Файл: Нотариальные действия (Основные понятия нотариата и нотариальной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правом осуществления нотариальных действий наделяется ряд должностных лиц административных органов, в том числе начальники исправительных учреждений, именно этот факт важен для осуществления прав осужденных в сфере нотариата. Так, в случае осуждения лица к лишению свободы его паспорт подлежит временному изъятию на срок отбывания наказания и приобщается к его личному делу. При освобождении из мест лишения свободы паспорт возвращается гражданину. В связи с тем, что нотариальные действия осуществляются только при наличии оригинала документа, удостоверяющего личность, т. е. паспорта, осужденному или его защитнику для совершения какого-либо нотариального действия следует обратиться к начальнику исправительного учреждения. Нередко у осужденных при поступлении в исправительное учреждение нет паспорта, что является препятствием для его обращения к нотариусу с целью совершения нотариальных действий. В этом случае администрация исправительного учреждения обязана оформить осужденному новый паспорт, иначе ни нотариус, ни начальник исправительного учреждения не имеют юридических оснований для совершения каких-либо нотариальных действий с осужденным ввиду отсутствия в его личном деле документа, удостоверяющего его личность[49].

Необходимо отметить, что действия начальника исправительного учреждения, приравненные к нотариальным (удостоверение доверенностей, завещаний), не являются обязательными для исполнения. Правоприменительные акты только дают право на их совершение, но не обязывают их совершать. Действующие нормативные правовые акты не содержат требований к администрации исправительного учреждения по предоставлению нотариальных услуг лицам, отбывающим наказания в виде лишения свободы. Задачей исправительных учреждений является только обеспечение осужденным возможности получения таких услуг. Исключением считается ч. 2 ст. 53 ГПК РФ, где в императивном порядке закрепляется положение, согласно которому для оформления полномочий представителя в гражданском процессе доверенности осужденных заверяются начальником соответствующего места лишения свободы. При этом доверенность может быть параллельно удостоверена и нотариусом.

Использование осужденным права привлечения нотариуса для совершения нотариальных действий влечет за собой дополнительную нагрузку на сотрудников исправительного учреждения[50]. Например, такая нагрузка возникает при осуществлении вывоза осужденного за территорию исправительного учреждения, так как в этом процессе задействованы сотрудники отдела охраны и отдела безопасности, которые должны его осуществить, находясь на службе в данный момент времени. Кроме того, необходимо выделить автотранспорт, на котором осужденный будет доставлен к месту назначения.


На современном этапе, с развитием компьютерных технологий, консультации нотариуса в исправительном учреждении стало возможно осуществлять с помощью программного обеспечения Skype. Для этого в исправительных учреждениях оборудуются специальные интерактивные кабинеты. Дата и время проведения таких консультаций устанавливается администрацией исправительного учреждения. Особо следует обратить внимание, что все консультации, проводимые нотариусами, оплачиваются исключительно за счет средств осужденных.

Завершая параграф, мы пришли к следующему выводу. Поскольку оказание услуг осужденным в сфере нотариата является необязательной, дополнительной нагрузкой для сотрудников мест лишения свободы и их выполнение никак не стимулируется, а осужденные в свою очередь хотят активно пользоваться правом предоставления им данных услуг, то в целях предупреждения преступлений коррупционной направленности в исправительных учреждениях считаем необходимым закрепить на законодательном уровне, какие именно нотариальные действия должны совершать должностные лица мест лишения свободы. Кроме того, целесообразно провести анализ нормативных правовых актов Минюста России и ФСИН России для выявления в них положений, не соответствующих правоприменительным актам Российской Федерации, а также для учета судебной практики по разрешению вопросов оказания нотариальных услуг осужденным и другой юридической помощи.

3. Обжалования нотариального действия или отказа в его совершении

В Основах законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) содержится отдельная глава, посвященная контролю за деятельностью нотариусов (глава VII)[51].

Основную роль в контроле за нотариусами выполняет суд. Судебный контроль за нотариальной деятельностью призван обеспечить анализ нотариальной практики, устранение нотариальных ошибок, толкование существующего законодательства. В настоящее время юристы делят судебный контроль на прямой и косвенный.

Прямой контроль реализуется через рассмотрение судом жалоб на совершенные нотариальные действия или отказ в их совершении в рамках особого производства.

Косвенный судебный контроль заключается в разрешении судом споров между сторонами, в том случае, когда имеет место оспаривание нотариальных актов в исковом производстве гражданского и арбитражного процесса[52].


Данный вид контроля реализуется судами при разрешении дел, каким-либо образом связанных с нотариальными актами. Например, суд, рассматривая спор о признании сделки купли-продажи недвижимости недействительной, выполняет контроль за нотариальной деятельностью косвенно, так как права и обязанности сторон, по поводу осуществления которых возник спор, основываются на нотариально удостоверенной сделке. В данном случае, в ходе рассмотрения гражданского дела, нотариус привлекается судом в качестве третьего лица.

В силу п.10 ч.1 ст.262 ГПК РФ[53] дела по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении рассматриваются судом в порядке особого производства.

В тоже время, отнесение дел данной категории к особому виду гражданского судопроизводства является дискуссионным вопросом.

