «наделенный властными полномочиями» означает, что менеджер – это особый тип специалиста, работающего в организации. От других сотрудников его отличает наличие у него определенной власти над другими людьми – исполнителями. В пределах данных ему полномочий, менеджер имеет право отдавать распоряжения подчиненным сотрудникам, требовать точного исполнения заданий, контролировать работу, поощрять подчиненных и накладывать взыскания. Властные полномочия менеджера являются необходимым инструментом его профессиональной деятельности. Как видно из приведенных выше рассуждений, одним из наиболее близких русскоязычных синонимов слову менеджер является слово руководитель. Правда, иногда менеджер может не иметь сотрудников в непосредственном подчинении, но и в этом случае, ему даются права планировать и координировать деятельность других людей, принимать решения и контролировать работу людей, а также производственных, коммерческих и иных процессов.

Слово «наемный» в определении профессии менеджера указывает на то, что его нанимают на работу в организацию для осуществления управленческой деятельности. Кто же нанимает менеджера?

В условиях рыночной экономики любая организация, компания, фирма имеет своего владельца (собственника). Собственником (собственниками) организации могут быть: единоличный предприниматель, создавший эту организацию; несколько учредителей, основавших, например, общество с ограниченной ответственностью; акционеры, являющиеся держателями акций акционерного общества; государство, владеющее государственным унитарным предприятием. В ряде случаев собственники не могут сами эффективно управлять своими предприятиями, и для этого создается аппарат управления – система менеджмента организации. Другими словами, менеджеры нанимаются на работу в компанию ее собственниками или от имени собственников.


Иногда люди, далекие от бизнеса и менеджмента, полагают, что понятия «предприниматель» и «менеджер» являются синонимами. На самом деле это не так. Ведь предпринимателем называют человека, который создает предприятие, вкладывая в него свои сбережения, отдавая этому делу все свои силы и время. Основная задача предпринимателя – получение прибыли в результате ведения хозяйственной деятельности. При этом он понимает, что идет на определенный риск – не получить желаемого результата.

Менеджер же управляет компанией, получая за это зарплату. Однако и сами предприниматели (собственники предприятий) часто тоже занимаются управлением своими компаниями. Так, например, предприниматель, открывший кафе, магазин или туристическую фирму будет сам какое-время управлять ею. По мере роста фирмы сложность и трудоемкость управленческой деятельности заставят его нанять профессиональных управляющих – менеджеров. Часто владельцы крупных фирм, имеющих большой штат менеджеров, все же продолжают управлять своими предприятиями, оставляя за собой такие должности, как генеральный директор или президент компании.

Особенности совместной работы наемных менеджеров и предпринимателей заставляет последних решать три сложные взаимосвязанные задачи:

1.  Формирование квалифицированной команды менеджеров, способной со временем принять на себя достаточно масштабные задачи.

2.  Сохранение за собой инициативы по выдвижению стратегических целей.

3.  Согласование собственных интересов с интересами менеджеров.

Признаком цивилизованных деловых отношений между собственниками и менеджерами компании является заключение т.н. «менеджерского договора (контракта)», в котором подробно описывается сфера деятельности менеджера, его права, обязанности, условия работы, принципы оплаты труда и многое другое.

«Отец современного менеджмента» Питер Друкер так определял деятельность руководителя, управляющего организациями на рубеже XX и XXI веков: «У менеджера две специфические задачи. Никто другой в организации их не решает. А если кто-то решает, значит, его тоже можно назвать менеджером. Перед менеджером стоит задача создания истинного целого, которое есть больше, чем сумма всех его частей, – производительной организации, представляющей собой нечто большее, нежели сумма вложенных в нее ресурсов. Вторая специфическая задача менеджера заключается в гармонизации каждого своего решения и действия с краткосрочными и долгосрочными планами предприятия. Принося в жертву хотя бы один из этих аспектов (краткосрочный или долгосрочный), менеджер неминуемо ставит под угрозу деятельность всего предприятия».


 

2.2. Компетенции и имидж менеджеров

 

Еще в 1973 году американский психолог Дэвид Маклелланд заявил, что коэффициент интеллекта человека (IQ) далеко не всегда способен служить индикатором высокой эффективности его работы в конкретной сфере деятельности. И вместо коэффициента интеллекта он предложил оценивать сотрудников через так называемые компетенции. Что означает слово «компетенция»?

Компетенция (лат. competentia) – это:

а)       круг вопросов и явлений, в которых данное лицо обладает авторитетом, познанием, опытом;

б)       сфера полномочий, область вопросов и задач, подлежащих чьему-нибудь ведению.

 Сегодня под компетенциями понимают комплекс знаний, навыков, установок и личностных качеств человека, без которых невозможна его эффективная работа в конкретной должности или в конкретной компании.

Рассмотрим компетенции менеджеров. Для удобства разделим требования, предъявляемые к знаниям и умениям менеджера на три категории:

1.Знания и умения в области теории и практики управления.

Менеджер должен иметь специальную подготовку в области теории управления, знать основы современной экономической теории, теорию и практику принятия управленческих решений, иметь навыки использования информационных и телекоммуникационных технологий. При этом важно понимать, что менеджеру необходимо постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, периодически проходя повышение квалификации и профессиональную переподготовку.

2.  Способности к эффективным коммуникациям и умение работать с людьми.

Вспомним одно из определений менеджмента: «менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения людей». Это означает, что менеджер является «связующим звеном» между людьми, работающими в организации. Именно «через других людей» он добивается достижения поставленных целей. А это значит, что он должен уметь общаться с людьми, убеждать, вести за собой. Менеджер должен очень четко выражать свои мысли, но при этом не менее (а иногда – более) важным навыком является понимание других людей, умение слушать и слышать их. Способности к общению зависят от индивидуальных свойств человека, но их можно развить путем упражнений и на специальных тренингах.