Файл: Налоговая система России: проблемы и направления совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опыт развитых стран свидетельствует о целесообразности зачисления льгот в налоговые расходы государства и включения их в расчеты эффективности государственного сектора экономики.

  1. Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики. В действующей налоговой системе не предусмотрено сколько-нибудь серьезных льгот для отечественных товаропроизводителей, в результате чего инвестиционные вложения в экономику близки к нулю. Российские промышленность и сельское хозяйство лишены инновационных вливаний, а вклад реального сектора в ВВП национального хозяйства стремительно снижается.
  2. Эффект инфляционного налогообложения. Известно, что в результате межотраслевой конкуренции равные капиталы независимо от их органического строения приносят в среднем одинаковую прибыль. Рублевый прирост поступлений в бюджет, отражающий процесс инфляционного налогообложения, искусственно вмешивается в этот стоимостный закон и создает тем самым неравенство в налоговой нагрузке плательщиков, вследствие которого дополнительные потери несет крупный капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный).
  3. Формирование нерациональной структуры внешней торговли. Отсутствие среди поставок за рубеж технически сложной, наукоемкой и трудоемкой продукции для обеспечения ценовой конкурентоспособности товаров на мировом рынке обусловливает реакционный характер механизма действия налога на добавленную стоимость (НДС).

В современной России с ее сырьевым характером экспорта и развитыми добывающими и металлургическими отраслями освобождение от уплаты НДС способствует превращению страны в сырьевую колонию западного капитала.

  1. Чрезмерный объем начислений на заработную плату. Существует объективное противоречие между двумя основными субъектами налоговых отношений – государством и налогоплательщиками, которое воспроизводится непрерывно. Оно заключается в том, что собственник в погоне за максимальной прибылью стремится минимизировать издержки производства, в том числе и зарплату. Государству же для динамичного развития производительных сил, наоборот, требуется высокий платежеспособный спрос населения.

Действующая налоговая система - это противоречие возводит в ранг абсурда тем, что обязывает работодателя выплачивать в виде различных начислений и налогов более половины от фактической заработной платы наемных работников. Естественно, предприниматель уводит зарплату в тень, что обусловливает низкий уровень потребления населения и накопление застойных тенденций в социально-экономическом развитии страны.


  1. Единая ставка налога на доход с физических лиц. Отмена прогрессивной шкалы ставок обложения подоходного налога противоречит здравому смыслу. Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются.

Нарушается один из важнейших принципов – справедливость налогообложения. Кроме того, стимулирование активности и предприимчивости наиболее эффективно на стадии зарабатывания средств, получения дохода, а не на этапе его последующего перераспределения.

К числу других, не менее важных, изъянов проводимой в России налоговой политики относятся:

– ярко выраженная регрессивность налогового обложения (только низкооплачиваемые наемные работники платят подоходные и социальные налоги в полной мере);

– неравновесное возложение основного налогового бремени на производственные отрасли;

– исключение из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов (например, в порядке прямого присвоения имущества, в виде наличных инвалютных доходов, через перевод средств на счета в зарубежных офшорных зонах и т.д.).

Причем только в России существует явная тенденция предоставлять льготные налоговые режимы для так называемых мобильных видов деятельности (финансовых операций, посреднических услуг, сделок с ценными бумагами и др.), которые относительно легко могут быть перенесены за пределы территории страны, а не для видов деятельности и доходов, жестко привязанных к ее территории (таких как производственная деятельность, добыча природных ископаемых, транспортные услуги, доходы от работы по найму и т.п.).

Таким образом, можно констатировать, что российская налоговая система переживает застой, который является важнейшим фактором затянувшейся экономической и социальной стагнации в масштабах всей страны.

Ожидаемых позитивных сдвигов в налоговой сфере пока не наблюдается. Спешно вводимые формы налогов показывают далеко не ту эффективность, которая предполагалась, а именно:

– от общих сборов НДС до половины уходит на возвраты;

– налог на прибыль не дает ожидаемого прироста поступлений;

– переход на “плоскую” шкалу подоходного налога с физических лиц не привел к выходу из тени значительных объемов заработной платы;

– введение инвестиционной составляющей в составе сборов по пенсионному страхованию создало, похоже, неразрешимую проблему с подбором надежных объектов инвестирования и т.д.


Перед государством всегда стоит противоречивая задача: с одной стороны, значительно увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней; с другой стороны, резко снизить налоговое бремя на плательщиков. Решить эту задачу могли бы помочь два огромных резерва, которые пока не используются, – налоговые льготы и возможности теневой экономики.

При том что все бюджетные расходы урезаются и выплачиваются с огромными задержками, льготники – единственная категория, которая получает бюджетную поддержку полностью и даже не в срок, авансом. Точная сумма предоставленных льгот не поддается учету – недобросовестные льготники ради барыша посредством фиктивных сделок выводят желающих из-под налогообложения.

Каждое решение о предоставлении льгот обосновывается важными общегосударственными интересами. Но трудно привести пример, когда проверки эффективности использования предоставленных льгот подтвердили бы достижение тех результатов, которые были обещаны при получении налоговых льгот. Обратных же примеров множество по всей России.

Второй резерв еще более обширен. Высокие налоги в сочетании с заоблачными процентными ставками по кредитам (то есть с фактической недоступностью кредитов и инвестиций), с технической и технологической отсталостью производства, с конкуренцией льготников и зарубежных производителей означают для подавляющего большинства предпринимателей невозможность даже простого воспроизводства.

Между тем капиталам, укрытым от налогообложения, даже при желании владельцев крайне сложно вернуться в производственную сферу: инвестиции стали настолько необычным явлением, что безо всяких сомнений привлекут внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу – из российской производственной сферы их выталкивает нынешняя налоговая система.

Таким образом, действующие формы и средства налогообложения экономически не привязаны к реальной хозяйственной жизни, их воздействие на производственные процессы имеет исключительно фискальный, подавляющий характер. Соответственно, при таких обстоятельствах даже позитивные сдвиги в экономической действительности не дают оснований надеяться на прирост налоговых поступлений.

Таблица 1.

Динамика поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет России в 2014-2018 гг. (млрд. р.)

2014

год

2015 год

Изме-нение за год (+, -)

Темп дина-мики, %

2018 год

Изме-нение за год (+, -)

Темп дина-мики, %

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

10959,3

11327,2

367,9

103,4

12670,2

1343

111,9

Налог на прибыль организаций

2355,4

2071,7

-283,7

88,0

2372,8

301,1

114,5

Налог на доходы физических лиц

2260,3

2497,8

237,5

110,5

2688,7

190,9

107,6

Налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1886,1

1868,2

-17,9

99,1

2181,4

313,2

116,8

Акцизы

783,6

952,5

168,9

121,6

999,0

46,5

104,9

Имущественные налоги,

785,3

900,5

115,2

114,7

955,1

54,6

106,1

из них:

налог на имущество физических лиц;

17,6

22,3

4,7

126,7

27,1

4,8

121,7

налог на имущество организаций

536,3

615,1

78,8

114,7

634,6

19,5

103,2

Транспортный налог:

90,2

106,1

15,9

117,6

117,5

11,4

110,8

транспортный налог с организаций;

22,9

24,8

1,9

108,3

27,2

2,4

109,8

транспортный налог с физических лиц

67,3

81,3

14,0

120,8

90,3

9,0

111,1

Земельный налог

141,0

156,6

15,6

111,1

175,3

18,7

111,9

Налог на добычу полезных ископаемых, из него:

2459,4

2575,8

116,4

104,7

2904,2

328,4

112,7

нефть;

2132,6

2190,2

57,6

102,7

2463,6

273,4

112,5

газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья;

257,4

311,7

54,3

121,1

357,2

45,5

114,6

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

9,8

12,6

2,8

128,6

16,0

3,4

127,1

Утилизационный сбор

0,0

0,0

-

58,8

58,8

-


Таблица 2.

Динамика поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет России в 2017-2018 гг. (млрд. р.)

2017 год

Изменение за год

(+, -)

Темп динамики, %

2018год

Изменение за год (+, -)

Темп динамики, %

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

13 788,3

1 118,1

108,8

14 482,9

694,6

105,0

Налог на прибыль организаций

2 598,8

226,0

109,5

2 770,2

171,4

106,6

Налог на доходы физических лиц

2 806,5

117,8

104,4

3 017,3

210,8

107,5

Налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

2 448,3

266,9

112,2

2 657,4

209,1

108,5

Акцизы

1 014,4

15,4

101,5

1 293,9

279,5

127,6

Имущественные налоги, из них:

1 068,4

113,4

111,9

1 116,9

48,5

104,5

налог на имущество физических лиц;

30,3

3,2

111,6

36,1

5,8

119,2

налог на имущество организаций

712,4

77,8

112,3

764,5

52,1

107,3

Транспортный налог, из него:

140,0

22,4

119,1

139,1

-0,9

99,4

транспортный налог с организаций;

30,2

3,0

110,9

29,9

-0,3

99,0

транспортный налог с физических лиц

109,8

19,5

121,6

109,2

-0,6

99,5

Земельный налог

185,1

9,8

105,6

176,4

-8,7

95,3

Налог на добычу полезных ископаемых, из него:

3 226,8

322,6

111,1

2 929,4

-297,4

90,8

нефть;

2 703,5

240,0

109,7

2 342,1

-361,4

86,6

газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья;

346,5

-10,8

97,0

368,2

21,7

106,3

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

80,5

64,4

502,6

119,7

39,2

148,8

Утилизационный сбор

62,1

3,3

105,5

89,8

27,7

144,6
 


Из аналитических таблиц 1 и 2 видно, что налоговые поступления имеют тенденцию роста. Наибольшее увеличение произошло в 2018 году, которое составило 11,9 % по сравнению с предыдущим 2017 годом, за счет значительного увеличения поступления налога на прибыль организации (14,5 %), налога на имущество физических лиц, составившее 21,7 %, и налога на добавленную стоимость (16,8 %). В последующие годы темп динамики был положительным, но в процентном соотношении меньшим, чем в 2018 году. В целом за анализируемые 5 лет, налоговые поступления в бюджет РФ возросли на 32,15 %, что в денежном эквиваленте составило 694,6 млрд. руб.

Отрицательная динамика налоговых поступлений наблюдается в 2015 и 2018 годах. В 2015 году произошло резкое сокращение поступлений в бюджет по налогу на прибыль организаций на 12 %, что составило 283,7 млрд. руб. и по НДС на 8,9 % (17,9 млрд. руб.). В 2016 году заметно сокращаются поступления налога на добычу полезных ископаемых на 9,2 %, при этом снижается поступления от добычи нефти, но растут на 48,8 % поступления от добычи газового конденсата. Также незначительные изменения произошли по поступлениям от транспортного и имущественного налогов. Во всех остальных случаях наблюдается положительная динамика.

В соотношении налоговых доходов 2018 года к 2014 наибольший рост наблюдается по акцизам - 65,12 %, имущественным налогам - 42,23 % и налогу на добавленную стоимость - 40,89 %.

Также значительное увеличение произошло конкретно по налогу на имущество физических лиц – 105,11%, транспортному налогу с физических лиц – 62,26 % и НДПИ, за счет уплаты налога на добычу газа горючего и газового конденсата.

2.2 Направления совершенствования налоговой системы РФ

Насущная необходимость налоговой реформы бесспорна, и очень важно определиться в стратегии ее проведения. Главным является усиление регулирующей функции налогов, направленной на согласование интересов государства и предпринимателей, поощрение товаропроизводителей, осуществление рациональной региональной экономической политики и устранение противоречий в действующем законодательстве.

Если исходить из приоритетных целей экономической политики, то направленность налоговой реформы должна быть следующей:

– высокая прогрессивность обложения особо больших, спекулятивных доходов;

– установление не облагаемого налогами минимума для получателей особо низких доходов;