Файл: Современные политические режимы (Понятие политического государственного режима).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право человека является совокупностью норм, осуществляющих регулирование взаимоотношений свободных людей между собой, государством и обществом, с обеспечением возможности действовать по своему выбору, получать блага для собственной жизни. Свободами же обеспечиваются возможности выбора поведения и деятельности. Именно совокупность свобод и прав – это ключевые признаки демократического режима, формирующие целостную систему.

Любой индивид имеет много разных прав. Это «негативные», обеспечивающие охрану свободу человека и состоящие из обязанностей государства и общества по несовершению некорректных действий в отношении личности (жестокое обращение, пытки, произвольный арест и т.п.). Существуют также и «позитивные», которые означают обязанность государства и общества обеспечивать индивиду определенные блага (отдых, труд и образование). Помимо этого, свободы и права подразделяются на личные, культурные, политические, социальные, экономические и т.п.

Признаки демократического режима были впервые в полной мере описываются во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной еще в 1948г. Что любопытно, СССР в то время ее не подписал, и лишь при правлении Горбачева ее признали. Данная Декларация отображает все гражданские и политические права, дает перечень положительных и отрицательных свобод. Также приводится раскрытие смысла и содержания политических, культурных и экономических прав. Всеобщая декларация прав человека выступает частью международного законодательства. Помимо этого, ООН приняла многие иные конвенции, декларации и пакты, нацеленные на то, чтобы установить демократическое общество и поддерживать права и достоинства человека.

Также нужно сказать, что Плюрализм является неотъемлемой чертой всех демократических режимов. Это говорит о признании в политической и общественной жизни многих и разных автономных (но при этом и взаимосвязанных) политических и социальных партий, групп, организаций, идеи и установки которых непрерывно находятся в состоянии конкурентной борьбы, соревнования и сопоставления. Плюрализм является антиподом монополизма и выступает как базовый принцип политической демократии.

Соответственно, как основные социальные и политические стабилизаторы и регуляторы выступают сами граждане. В сфере экономики же – это частная собственность людей, формирующая основу к полной независимости отдельной личности от института власти, а также различного рода религиозных, политических и социальных групп. Идейно-политический плюрализм, многопартийная система, осуществленное разделение государственной власти на несколько независимых веток с созданием системы баланса (равновесия), свободные выборы – это все формирует крепкий базис к существованию демократии в современном мире.


1.2. Типы политических режимов. Тоталитарный, авторитарный и демократический режимы

Тоталитарный режим также возможен в условиях различного общественного строя. Он существовал в высокоразвитой капиталистической Германии (фашизм) и социалистических государствах (СССР, Румыния, Албания). С точки зрения институтов конституционного права тоталитарный режим характеризуется следующими чертами:

1. политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима. У граждан нет выбора, они ориентированы на существование единой системы, для которой нет вариантов: не только выступления против нее, но и простая критика рассматриваются законом как уголовное преступление;

2. переход политического руководства от одной партии к другой не может быть осуществлен путем выборов: обычно существует одна легальная партия, а если допускается существование других, то они, как массовые общественные организации, находятся под контролем партии; руководящая роль партии закреплена конституционно;

3. политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается; принцип демократического централизма, требовал безусловного подчинения меньшинства большинству. Под руководство правящей партии, фюрера, военного совета поставлены все существующие общественные организации, создается единый механизм политического властвования. Иногда, как это было в Гвинее, провозглашается создание целостного, слитного организма «партии-государства», членами единственной партии объявляются все граждане, а органы государства, как это было в Заире становятся органами партии (парламент – законодательный совет партии, правительство – исполнительный совет и т. д.);

4. разделение властей отвергается, в конституциях в том или ином варианте фигурирует принцип единства власти. Представительные органы либо распущены, либо являются единственными законодательными органами. Местное самоуправление также лишено всякого реального значения: на местах правят назначенные представители главы государства и правительства, а если их нет (власть Советов), то реальные полномочия сосредоточены в руках партийных органов;


5. единая обязательная политическая идеология обеспечивается государственным принуждением в явственных или скрытых формах.

Авторитарный режим – это политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения.

Авторитарный режим – это режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы лиц (диктатуру). Такой режим существенно ограничивает полномочия представительных институтов, игнорирует принцип разделения властей, ущемляет гражданские и политические права, незаконно присваивает или захватывает власть.

В самом общем виде за авторитаризмом закрепился облик систе­мы жесткого политического правления, постоянно использующей принудительные и силовые методы для регулирования основных со­циальных процессов. В силу этого важнейшими политическими институтами в обществе являются дисциплинарные структуры государ­ства: его силовые органы (армия, полиция, спецслужбы). При таком стиле властвования оппозиция ис­ключается не только из сферы принятия решений, но и из полити­ческой жизни в целом. Выборы или другие процедуры, направленные на выявление общественного мнения, запросов граждан, либо отсутствуют, либо используются сугубо формально.

