Файл: Нотариальные действия (Основные понятия нотариата и нотариальной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, нотариус должен изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях нотариус не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия[36].

Заинтересованное лицо, считающее неправильным отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в суд по месту нахождения нотариуса.

Все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, регистрируются в реестре. Формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах устанавливаются МЮ РФ.

При несоблюдении правил совершения нотариальных действий Нотариальная Палата вправе обратиться в суд с заявлением о лишении нотариуса права занятия нотариальной деятельностью за нарушения действующего законодательства. Таким образом, из приведенных выше правил, становится очевидно, что совершение нотариальных действий подчиняется строгой регламентации, при отклонении от которой данные действия будут считаться недействительными.

2. Особенности совершения нотариальных действий отдельными субъектами нотариальной деятельности

2.1. Анализ проблем при совершении нотариальных действий главами администраций поселений

В соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о нотариате» (далее — «Основы») нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой, а также специально уполномоченные лица. Нотариальные округа в России созданы в соответствии с ее административно-территориальным делением. Предполагается, что в каждом нотариальном округе находится хотя бы один государственный нотариус или нотариус, занимающийся частной практикой[37].


С 15 января 2008 г. вступили в действие положения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»[38], в соответствии с которыми на глав местных администраций поселений и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления поселений, а также глав местной администрации муниципального района, специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления муниципального района были возложены полномочия по совершению нотариальных действий, предусмотренных ст. 37 «Основ», в случае отсутствия нотариуса в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте.

До определенного времени круг нотариальных действий, которые имели право совершать названные субъекты, был весьма ограничен. Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[39] и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный перечень значительным образом расширен предоставлением права удостоверения юридических фактов.

В настоящее время особенно остро стоит вопрос о доступности нотариальных услуг, оказания квалифицированной юридической помощи населению сельских районов. Нотариальные конторы, как правило, находятся в центрах муниципальных районов, и во многих территориально удаленных сельских поселениях нотариусы просто отсутствуют. В этих условиях особое значение имеет вопрос о надлежаще организованном порядке реализации права совершения отдельных нотариальных действий органами местного самоуправления. Так, на территории Самарской области насчитывается 145 нотариусов, занимающихся частной практикой, государственные нотариальные конторы в Самарской области отсутствуют.

В связи с отсутствием нотариусов в сельских районах обеспечить организацию доступных нотариальных услуг главами местного самоуправления требуется на территории 281 сельского поселения Самарской области, в 70 из которых нотариальные действия не совершались, в 58 их совершалось незначительное количество (до 50 действий в год), в 153 поселениях совершается более 50 нотариальных действий.

На фоне обсуждения качества публичных услуг[40] достаточно остро встает проблема качества оказания нотариальных услуг в сельских поселениях. В рамках периодически проводимых семинаров, круглых столов, курсов повышения квалификации выявляются наиболее распространенные нарушения, их причины и возможности их устранения.


Нарушения, выявленные в результате обобщения практики совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, можно подразделить на нарушения самого порядка совершения нотариальных действий, т. е. нарушения условий процедуры, формы нотариальных актов и нарушения, касающиеся существа нотариального действия.

В связи с последними изменениями законодательства появились сложности не только в процедуре совершения нотариального действия, но и в порядке передачи информации о совершенных нотариальных действиях. С 1 июля 2014 г. действует порядок ведения электронного реестра нотариальных действий в Единой информационной системе (далее — ЕИС) нотариата. Главы местных администраций и уполномоченные должностные лица должны предоставлять сведения о нотариальных действиях в нотариальную палату для внесения в реестр ЕИС нотариата. Более того, с 1 января 2015 г., согласно Федеральному закону от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[41] (в ред. от 29 декабря 2015 г.) нотариусы могут не принимать от указанных субъектов документы на бумажных носителях, т. к. закон обязывает предоставлять сведения только в электронном виде. Практика реализации данного положения вызвала многочисленные сложности во многих регионах, что явилось предметом активного обсуждения в рамках проведенных конференций, круглых столов представителями муниципальных образований, нотариальных палат, управлений Минюста России.

Так, П.В. Сокол отметил, что из двух тысяч нотариальных действий, сведений в нотариальную палату Самарской области поступило только по тридцати одному документу. Необходимость исправления ситуации обусловлена выполнением основной задач — это формирование актуальных сведений ЕИС, которое обеспечивает возможность проверки легитимности выданного нотариального документа[42].

