Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования ( Основные этапы формирования и развития налоговой системы в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3. Пути реформирования налоговой системы РФ

3.1.Кризис системы налогообложения в России и поиск путей решения

В связи с событиями последних двух лет – падение цен на нефть и стремительный рост курсов валют – Россия вынуждена искать иные пути развития, кроме сложившейся за «тучные годы» рентной экономики. Так получилось, что в связи с наличием у государства огромных финансовых ресурсов (вплоть до 2013 года) и вследствие желания укрепить вертикаль власти, произошло огосударствление экономики. Количество занятых как напрямую в госсекторе: в различных органах власти, службах, Пенсионном и прочих фондах, правоохранительных органах, так и в государственных корпорациях и акционерных обществах полностью или почти полностью принадлежащих государству, непрерывно росло и стало очень значительным. Происходило укрупнение предприятий и переход их под государственный контроль. Создавались новые министерства, рабочие группы, проектные команды. [21]Государство нанимало огромное количество кадров и всем платило заработную плату, и, кроме того, содержало пенсионеров и бюджетников. А в 2014 году Россия «взяла на баланс» Крым.

На тот момент цены на нефть были высокими, и казалось, что денег хватит всем и надолго. Хотя всё равно пришлось заморозить накопительную часть пенсий. Сейчас стало понятно, что дешёвая нефть – это надолго, и содержать такое количество народу государству не под силу. Необходимо, как минимум, обеспечивать самозанятость населения, в том числе, путём стимулирования малого и не только бизнеса. Но даже если сократить количество государственных служащих и иных сотрудников, так или иначе оплачиваемых государством, всё равно необходимо найти дополнительные источники для пополнения быстро пустеющего бюджета.[22]

Когда поступления от продажи углеводородов падают, логичным выходом может показаться рост фискальных платежей. Но такие действия стали бы бомбой, причём не очень замедленного действия. Обложение предприятий налогами, включающимися в затраты, как налог на имущество, транспортный налог и тому подобные, приводит к росту затрат и как результат для многих предприятий, работающих на грани безубыточности – к несостоятельности и банкротству. Следовательно, это вклад в безработицу. Обложение предприятий косвенными налогами, такими как НДС, приводит к росту стоимости жизни. Рост цен в магазинах одновременно с ростом безработицы приводит к сжатию внутреннего рынка, снижению располагаемых доходов и покупательской способности. Значит, у предприятий, работающих на потребительском рынке, снижается выручка, значит, они сокращают затраты, увольняют людей (тоже делая вклад в безработицу) и повышают цены, создавая инфляцию.[23] Получается замкнутый круг.


В этой ситуации логичным выглядит обещание Президента РФ – не повышать налоги. Однако это не значит, что государство не рассчитывает получить больше денег (иначе нечем будет платить зарплаты и пенсии). Просто выбрана иная стратегия, в области налогового администрирования и повышения неналоговых платежей.

3.2. Повышение эффективности налоговой системы РФ: налоговое администрирование и управление госдоходами

В послании Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин сказал о необходимости «зафиксировать действующие налоговые условия» для бизнеса. Затем предложение о твердом решении властей о введении налогового моратория на 4 года было высказано президентом на ПМЭФ-2015. Фиксирование налогов позволит бизнесу спокойно продолжать свою деятельность. Кроме того, для поддержки бизнеса власти готовы отказаться от плановых проверок, а также снизить административное давление. В целом, так оно и есть: согласно изменениям в НК РФ, налоговые ставки действительно не растут, но тем временем изменяется налоговое администрирование.

В условиях сжатия доходной части бюджетов произошло реформирование системы сбора фискальных платежей. 15 января 2016 года президент подписал два указа, направленных на формирование единого механизма администрирования платежей. Роль фискального мегарегулятора ляжет на ФНС, в обязанности которой войдет общее методическое руководство и сбор всех платежей. О необходимости создания единого администратора налоговых и неналоговых платежей президент в общей форме заявил в послании Федеральному собранию в декабре 2015 года.

