Файл: Современные политические режимы (Понятие политического государственного режима).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и сущность политического государственного режима
1.1. Государственный (политический) режим как элемент формы государства
1.2. Типы политических режимов. Тоталитарный, авторитарный и демократический режимы
2. Развитие политических режимов в современных государствах
2.1. Характеристика демократических и антидемократических режимов
2.2. Развитие демократических институтов в различных странах
2. Демократия обладает политическим характером:
а) предполагает политическое разнообразие. Демократия, как, и экономика рынка, не является возможной без конкуренции, то есть без оппозиции, а также плюралистической политической системы. Это выражается в том, что демократия – принцип деятельности политических партий в борьбе за государственную власть. При демократии учету подлежит разнообразие политических мнений – партийных и иных, идеологических подходов к разрешению государственных и общественных задач. Демократией исключается государственная цензура и идеологический диктат.
2. Развитие политических режимов в современных государствах
2.1. Характеристика демократических и антидемократических режимов
Законодательства развитых стран Запада закрепляют несколько принципов, которые должны гарантировать политический плюрализм:
1) общее право голоса;
2) равенство при выборах;
3) тайное голосование;
4) прямые выборы и т.п.;
5) основана на политическом равноправии народа на участие в управлении делами государства и общества и, в первую очередь, равенстве избирательных прав. Подобное равенство позволяет выбирать между разными политическими вариантами, то есть политическими возможностями развития.
3. Демократия предполагает провозглашение, гарантирование и фактическую реализацию прав граждан – политических, экономических, гражданских, культурных, социальных, а также их обязанностей.
4. Демократия предполагает законность как режим общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни проявляется в требованиях ко всему обществу – ко всем субъектам политической системы (они же – и субъекты демократии) и, в первую очередь, к государственным органам – создаваться и функционировать на основании неуклонного и строгого выполнения правовых норм. Каждый государственный орган, каждое должностное лицо должны обладать столькими полномочиями, сколько требуется, для создания условий к реализации прав человека, их защиты и охраны.
5. Демократия подразумевает взаимную ответственность гражданина и государства, выражающуюся в требовании воздерживаться от действий, которые нарушают их обоюдные обязанности и права. Конституция РФ закрепляет:
«Государство несет ответственность перед человеком за собственную деятельность. Утверждение и обеспечение свобод и прав человека – это главная обязанность государства»[11]. Как арбитр в возможных конфликтах между гражданином и государством выступает демократический и независимый суд.
Таким образом, стоит отметить, что демократия в любом ее трактовании характеризуется властью народа и его волеизъявлением в рамках политического режима своего государства. При этом она основывается исключительно на признании народа в качестве высшего источника власти, при наделении человека широким кругом прав и свобод, признания возможности участия личности в управлении государством как лично, так и через своих представителей.
На страже конкретных демократических принципов, как и форм организации политической жизни во всех случаях должна стоять довольно сильная власть государства. Иначе может образоваться определенная угроза перерождения демократии в охлократию. Разные всеобщие институты демократии – это организационные формы, с помощью которых воплощаются различные демократические принципы.
В их число могут быть отнесены: выборность тех или иных высших органов государства, без которой попросту нельзя выявить волю большинства, как и организовать оптимального функционирование демократического режима; ответственность либо же отчетность выборных органов перед избирателями либо их уполномоченными (депутатами); сменяемость того или иного состава выборных государственных органов по окончании сроков их различных полномочий.
Хочется бы отметить, что это все значительно укрепляет демократический режим, а также мешает разным попыткам узурпации существующей власти государства.
В строгом соответствии с конкретным способом реализации народом собственной власти могут быть выделены две ключевые формы демократии, а это непосредственная или прямая, а также представительная или косвенная. Различные институты прямой демократии, именно в рамках которой граждане принимают политические решения и реализуют всю собственную власть – это выборы и референдумы. В их число могут быть включены различные митинги и собрания, определенные демонстрации и шествия, пикетирования и разные обращения в органы власти (петиции), а также народное обсуждение наиболее важных вопросов.
Определенная представительная демократия при этом предполагает какую-либо возможность народа реализовывать собственную власть через различных собственных представителей в разных органах государства.
Реализация функций демократии осуществляются через ее институты и формы.
Форма демократии является ее внешним выражением.
Форм демократии назвать можно большую часть, но ключевые из них таковы:
1. Участие народа в управлении общественными и государственными делами (народовластие), реализуется в 2-х формах – прямой и непрямой (таблица 1).
Таблица 1
Прямая и непрямая формы демократии
Прямая – представительная демократия |
непрямая – непосредственная демократия |
форма народовластия, когда власть реализуется посредством выявления воли представителей народа в выборных органах (парламенты, органы МСУ). |
форма народовластия, когда власть реализуется через непосредственное выявление воли народа либо же тех или иных социальных групп (референдум, выборы). |
2. Создание и функционирование системы государственных органов на основании демократических принципов законности, сменяемости, выборности, гласности, разделении компетенции, упреждающих злоупотребление служебным положением, а также общественным авторитетом.
3. Юридическое (в первую очередь, конституционное) закрепление системы прав, обязанностей и свобод человека и гражданина, охрана их и защита согласно международным стандартам.
