Файл: Нормативный договор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время в России закрепляются новые общественно-экономические отношения, совершенствуются возможности саморегулирования рынка, а также механизмы реализации прав и свобод. Российская правовая система претерпевает глубокие изменения, переосмысливаются многие устоявшиеся правовые явления. Во время существования Советского Союза основная роль в системе источников права отводилась закону, в то время как другие источники права были вытеснены из сферы нормативно-правового регулирования. Расширение же сфер дозволительного регулирования, а также саморегулирования общественных отношений, равно как и признание приоритета принципов и норм международного права позволяет оценить систему источников права в Российской Федерации по-новому.

Нормативный договор сейчас становится одним из главных источников права. Особая значимость нормативного договора как регулятора общественных отношений обусловлена глобализацией экономики, мировых ресурсов (людских, финансовых, природных), а также социальной сферы. Получается, что нормативный договор проникает во все виды общественных отношений, порождая новые виды соглашений, а также массив относительно самостоятельных юридических норм. Именно это и определяет актуальность и значимость настоящего исследования.

Объектом настоящего исследования является институт источников права.

Предметом исследования, в свою очередь, является нормативный договор как один из источников права.

Целью настоящего исследования является рассмотрение проблемы регулирования общественных отношений посредством нормативного договора. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изложить понятия и особенности нормативного договора;

- рассмотреть вопросы применения нормативного договора;

- описать виды нормативных договоров.

Настоящая работа состоит их введения, двух основных глав, заключения и списка использованных источников.

Первая глава посвящена рассмотрению нормативного договора как самостоятельной формы права. В рамках данной главы описывается сущность нормативного договора, а также исследуется специфика его применения в России.

Вторая глава исследования касается описания видов нормативных договоров. При этом анализируются следующие виды нормативных договоров: договор о разграничении компетенции, договор о сотрудничестве, инвестиционные соглашения и концессионные соглашения.


В заключении приводятся выводы по всему исследованию.

Глава 1. Нормативный договор как самостоятельная форма права

1.1. Понятие и особенности нормативного договора

Нормативный договор является самостоятельной формой права, которая выражается в соглашении между правотворческими субъектами. Такое соглашение приводит к возникновению новой нормы права как общеобязательного правила поведения[1]. Обычно одной из сторон нормативного договора является государство либо его часть. Следовательно, нормативный договор представляет собой соглашение, содержащее правовые нормы, заключаемое с участием уполномоченных государственных органов[2].

Нормативный договор – самостоятельный вид правового акта – договорной акт. Его нельзя отождествлять с нормативно-правовым актом, нельзя включать его в общую систему российского законодательства, несмотря на тот факт, что регулирующая роль нормативного договора сближает его с законом как видом нормативно-правового акта. Необходимо произвести разграничение закона и нормативного договора[3].

Закон выполняет следующую роль:

-ограничивает пределы договорного регулирования (то есть договорное поле);

-определяет возможные виды договоров;

-регламентирует возможные основания для заключения нормативного договора;

-контролирует развитие договорных отношений посредством ограничений и запретов тех договоров, которые не отвечают правилам рыночной экономики, интересам гражданского общества, а также общим нормам политической деятельности.[4]

Нормативный договор, в свою очередь, выступает следствием закона. Так, к примеру, возможность использования нормативного договора в Российской Федерации закреплена в таких значимых нормативно-правовых актах, как Конституция Российской Федерации 1993 года[5], Трудовой кодекс Российской Федерации[6], Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации»[7] и в некоторых иных нормативных правовых актах.


Возможна также и обратная ситуация, когда нормативный договор является основанием издания закона либо иного нормативно-правового акта. К примеру, нормативные договоры являются правовой основой для издания административных актов, для заключения индивидуальных договоров, а также для совершения иных юридически значимых действий.

Нормативный договор обязателен для многочисленного либо формально неопределенного круга лиц. Существенным его признаком, отличающим нормативный договор от правового акта, считается санкционирование несколькими субъектами правотворчества.

Важно отметить, что нормативный договор обладает универсальными признаками, присущими любому договору. К таким признакам относятся:

- согласительный характер;

- добровольность как свободное волеизъявление сторон;

- самоответственность и др.