Первый указ перевел Федеральную таможенную службу (ФТС) и Росалкогольрегулирование (РАР) из подчинения правительству в ведение Минфина. Таким образом, Минфин собрал в подчинение все ведомства, овечаю-щие за доходную часть бюджетов (дополнительно к ФНС, Росфиннадзору и Федеральному казначейству). Подчинение ФТС и РАР Минфину сопровождается соответствующей передачей части их полномочий, таких как функции по реализации государственной политики и нормативному регулированию в алкогольной сфере, "а также в области таможенного дела". По мнению министра финансов, "Сейчас стоит задача интеграции сервисов, информационных систем налоговой службы и таможенной службы. Это даст существенный прирост собираемости налогов".[24]


Второй указ предписывает правительству до 1 мая 2016 года внести в Госдуму законопроекты, возлагающие на ФНС функции по администрированию страховых платежей. Для этого полномочия Пенсионного фонда и фонда ОМС по сбору страховых взносов будут переданы напрямую ФНС. По словам Председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, с помощью данных двух указов "возникнет единая система администрирования, сбора и, соответственно, последующего использования всех налоговых и неналоговых платежей”. По мнению первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, данная «новация позволит повысить качество администрирования платежей и прозрачность ведения бизнеса. ФНС назначена "старшей" в новой схеме администрирования, потому что далее других продвинулась в сфере IT-технологий, необходимых для создания единой информационной базы. В ней будут видны все платежи, что сделает использование серых схем почти невозможным».

Бизнес тем временем ожидает получения выгод от данных нововведений. По словам руководителя экспертного центра при уполномоченном по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович, компании «давно настаивали на передаче администрирования страховых взносов ФНС, поскольку внебюджетные фонды работают непрозрачно: базы у них разные, и увидеть нагрузку на каждого налогоплательщика сейчас невозможно". Повышение качества администрирования и автоматизации процессов ФНС позволит дать правдивую налоговую нагрузку на бизнес, что будет доказательством высокого налогового бремени на бизнес и необходимости изменения ставок до среднемировых. [25]Кроме того, налоговые органы эффективнее в проверках по сравнению с инспекторами фондов. Если инспекторы ПФ доначисляют 17 тыс. руб. в ходе одной проверки, то налоговики – порядка 10 млн. руб., причем количество сотрудников в организациях примерно одинаково. Таким образом, организация мегарегулятора ФНС позволит повысить собираемость налогов и пенсионных взносов за счет консолидации контрольных функций и повышения уровня развития информационных технологий.

Так, в 2015 году был открыт Федеральный центр обработки данных (ФЦОД) в г.Дубна для консолидации, обработки, анализа и хранения налоговой информации со всей страны в едином месте. ФЦОД в Дубне позволяет сопоставлять налоговые данные по всей стране, что усложняет применение незаконного уклонения от уплаты налогов. По мнению главы ФНС М.Мишустина, «организации хранения и обработки налоговых данных на базе сверхмощных ЦОДов поможет существенно снизить затраты на содержание и обеспечение работы всей IT-инфраструктуры». Следует констатировать, что бизнес, вовремя и в полном объёме платящий налоги, уже ощутил на себе снижение уровня внимания налоговых служб: если в дубнинском компьютере видно, что компания аккуратно платит налоги, то количество налоговых проверок сокращается. Несомненно, это снижает нагрузку на бухгалтерские службы, упрощает текущую работу компаний и снижает уровень стресса. Казалось бы, и до этого сложности были только у тех, кто нарушал налоговое законодательство. Но даже принцип невиновности налогоплательщика от проверок не освобождал, а каждая проверка наносит урон бизнесу, так как мешает заниматься основной деятельностью. Снижение количества проверок оказывает положительный эффект на формирование бизнес-среды и меняет поведенческие модели занятия бизнесом в сторону более прозрачных и эффективных.[26]


Полный переход на «белую» экономику может существенно повысить наполняемость бюджета. Так, по мнению директора Центра налоговой политики экономического факультета МГУ К.Никитина, «более тесное сотрудничество ФНС и ФТС позволит наладить сквозной контроль за уплатой НДС (не без по мощи системы АСК-НДС-2), который позволит полностью прикрыть фирмы-однодневки. Наряду с реформой контрольно-кассовой техники, расширением патентной системы … - все это может серьезно "обелить" экономику в ближайшие годы». Однако, чтобы такая система давала положительный эффект, самым важным является единообразие и обязательность для всех. Если в работе, например, системы отслеживания уплаты НДС всеми контрагентами по цепочке, не будет исключений для отдельных компаний, то уровень транспарентности российской экономики существенно повысится.