Ряд ученых считает, что в соответствии с действующим законодательством нотариус выступает представителем государственной власти, так как наделен властными полномочиями, а делам по жалобам на действия или бездействия нотариусов присущи основные черты производства, вытекающего из публичных правоотношений, в связи с чем, рассмотрение дел данной категории должно производиться в соответствии с правилами КАС РФ[54].

Между тем, что касается вопроса отнесения нотариуса к категории должностных лиц, то анализ судебной практики показывает единообразную позицию вышестоящих судов по данному вопросу, а именно, они указывают, что частнопрактикующие нотариусы не соответствуют статусу должностного лица.

Таким образом, при определении вида судопроизводства для рассмотрения дел по заявлениям о совершённых нотариальных действиях или об отказе в их совершении возникают проблемы[55]:

1) несоответствие характера данной категории дел другим делам, рассматриваемым в порядке особого производства, что в числе прочих порождает затруднения судей при рассмотрении дел данной категории;

2) отсутствие чёткого правового статуса нотариуса, как занимающегося частной практикой, так и выполняющего государственные функции;

3) возможность отнесения данных дел к административному судопроизводству.

С учетом того, что существуют различные точки зрения на вид судопроизводства при рассмотрении данной категории дел, можно предположить, что ключевым моментом в данном случае выступает правовой статус нотариуса и характер его действий.


Ряд авторов полагает, что отнесение рассматриваемой категории дел к особому виду гражданского судопроизводства имеет место в связи с тем, что нотариусы не наделены статусом должностных лиц.

По мнению Т.В. Паршиной, согласно ранее действовавшему законодательству РСФСР о государственном нотариате, государственные нотариусы всегда были отнесены к числу государственных служащих, наделенных чином. В связи с чем, они были наделены статусом должностных лиц[56].

Между тем, факт отделения нотариата от государственных органов является историческим свидетельством не публично-правового характера, а скорее, частно-правового.

Действующее законодательство не наделяет нотариусов признаками государственных гражданских служащих, а, следовательно, не относит их к должностным лицам. Кроме того, законодательно статус нотариуса вообще не определен. Так согласно абз.6 ст.1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная деятельность не имеет своей целью извлечение прибыли, а следовательно, не является предпринимательской. В то время как налоговое законодательство наоборот относит нотариусов по режиму налогообложения к индивидуальным предпринимателям[57].

Таким образом, проблему определения вида судопроизводства по данной категории дел целесообразно решать совместно с проблемой правового статуса нотариуса и характера его деятельности. Стоит отметить, что на сегодняшний день отсутствуют правовые основания для отнесения дел по заявлениям о совершённых нотариальных действиях или об отказе в их совершении к категории административных дел в связи с тем, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, не относящиеся к категории должностных лиц, составляют большую часть современного российского нотариата.

Кроме того, отношения между лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, и нотариусом носят, скорее, частно-правовой интерес обратившегося к нотариусу лица.

Таким образом, проанализировав сущность нотариальных действий, можно отметить, что исследуемая категория дел справедливо отнесена к особому виду гражданского судопроизводства, поскольку отсутствуют правовые основания для отнесения их к категории административных дел (ранее дел, вытекающих из публичных правоотношений).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, нам удалось выяснить, что в научной литературе встречаются различные варианты подходов к определению понятия «нотариальные действия». При этом общим для всех вариантов является указание на особый внесудебный характер совершаемых действий специально уполномоченным государством лицом, в результате которого частные факты, события и документы приобретают характер официальных и, как следствие, обладают повышенной доказательственной и исполнительской силой.


Под нотариальными действиями в Российской Федерации понимаются юридически значимые действия, которые совершаются нотариусами, должностными лицами местных органов исполнительной власти, а также уполномоченными должностными лицами консульских учреждений. Основной целью совершаемых действий, как и в случае с судебной защитой, является защита прав и свобод субъектов гражданско-правовых отношений.

Полный перечень нотариальных действий содержится в ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации o нотариате. По состоянию на сегодняшний день указанный перечень включал тридцать нотариальных действий, которые может осуществить нотариус по просьбе лица, обратившегося к нему. Среди них: удостоверение сделок, удостоверение факта нахождения гражданина в живых, удостоверение времени предъявления документов, выдача свидетельств o праве на наследство и т. д.

Так же нами были рассмотрены особенности совершения нотариальных действий отдельными субъектами нотариальной деятельности.

Удалось выяснить, что среди причин, препятствующих эффективной реализации полномочий по совершению нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, большое значение имеет система оценки результатов труда, оплаты труда муниципальных служащих, а также материально-техническое обеспечение указанной деятельности. Анализ практики позволяет констатировать, что недостаток денежных средств, выделяемых на изготовление штампов, бланков, журналов, на приобретение необходимых справочно-правовых систем, методических пособий, сборников образцов нотариальных документов, лишает возможности субъектов нотариального процесса с помощью указанных средств разрешить возникающие практические затруднения при совершении нотариальных действий.

Кроме того, анализируя совершение нотариальных действий органами уголовно-исполнительной системы, мы пришли к выводу, что использование осужденным права привлечения нотариуса для совершения нотариальных действий влечет за собой дополнительную нагрузку на сотрудников исправительного учреждения.

На современном этапе, с развитием компьютерных технологий, консультации нотариуса в исправительном учреждении стало возможно осуществлять с помощью программного обеспечения Skype.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти