Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Прямые налоги: понятие, сущность и виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей истории человечества развивалась система налогообложения. Если вначале налоги собирались в виде различных натуральных налогов и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобретали денежную форму.

Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальных, экономических, оборонных и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, образования, здравоохранения, науки.

Из средств, собранных в виде налогов, государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; выплачивает зарплату учителям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные выплаты пожилым и больным людям, охрану здоровья матери и ребенка, охрану окружающей среды и т.д.

В современном государстве используется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных видов налогов. Причиной такого большого количества являются их различные источники: заработная плата, дивиденды по акциям, рента, другие формы дохода на капитал, а также объекты: доход, имущество, его передача, потребление, экспортное и импортное налогообложение.

Налоговая система должна отвечать требованиям рыночной экономики, то есть системы, которая стимулирует, а не подавляет экономический рост. Успешное развитие и стабильность экономики государства зависят от правильной организации налогообложения. Постоянно вносятся изменения и принимаются новые законы в Налоговый кодекс, которые будут постепенно совершенствовать налоговую систему в Российской Федерации.

Я выбрал эту тему, потому что проблема налогообложения-одна из тех, которые правительство решает на протяжении многих лет своего существования. Постепенная реформа должна привести к конечному результату, который будет соответствовать международным стандартам и существенно упростит ее практическое применение в рамках, определенных законодательством Российской Федерации.

Тема налогообложения всегда будет актуальна, потому что налоги - это основной источник доходов государства. Она будет постоянно меняться, упрощаться или усложняться, насколько это возможно, в зависимости от ситуации в стране.


Целью исследования является изучение прямых налогов и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.

Для достижения этой цели были поставлены и выполнены следующие задачи:

- сформулировать определение понятия "прямые налоги", основываясь на мнениях различных авторов;

- выявить сущность и значение прямых налогов в сравнении с косвенными налогами;

- рассмотрим основные виды прямых налогов и историческую эволюцию представлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные;

- проанализировать эволюцию прямого налогообложения в Российской Федерации за весь период существования государства;

- рассмотреть существенные элементы основных прямых налогов и их значение в налоговых поступлениях страны;

- определить пути совершенствования прямого налогообложения;

- проанализировать принимаемые и реализуемые меры в области прямых налогов, влияющие на экономическую ситуацию в 2017-2019 гг.;

- определить основные направления совершенствования прямых налогов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации.

Предметом исследования являются основные тенденции и особенности прямого налогообложения в Российской Федерации.

Теоретико-методологическую основу составили правовые акты в области налогообложения: налоговый кодекс Российской Федерации (первая и вторая части) и др.; труды российских и зарубежных ученых по проблемам прямого налогообложения (статьи, труды).

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды

Налоги как основной источник государственных финансов образования были известны с незапамятных времен. С изменением роли и значения налогов в экономической системе общества произошла эволюция взглядов на саму природу налога. В XVIII в. преобладало мнение, что налог-это цена за услуги, оказываемые государством своим гражданам. В XIX в. налог считался пожертвованием физического лица в интересах государства. В двадцатом веке. основная точка зрения состояла в том, что налог представляет собой обязательный взнос (сбор), взимаемый государством, который используется для покрытия государственных нужд на основании опубликованного закона.


НК РФ (п. 1 ст. 8) определяет налог как "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств для финансовой поддержки государства и (или) муниципальных образований".

Существуют различные налоговые классификации. Наиболее значимым значением для современной теории и Практики налогообложения является классификация налогов по способу взимания на прямые и косвенные.

Прямые налоги - это налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (прямая форма налогообложения).

Косвенные налоги-это налоги, включаемые в цену товаров, работ и услуг.

Существует еще один вариант данных для определения прямых и косвенных налогов:

Прямые налоги-это налоги на прибыль и имущество, то есть те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания размера объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки.

Косвенные налоги-налоги на потребление.

Современный взгляд на деление налогов на прямые и косвенные сформировался в результате многовекового развития. Рассмотрим историческую эволюцию представлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные. Эти критерии включают:

- критерий переносимости;

- критерии для метода налогообложения и сбора налогов;

- критерий платежеспособности.

Согласно первому критерию, налогообложение возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цен. Через процессы обмена и распределения налогоплательщик, определенный законом, имеет возможность переложить налоговое бремя на другое лицо - налогоплательщика. Иными словами, лицо, формально обязанное быть плательщиком налога, и лицо, фактически уплачивающее этот налог, не обязательно являются одним и тем же лицом.

Критерий налогооблагаемости впервые был использован в качестве основы для деления налогов на прямые и косвенные английским философом Джоном Локком (1632-1704) в конце XVII века (практика такой классификации установилась в XVI веке). Локк предполагал, что любой налог, независимо от того, на кого он был наложен, в конечном счете падет на землевладельца, поскольку только доход землевладельца является чистым доходом, с которого каждый платит все налоги. Поэтому налоги, которые падают на землю косвенно, должны быть предпочтительнее налога, который непосредственно взимается с землевладельца. Поэтому земельный налог является прямым налогом, а остальные налоги-косвенными. Впоследствии шотландский экономист и философ А. Смит (1723-1790), опираясь на факторы производства (землю, труд, Капитал), дополнил доход землевладельца доходами от капитала и труда и, соответственно, двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль и заработную плату. Косвенными налогами, по мнению А. Смита, являются те налоги, которые связаны с расходами и передаются потребителю.


Английский экономист, философ и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806-1873) рассматривал намерение законодателя как критерий: прямой налог-это налог, который, по мнению законодателя, должен падать на налогоплательщика, а косвенный налог-это налог, который должен быть передан налогоплательщиком другому лицу. Адольф Вагнер (1835-1917) придерживался того же мнения.

Итак, согласно рассмотренным критериям, конечным плательщиком прямых налогов является лицо, получающее доход.

Недостатком критерия разделения налогов на прямые и косвенные по их налогооблагаемости было то, что многие прямые налоги на практике облагаются не хуже косвенных налогов, а косвенные налоги облагаются не всегда и иногда не полностью. Прямые налоги, при определенных обстоятельствах, также могут быть переданы потребителю посредством функционирования ценового механизма.

Разделение налогов на прямые и косвенные на основе принципа "доходы-расходы", установленного в начале XX века, не утратило своего значения и в конце столетия.

Однако, помимо разделения налогов на прямые и косвенные, в литературе по теории налогообложения существует и другая классификация. Так, по словам доктора экономических наук, профессора Б. Х. Алиева, все налоги по способу взимания делятся на три группы:

- прямой налог;

- косвенные налоги;

- пошлины и сборы.

Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество, а косвенные-это налоги на товары и услуги. В категорию пошлин и сборов Б. Х. Алиев включает все остальные налоговые платежи, которые не попали в первые две категории. Данная классификация, на мой взгляд, является наиболее оптимальной, поскольку она в полной мере отражает систему современных налогов.

Следует также отметить, что в литературе по теории налогов прямые налоги, в свою очередь, делятся на реальные и личные налоги. Разделение налогов на реальные и личные основано на том, что доход может быть оценен прямо или косвенно. Так, организации уплачивают налог на сумму прибыли, исчисленную исходя из полученных доходов и понесенных расходов, физические лица уплачивают налог на доходы, исчисленные с учетом доходов, имущественного положения, расходов и т.д. группа прямых налогов, которые облагают налогом, фактически полученный доход (прибыль), называется налогами на доходы физических лиц.

Доход также может определяться косвенно, через оценку внешних проявлений благосостояния человека: типа и качества жилья, размера и расположения земельного участка. В в этом случае оценивается средний доход лица, полученный в данных экономических условиях от конкретного субъекта налогообложения (имущества, денежного капитала и др.) облагается налогом. Эта группа прямых налогов называется реальными налогами. Реальные налоги взимаются в первую очередь с имущества, отсюда и их название.


Таким образом, в группу прямых реальных налогов входят земельный налог, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, единый налог на вмененный доход и налог на азартные игры. Группа прямых налогов на доходы физических лиц включает в себя подоходный налог с физических лиц, корпоративный подоходный налог, налог на наследство или налог на дарение.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЯМЫХ НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РФ

2.1 Прямые реальные налоги

Земельный налог.

Плательщиками налога являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, владеющие земельными участками, которые признаются облагаемыми налогом на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации и физические лица не признаются налогоплательщиками в отношении земельных участков, которые они имеют на праве безвозмездного срочного пользования или переданы им по договору аренды.

Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого установлен налог. Не признаются объектом налогообложения: земельные участки, изъятые из оборота; земельные участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, включенные в Список всемирного наследия, Историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия; земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для нужд обороны, безопасности и таможенного дела; земельные участки из земель лесного фонда.; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занимаемые государственными водными объектами в пределах водного фонда.

Налоговая база по каждому земельному участку определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на дату его постановки на кадастровый учет. Для отдельных категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования. Организации самостоятельно определяют налоговую базу на основании сведений государственного кадастра недвижимости по каждому земельному участку, находящемуся в их собственности на праве собственности или праве постоянного пользования. (по состоянию на 28.11.2018). Физические лица-индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, исходя из сведений государственного кадастра недвижимости по каждому земельному участку, принадлежащему им на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. (по состоянию на 28.11.2018). Налоговая база для налогоплательщика-физического лица определяется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. (по состоянию на 28.11.2018).