Файл: Нормативный договор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5) договором порождаются права и обязанности сторон, являющиеся дополнительными к их компетенции;

6) договор заключается на основании, а также во исполнение определенного административно-распорядительного акта. [20]

В области трудового права нормативный характер имеют коллективные договоры и соглашения. Определение понятия «коллективный договор», приведенное в Трудовом кодексе РФ[21], четко очерчивает круг вопросов и сферу действия данного правового документа: учитываются, в первую очередь, трудовые и профессиональные интересы[22].

Экономико-политическая основа трудовых отношений - социальное партнерство, а потому, несмотря на некоторое различие интересов, стороны коллективного договора стремятся к социальному равновесию. Такое партнерство основано, главным образом, на двух исходных позициях:

- на самостоятельности (управленческой автономии) в сфере труда, свойственной работодателю (администрации предприятия в лице собственника, предпринимателя и т.п.);

- на участии представителя трудовых коллективов в защите интересов таких коллективов в социально-трудовых отношениях между работниками и работодателями.

Согласно положениям Трудового кодекса Российской Федерации, стороны свободны в определении порядка разработки коллективного договора, однако, если такой порядок не устраивает работодателя, то работник не сможет воспользоваться предоставленной ему свободой. Кроме того, коллективный договор является правовым актом, и значение его как нормативного договора заключается в том, что он представляет собой источник права, который устанавливается не законодателем, а заинтересованными сторонами посредством достижения договоренностей в решении отдельных и разнообразных профессиональных, трудовых, социальных, производственных вопросов[23]. Иными словами, коллективный трудовой договор является тем правовым актом локального уровня, который способен регулировать трудовые, экономические, социальные и прочие отношения между работниками предприятия (учреждения, организации) и его администрацией (собственником, предпринимателем)[24].

Анализ роли применения нормативного договора в праве следует проводить с учетом деления права на частное и публичное, так как главной категорией в нормативном договоре выступает интерес. Частный интерес не всегда сводится лишь к материальному, а публичный - к государственному. Именно поэтому неверно назвать нормативный договор публичным, более правильно говорить о нормативном договоре в публичном праве, так как термин «публичность» подразумевает достижение общего блага. Поскольку нормативные договоры заключаются чаще всего в публичной сфере, необходимо выделить их особенности.[25]


Нормативный договор в публичной сфере позволяет гармонизировать ту сферу общественных отношений, где управление императивное может оказаться недостаточно эффективным. В нормативном публичном договоре децентрализуются отношения, смягчается жесткая соподчиненность субъектов и вносятся начала саморегулирования в их взаимоотношения (в частности, в функционирование органов местного самоуправления).

Хотя бы одной из сторон такого договора выступает государство в лице своих органов публичной власти. Стороны нормативного договора в публичной сфере могут находиться в подчинении друг другу[26].

Договор в области публичных отношений всегда возникает на основе закона, но не подзаконного акта. Он служит дополнением к законодательному регулированию. Положения таких нормативных договоров должны соответствовать Конституции РФ, федеральным, а также региональным законам. Такие нормативные договоры являются средством государственного управления.

Так как нормативный договор обладает в некотором роде «негосударственной» природой и символизирует признание наряду с позитивным естественного права, важно рассмотреть вопрос о способах придания нормативному договору юридической силы[27].

Нормативный договор приобретает юридическую силу за счет того, что его сторонами либо, по крайней мере, одной стороной являются субъекты правотворчества, государство, орган государственной власти, орган местного самоуправления. Такими являются договоры, которые возникают в рамках конституционного и административного права. Иные нормативные договоры приобретают юридическую силу и правовой характер за счет того, что они санкционируются государством.[28]

Таким образом, освещен вопрос применения нормативных договоров в России.

Можно сделать вывод о том, что нормативный договор является самостоятельной формой права, которая выражается в соглашении между правотворческими субъектами[29]. Характерными признаками нормативного договора считаются следующие: а) нормативный договор всегда содержит нормы права, то есть общие предписания, общеобязательные правила, которые адресованы к широкому кругу лиц; б) нормативный договор рассчитан на многократное применение и имеет публичные цели; в) нормативный договор заключается между правотворческими субъектами на добровольной основе; г) нормативный договор устанавливает взаимную ответственность сторон за нарушение его норм; д) основной целью нормативного договора выступает нахождение баланса интересов сторон; е) нормативный договор может содержать в себе не только нормы, но также принципы права[30]; ж) нормативный договор предусматривает особые процедуры принятия и др. В качестве особого источника правовых норм нормативный договор применяется, главным образом, в трех нижеперечисленных областях: в международном публичном праве (договоры между государствами, как правило, являются нормативными); в конституционном праве (договор может определять особенности взаимоотношений между регионами и федеральным центром, к примеру, относительно вопросов о разграничении компетенции); в трудовом праве (трудовые отношения регулируются чаще всего коллективными соглашениями и договорами)[31].


Глава 2. Виды нормативных договоров

2.1. Договор о разграничении компетенции

Договор о разграничении компетенции применяется в Российской Федерации, главным образом, для разграничения полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации между органами исполнительной власти федерального и регионального уровней[32]. Договоры данного типа предусмотрены ч. 3 ст. 11 Конституции РФ в качестве правового инструмента разграничения предметов ведения и полномочий[33].

Действующее законодательство предусматривает два вида нормативных договоров о компетенции:

1) договоры о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией, а также субъектом Федерации;

2) договоры о делегировании полномочий[34].

Оба вида договоров в юридической литературе относятся к административно-правовым, однако В.Б. Евдокимов полагает, что их отраслевая принадлежность различна, объясняя это тем, что если договор «о компетенции» заключается между Российской Федерацией в лице Президента России - и субъектом Федерации в лице главы субъекта или в лице его высшего законодательного органа, то такой договор является источником государственного права, а потому является государственно–правовым. Как административный договор можно квалифицировать лишь второй его вид, имеющий в качестве предмета полномочия в сфере управления, заключаемый между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъекта (в лице председателя Правительства РФ и в лице главы исполнительной власти субъекта Федерации, соответственно).[35]

Роль договоров о компетенции определяется по отношению к законодательному регулированию как вспомогательная. Заключение соглашений допускается лишь в тех случаях, когда проблему правового регулирования нецелесообразно или невозможно решить с помощью федерального закона либо иного правового акта компетентного органа государственной власти[36].

При возникновении объективных обстоятельств, делающих необходимым заключение нормативного соглашения о разграничении компетенции, его следует заключать лишь на основании федерального закона, указав основания для его заключения, сроки действия и прочие обстоятельства. При исчезновении тех обстоятельств, которые вызвали необходимость заключения соглашения, соглашение утрачивает свою силу полностью либо в части, которая противоречит новому федеральному законодательству, в то время, как в полной мере начинают действовать нормативные правовые акты федерального значения[37]. Данный подход был во многом воплощен в ст. 26.8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», где указаны условия заключения соглашений о разграничении компетенции:


1) во-первых, федеральные исполнительные органы по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Федерации вправе передавать им осуществление некоторых своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам;

2) во-вторых, соглашения о разграничении полномочий заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.[38]

Таким образом, в Российской Федерации соглашения о разграничении компетенции используются для передачи осуществления исполнительно-распорядительных полномочий федеральных органов исполнительной власти исполнительным органам субъектов Федерации. Договор о разграничении компетенции может также приниматься иными субъектами права, в частности, отдельными государственными или муниципальными органами между собой.

Административные договоры о разграничении компетенции являются вспомогательным по отношению к законодательному регулированию на уровне Федерации, но важным механизмом учета потребностей и специфики субъектов Российской Федерации[39]. Правила об административных договорах о компетенции применяются также к административным договорам, заключаемым между органами исполнительной власти субъектов Федерации: при заключении нормативных договоров между собой они ограничиваются суверенитетом Российской Федерации, непосредственным действием Конституции, а также приоритетом федеральных законов. В процессе делегирования полномочий субъекты Российской Федерации имеют право распоряжаться лишь теми собственными полномочиями, которые относятся к исключительному их ведению.[40]

Итак, административный договор о разграничении компетенции представляет собой соглашение субъектов административных правоотношений, которые обладают властными полномочиями, по вопросам разграничения предметов ведения, а также передачи полномочий, которые не являются урегулированными в законодательном порядке.

2.2. Договор о сотрудничестве

Нормативный договор о сотрудничестве (другое название – договор о совместной деятельности) предполагает достижение соглашения по вопросу совместного функционирования. Такой договор может быть заключен между отдельными государствами, а также между отдельными государственными ведомствами. Касаться он может как сотрудничества в целом, так и совместной деятельности в какой-либо определенной сфере.


В настоящее время Россия является участницей огромного количества многосторонних и двусторонних договоров, предусматривающих международное сотрудничество в самых разных сферах. Приведем лишь некоторые примеры:

- Договор от 20 октября 1997 года между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам.[41]

- Соглашение от 25 марта 2009 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических работников.[42]

- Соглашение от 1 января 1994 года о научном сотрудничестве между Российской академией наук и Австрийской Академией наук.[43]

Международное сотрудничество является универсальной формой организации взаимосогласованного либо совместного производства с участием иностранных партнеров двух и более стран. Оно основано на распределении задач, сотрудничестве, взаимной гарантии рисков. Международное сотрудничество может затрагивать самые разные сферы жизни и всегда оформляется соответствующим нормативным договором.

Важно отметить, что нормативный договор о сотрудничестве может быть заключен между государством и определенной организацией, либо между муниципалитетами. Условия такого договора регулируют взаимоотношения субъектов в той части, в какой они не урегулированы нормативными правовыми актами, причем такое нормативное регулирование не должно противоречить нормам действующего национального законодательства и применимым международным правовым актам.[44]

2.3. Инвестиционные соглашения в нормативно-договорном регулировании

Вопрос о понятии, а также о правовой природе инвестиционного соглашения считается одним из наиболее неоднозначных в правовой науке. Так, к примеру, М.И. Кулагин определил инвестиционные соглашения в качестве договора, заключаемого между частным вкладчиком и государством, в котором определены условия допуска, функционирования частного инвестора в конкретной стране, взаимные права и обязанности государства и вкладчика капитала.[45]

А.Г. Богатырёв, в свою очередь, рассматривает инвестиционное соглашение как средство конкретизации и индивидуализации положений инвестиционного законодательства развивающихся стран, в котором определяются взаимные права и обязанности иностранных инвесторов и государств, которые принимают иностранные инвестиции.[46]