Классификация видов демократии по сферам общественной жизни:
- экономическая;
- социальная;
- политическая;
- культурно-духовная и др.
Институты демократии являются легитимными и легальными элементами политической системы общества, которые непосредственно создают демократический режим в государстве посредством воплощения в них принципов демократии.
Предпосылка легитимности института демократии – это организационное его оформление, признание общественностью; предпосылка легальности – юридическое его оформление, узаконение. В зависимости от исходного назначения в решении задач политики, управления и власти отличают институты демократии: функциональные и структурные (таблица 2)
Таблица 2
Институты демократии в зависимости от исходного назначения
Структурные |
Функциональные |
Сессии парламентов |
Депутатские запросы |
Депутатские комиссии |
Наказы избирателей |
Народные контролеры |
Общественное мнение и т. п. |
В зависимости от юридической значимости принимаемых решений отличают институты демократии: консультативные и императивные (таблица 3)
Таблица 3
Институты демократии в зависимости от юридической значимости
Императивные |
Консультативные |
обладают окончательным общеобязательным значением для госорганов, должностных лиц, граждан |
обладают совещательным, консультативным значением для госорганов, должностных лиц, граждан |
Законодательный, конституционный референдум |
консультативный референдум; |
выборы |
всенародное обсуждение проектов законов; |
наказы избирателей и др. |
митинги; анкетирование и др. |
Соответственно, нужно отметить, что в системе институтов непосредственной демократии важнейшим местом обладают выборы. Выборы являются формой непосредственного участия граждан в управлении государством через формирование высших представительных органов, органов МСУ, а также их персонального состава. Особый институт демократии – это референдум в качестве одного из способов демократического управления делами государства.
2.2. Развитие демократических институтов в различных странах
Можно утверждать, что те или иные процессы активного развития демократии непосредственно в глобальном измерении, различные процессы, связанные с демократическим транзитом в ряде государств, находятся в достаточно тесной связи с прочими общемировыми, а также цивилизационными процессами, прежде всего, с разными процессами глобализации, а также развития всего информационного общества. Современный опыт говорит о том, что глобализация, а также информатизация отнюдь не в каждом случае способствуют активному развитию разных демократических институтов и тем или иным процессам консолидации демократии, особенно в государствах с не до конца оконченной модернизацией, с неоконченным демократическим транзитом, которые именно с позиций мир – системного подхода относятся к периферии и полупериферии.
В трудах современных исследователей и ученых показано, что определенные процессы информатизации и глобализации в результате влекут интернационализацию и намного более тесное взаимодействие различных цивилизаций и государств, а также одновременно обусловливают различные кризисные явления в менее развитых странах и регионах, значительно усиливая различного рода тенденции к их обособлению, повышению национального, цивилизационного самосознания.
Именно поэтому, невзирая на довольно очевидное продвижение разных процессов демократизации, образования демократических институтов в периферийных и полупериферийных государствах, вести речь о необратимости указанных процессов, как представляется, преждевременно. В процессе обсуждения разных современных проблем активного развития демократии нужно помнить, что некоторые процессы демократизации именно в масштабе всего мира не линейны, монотонны, развиваются только по восходящей линии.
Определенная довольно общая тенденция развития всего современного мира состоит в том, что последовательный переход к постиндустриальному обществу, которому присущи широкое многообразие интересов, а также ценностей разных социальных групп и организаций, довольно бурные темпы развития информационных технологий и т.п. влечет постепенную трансформацию разных политических институтов демократии.
Довольно широкое распространение некоторых демократических преобразований в большинстве государств еще не говорит о беспроблемном развитии указанного политического явления. Демократия – довольно хрупкая система, и если не формировать определенных условий к ее поддержанию, то она будет окончательно разрушена. Современное общество ожидает незамедлительной отдачи от конкретной избранной власти, вместе с тем, не задумываясь особенно над тем, что непосредственно граждане ничего делают для высокоэффективной работы данной системы, чтобы различные представители населения государства выражали его интересы, являлись подконтрольными, а также управляемыми. Указанная проблема присуща Российской Федерации, как государству, вставшему на путь демократического развития, население которого еще не избаловано определенным вниманием власти, а также не искушены в демократических нюансах и тонкостях.
В настоящее время есть разные представления по поводу того, в какую же сторону пойдет трансформация. Известный исследователь и ученый Ч. Тилли в своих определенных трудах обосновал движение современных переходных и демократических государств современности к т.н. «дедемократизации»[12].
Можно утверждать, что современная демократия испытывает различные довольно серьезные вызовы. В XX в. группа определенных авторитетных ученых: С. Хантингтон, М. Крозьер, Д. Ватанаки – в совместной работе подчеркнули, что Западная Европа, Япония и США столкнулись с определенным кризисом демократии, проявившемся в росте проблем, влияющих на «способность управления». Данные ученые обратили большое внимание на различные особенности региональных отличий кризиса демократии в указанных государствах. Еще в самом начале 1990-х гг. С. Фарр, Р. Далтон и Р. Патнэм предприняли исследование вызовов состоянию современной демократии. В центре их внимания находились нижеследующие проблемы: отношение граждан к политической элите (к политикам и политическим лидерам); отношение к политическим партиям; отношение к парламенту и другим политическим институтам.