Кроме того, нормативному договору свойтсвенны особенности, позволяющие отграничить его от иных видов договорных актов. Характерными признаками нормативного договора считаются следующие:

а) нормативный договор всегда содержит нормы права, то есть общие предписания, общеобязательные правила, которые адресованы к широкому кругу лиц;

б) нормативный договор рассчитан на многократное применение и имеет публичные цели;

в) нормативный договор заключается между правотворческими субъектами на добровольной основе;

г) нормативный договор устанавливает взаимную ответственность сторон за нарушение его норм;

д) основной целью нормативного договора выступает нахождение баланса интересов сторон;

е) нормативный договор может содержать в себе не только нормы, но также принципы права;

ж) нормативный договор предусматривает особые процедуры принятия и др.[8]

Нормативный договор может быть классифицирован по нескольким критериям. Он может быть международным, либо заключенным в рамках одного государства, к примеру, между федерацией и её субъектами[9]. Кроме того, международные договоры могут быть классифицированы на:

а) договоры, заключаемые между государствами;

б) договоры, заключаемые между правительствами государств;

в) межведомственные договоры государств[10].

Наиболее распространенной в сфере национального права является классификация нормативного договора в зависимости от отраслевой его принадлежности. Соответственно, нормативные договоры подразделяются на административные, конституционные и коллективные трудовые.


В зависимости от сферы, которая опосредуется договором, можно выделить:

- нормативный договор, который функционирует в частном и публичном праве;

- внутригосударственные, а также межгосударственные договоры.

В зависимости от целей нормативные договоры могут быть:

- учредительными;

- о разграничении предметов ведения и полномочий;

- о компетенции.

По временному критерию нормативные договоры подразделяются на срочные и бессрочные договоры.[11]

В рамках настоящей работы наиболее важной признается классификация видов нормативных договоров по целям. Именно данная классификация рассматривается в исследовании после описания особенностей применения нормативного договора[12].

1.2. Применение нормативного договора в Российской Федерации

В качестве особого источника правовых норм нормативный договор применяется, главным образом, в трех нижеперечисленных областях:

- в международном публичном праве (договоры между государствами, как правило, являются нормативными)[13];

- в конституционном праве (договор может определять особенности взаимоотношений между регионами и федеральным центром, к примеру, относительно вопросов о разграничении компетенции);

- в трудовом праве (трудовые отношения регулируются чаще всего коллективными соглашениями и договорами).

Объектом правоотношения, урегулированного нормативным договором, то есть тем, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, то, по поводу чего они вступают в юридические связи, могут быть:

1) материальные блага (то есть вещи, предметы, ценности);

2) нематериальные личные блага;

3) поведение субъектов и его результаты (то есть действия или бездействие субъектов, услуги и т.д.);

4) продукты духовного, интеллектуального творчества;

5) ценные бумаги, официальные.[14]

Итак, нормативные договоры более всего характерны для конституционного, административного и трудового права.

В сфере федеративных отношений договор между федеральным центром и субъектами среди источников права выдвинулся на одно из первых мест. Конституция РФ 1993 года предписывает, что разграничение предметов ведения, полномочий, наряду с Конституцией, реализуется соответствующими договорами, которые становятся в силу этого источниками права.[15]


Существенным представляется предписание ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которая, устанавливая пределы договорного регулирования, дополняет ч. 3 ст. 11 Конституции России 1993 г. в той части, что должно иметь место соответствие договоров не только Конституции РФ, но и всем федеральным законам.[16]

Практика заключения нормативных соглашений между Российской Федерацией и ее отдельными субъектами базируется на делении всех вопросов, которые составляют государственную жизнь, на три группы:

а) предметы ведения федерации;

б) предметы совместного ведения как федерации, так и ее субъектов;

в) предметы ведения того или иного субъекта федерации[17].

Конституция РФ устанавливает возможность заключать два вида договоров:

а) о разграничении предметов ведения, полномочий между федерацией и ее субъектом;

б) о передаче осуществления некоторых полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти определенного субъекта Федерации[18].

Определенный интерес представляют административные договоры, несмотря на то, что в науке подчеркивается, что логически завершенное учение о нормативных договорах в административном праве России отсутствует, что размыты критерии, по которым можно отнести определенное соглашение к административному. В результате такой недоработанности иногда к числу административных относят международные, трудовые, гражданско-правовые договоры, положив в основу вывода о таком отнесении лишь один критерий - участие государственного органа, имеющего исполнительно-распорядительные полномочия, в качестве одной из сторон нормативного договора.[19]

Можно выделить определенные характерные признаки административного нормативного договора:

1) сфера действия договора - область государственного управления;

2) предметом договора являются действия, которые представляют собой реализацию планово-организационных функций;

3) по крайней мере, одной из сторон административного договора является орган исполнительной власти, который реализует публичный интерес;

4) стороны административного договора могут обладать разностатусным характером;