Признаками авторитарного политического режима являются[5]:

  • в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
  • игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент и исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
  • ограничивается роль представительных органов власти, хотя они и могут существовать;
  • суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
  • сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
  • в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;
  • сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;
  • в обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идей­ным течениям, лояльным к правящему режиму;
  • права и свободы граждан ограничены главным обра­зом в политической сфере. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности;
  • политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и оппозиции запрещена или ог­раничена. Профсоюзы подконтрольны власти.

При этом отсутствие какого-либо признака не снимает с режима клеймо авторитарности, равно как и по одному признаку нельзя судить о авторитарном характере режима. По этой причине зачастую вопрос о политическом режиме в стране является спорным.

Возникший в античный период и обозначая «власть народа» (от греч. demos – «народ», а также kratos – «власть»), понятие «демократии» получило очень большое распространение в политике[6]. Однако, массовое применение указанного понятия не оставило за ним определенного однозначного содержания.

На протяжении истории к идее демократии, которая основывается на принципах равенства и свободы, обращались лучшие умы человечества, развивая и обогащая данное понятие: Перикл (Древняя Греция), Б. Спиноза (Нидерланды, XVII в.), Ж.-Ж. Руссо (Франция, XVIII в.), Т Джефферсон (США, XVIII в.), И. Франко (Украина, к. XIX – н. XX в.), В. Гавел (Чехия, XX в.), А. Сахаров (СССР, XX в.) и др. Большинство (к примеру, А. Токвиль) делали акцент на необходимости «учиться демократии»[7].

Гёте утверждал: «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой»[8].

Каждый исторический период вносил собственные признаки в понятие демократии и расставлял собственные акценты на их значимости.

Слово «демократия» применяют в разных значениях:

  • в качестве формы государства;
  • в качестве политического режима;
  • в качестве принципа организации и деятельности государственных органов, а также общественных организаций.

В политологии по-прежнему не сформировано единых представлений, которые дали бы возможность установления точного определения демократии. Различные авторы концентрируют внимание на ее определенных элементах, например, на власти большинства, на ограничении ее и контроле над ней, на ключевых правах граждан, на правовой и социальной государственности, а также на общих выборах, разделении властей, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, соучастии, равенстве, плюрализме и т.п.

Следовательно, демократию понимают в нескольких смыслах: прежде всего, расширительно, как общественную систему, основывающуюся на добровольности всех форм человеческой жизнедеятельности; во–вторых, в более узком понимании, как форму государства, при которой все граждане имеют одинаковые права на власть.

Когда ведут речь о государстве, что оно является демократическим, то имеется в виду наличие всех указанных значений. Демократия как форма государства является возможной в государствах с демократическим режимом, а, значит, с демократическим принципом организации, а также деятельности всех субъектов политической общественной системы, которые одновременно выступают и как субъекты демократии. Очевидно, субъекты демократии – это, в первую очередь, народ и гражданин. Демократия без государства никогда и нигде не существовала. Реально демократия является формой (разновидностью) государства, которое характеризуют, по меньшей мере, следующие признаки (см. рис.1):


Признаки демократии

признание народа высшим источником власти

подчинением меньшинства большинству при принятии решений

выборностью основных органов государства

равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав

Рис. 1. Признаки демократии[9]

Любое демократическое государство строится на основании данных общих признаков, но уровень развития демократии может отличаться. Демократизация общества является долговременным постоянным процессом, нуждающимся во внутригосударственных и в международных гарантиях.

Современное демократическое государство (а являться демократическим государством – это престижно) дополняет ряд иных принципов и признаков[10]:

1) соблюдение прав человека, приоритет их над правами государства;

2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;

3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;

4) верховенство закона;

5) разделение властей и др.

Если руководствоваться современным наполнением демократии качественным дополнительным содержанием, то может быть дано определение демократии как идеала, образца, к которому стремится каждое цивилизованное государство.

Демократия является политической организацией власти народа, когда обеспечивается: равное участие каждого и всех в управлении общественными и государственными делами; выборность ключевых государственных органов и законность в функционировании каждого субъекта политической системы общества; обеспечение свобод и прав человека и меньшинства согласно международным стандартам.

Проведем рассмотрение признаков демократии.

1. Демократия обладает государственным характером:

а) находит выражение в делегировании народом собственных полномочии государственным органам. Народ принимает участие в управлении делами в государстве и обществе как непосредственно (самоуправление), так и посредством представительных органов. Он не может реализовывать сам принадлежащую ему власть, а также делегирует государственным органам некоторые свои полномочия;

б) обеспечено выборностью органов государства, то есть демократической процедурой организации государственных органов в результате свободных, конкурентных и честных выборов;

в) находится выражение в способности государственной власти воздействовать на поведение и деятельность людей, подчинять их себе в целях управления общественными делами.