Основой управления госдоходами должна стать система мегарегуляторов. Первый мега-регулятор в российской экономике – это ФНС, вторым мегарегулятором стала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), когда летом 2015 года поглотила Федеральную службу по тарифам (ФСТ). ФАС теперь отвечает за естественные монополии и может влиять на их тарифы. Третьим мегарегулятором является ЦБ РФ с 2013 года. Ему были переданы полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам России (ФСФР) по регулированию, контролю и надзору за некредитными финансовыми организациями. Перед тремя мегарегуляторами стоит единая задача вернуть в бюджет или уничтожить ненефтяные рентные доходы, которые могли извлекать привилегированные бизнесы и чиновники.[27]

"Открытое правительство" и Минэкономразвития сейчас занимаются созданием четвертого мегарегулятора. Его задача – контроль и регулирование деятельность первых трех мегарегуляторов, и, возможно, подчинение их единой системе. По данным экспертного совета при правительстве, в России действует около 130 видов госконтроля. По данным Минэкономразвития за 2014 год, проводится 2,4 млн. проверок, и каждый год вступают в силу десятки тысяч нормативных актов. Несомненно, это осложняет занятие бизнесом, делает почти невозможным для малых предпринимателей освоение и осознание всей этой нормативной базы и негативно влияет на рост малого бизнеса и любой самозанятости населения в экономике.

С 2010 года все федеральные нормативные акты проходят оценку регулирующего воздействия Минэкономразвития (ОРВ). С 2015 года региональные акты также начали проходить через такой «фильтр», принудив ведомства отсеивать и отменять лишние требования при принятии каждого нового. Правительство признало успех практики ОРВ. Однако, хотя в в 2015 году утратили силу 170 документов, это капля в море. Остаётся только надеяться на увеличение масштабов деятельности ОРВ.[28]


Систематизация и централизация контроля в совокупности с продвинутыми информационными технологиями в состоянии увеличить собираемость налогов, но не обеспечивает перестроения экономики, снижения степени её рентной ориентированности. Поэтому пополнение бюджета планируется производить, в том числе, и путём возвращения рент, для чего существует целый ряд способов.

Одним из самых очевидных примеров является оплата за пользование дорожной инфраструктурой, которая налогом не является, однако обладает рядом налоговых свойств: в частности, установлена в одностороннем порядке и является обязательной. Осознание того, что содержание дорог должно обеспечиваться только за счет их пользователей, а не за счёт всех жителей страны, привело к возникновению платных дорог. Такова же экономическая природа возникновения платных парковок. С поведен ческой точки зрения такие платежи воспринимаются гражданами более позитивно, чем обычные всеобщие и бесцелевые налоги . Человеку психологически проще расставаться с деньгами, когда он понимает, за что этот платёж и на что он. Хотя вступившая в действие 15 ноября 2015 года система взимания платы «Платон», обязывающая грузовики более 12 тонн оплачивать проезд по федеральным трассам, и вызвала ряд протестов среди дальнобойщиков, большинство населения не восприняло данные платежи как несправедливые. Согласно Министерству транспорта РФ, часть собранных средств «Платоном» будет направлена в Дорожный фонд на приведение федеральных трасс в порядок, что также вызывает большее доверие у жителей страны: понятно, куда собранные средства идут. Следует заметить, что с экономической точки зрения получается, что происходит практически тройное обложение одной и той же налоговой базы – «автомобилистов»: акцизы на бензин, плата за проезд и транспортный налог. Но большинство жителей страны в такие тонкости не вникает, поэтому с поведенческой точки зрения такие инициативы вызывают меньше недовольства.

Вторым способом взимания платы с рентных доходов стало изменение правил расчёта налоговой базы по налогу на имущество, в том числе и для физических лиц. С 1 января 2015 года Московская область и еще 28 субъектов РФ стали уплачивать налог на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости, а с 2016 года перечень регионов, в которых налог на имущество будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, будет расширен. Оценка квартир рыночным методом и рост налоговой базы является менее непопулярной мерой, чем всеобщее повышение ставок, особенно учитывая наличие переходного периода. В поведенческом аспекте это ещё одно указание на то, что платить граждане будут не одинаково, а в зависимости от стоимости своего имущества, что даст им в большей степени ощутить себя налогоплательщиками.[29] А когда граждане страны начинают ощущать себя налогоплательщиками, это положительно влияет на качество институтов власти – граждане начинают быть требовательнее к ним. Благодаря таким поведенческим эффектам улучшается качество управления и экономики в целом.