Основной причиной нарушения порядка предоставления сведений в реестр ЕИС является отсутствие специального оборудования и технической возможности направления сведений в электронном виде. Представители нотариальной палаты Ивановской области в рамках обучающих курсов, на заседаниях Совета муниципальных поселений отмечают, что не все муниципальные органы имеют выход в Интернет, не оптимизировано программное обеспечение.

Несомненно, что сложившаяся практика совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления зависит от ряда причин. В качестве первопричины неоднократно отмечалось несовершенство законодательной регламентации деятельности данных субъектов нотариального процесса. Так, например, И. Андреечева отсутствие законодательного закрепления профессиональных требований к должностным лицам, уполномоченным совершать нотариальные действия, считает одной из главных проблем практики правоприменения[43].


Как следствие, недостаток соответствующих квалифицированных кадров. Если для назначения на должность нотариуса необходимо иметь высшее юридическое образование, пройти профессиональную стажировку, сдать квалификационный экзамен, получить лицензию на право нотариальной деятельности и участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса, то для должностных лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия в сельских поселениях, ничего из вышеперечисленного не требуется. Единственное требование к указанным лицам, сформулированное в законе, относится к соответствию их должности перечню лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия.

Безусловно, отсутствие необходимой правовой подготовки у должностных лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия, не может не отразиться на качестве подготавливаемых и удостоверяемых ими документов. В целях совершенствования организации нотариального процесса должностными лицами местного самоуправления требуется установление обязательных профессиональных требований к указанным субъектам, необходимых для осуществления нотариальной деятельности. До последнего времени в нотариальном законодательстве отсутствовали какие-либо нормы, регламентирующие процедуру контроля за совершением нотариальных действий указанных субъектов и определяющие ответственность за процессуальные нарушения. Некоторые изменения правового регулирования, внесенные Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ[44], наконец-то коснулись этой проблемы. Территориальный орган юстиции на основании информации о наличии нарушения законодательства о нотариальной деятельности в действиях указанных лиц проводит проверку в порядке, установленном федеральным органом юстиции. Предметом проверки является: соблюдение органами местного самоуправления требований «Основ»[45] при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия; организация работы по совершению нотариальных действий; исполнение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления правил нотариального делопроизводства; соблюдение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий.

По результатам проведенной проверки контролирующий орган вправе: вынести должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации; внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий; направить должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, рекомендации по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий.


В настоящее время система ответственности данных лиц за совершенные нотариальные действия четко не определена: не установлены основания, система мер ответственности, порядок привлечения. Некоторые регионы, всерьез обеспокоенные качеством предоставляемых нотариальных услуг органами местного самоуправления, планируют принять региональный закон, устанавливающий ответственность за ошибки при совершении нотариальных действий указанными субъектами.

Следует отметить, что детальным образом не урегулирован не только порядок профессионального контроля, но и порядок оказания на постоянной основе правовой и практической помощи органам местного самоуправления в данной сфере деятельности. Как уже говорилось, среди причин, препятствующих эффективной реализации полномочий по совершению нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, большое значение имеет система оценки результатов труда, оплаты труда муниципальных служащих[46], а также материально-техническое обеспечение указанной деятельности. Анализ практики позволяет констатировать, что недостаток денежных средств, выделяемых на изготовление штампов, бланков, журналов, на приобретение необходимых справочно-правовых систем, методических пособий, сборников образцов нотариальных документов, лишает возможности субъектов нотариального процесса с помощью указанных средств разрешить возникающие практические затруднения при совершении нотариальных действий.

2.2. Совершение органами уголовно-исполнительной системы нотариальных действий: проблемы теории и практика применения

К нотариусу может обратиться любой гражданин, посетив нотариальную контору или частного нотариуса в его офисе. Но как быть лицам, которые находятся в местах лишения свободы и не могут самостоятельно этого сделать?

Без сомнения, лица, отбывающие наказания в местах лишения свободы, имеют определенные ограничения в осуществлении своих прав, о чем говорится в ч. 3 ст. 55 Конститу[47]ции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». В этом случае федеральным законом, ограничивающим их права, выступает УИК РФ, в частности, его ст. 11, 12, раскрывающие основные права и обязанности осужденных. Таким образом, лица, отбывающие наказания в виде лишения свободы, имеют право на совершение нотариальных действий, находясь в исправительных учреждениях. Помимо федерального законодательства, совершение осужденными нотариальных действий регулируется и рядом ведомственных приказов. Так, порядок оказания нотариальных услуг и приравненных к ним действий в местах лишения свободы регламентируется разд. XII Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»[48].