Файл: Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности (Нормативно-правовое закрепление принципов оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти и некоторые другие действия не всегда согласуются с понятием гуманизма в отношении лиц, хотя и совершающих преступления, но от этого не перестающих быть людьми. Поэтому преодоление преступных намерений и их реализацию законодатель поставил под контроль суда и других органов. Все это не всегда согласуется с принципом гуманизма, но остается законным, будучи поставленным под контроль. Приведенные аргументы не позволяют относить гуманизм к принципам ОРД. Видимо, поэтому и другие ученые не причисляют его к принципам ОРД, о чем говорилось выше, хотя они своих аргументов в защиту такого решения не приводят.[11]

Следует различать принципы оперативно-розыскной деятельности и принципы оперативно-розыскного законодательства. Последние вытекают из содержания правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в ОРД и (или) в связи с ее осуществлением.

Принципами оперативно-розыскного законодательства являются: законность; публичность; гуманизм; равенство прав человека и гражданина перед законом; неотвратимость ответственности; совокупность применения гласных и конспиративных методов, средств и действий; применение конфидентов; подчиненность оперативника, ведущего дела оперативного учета, только закону; презумпция невиновности; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств оперативного дела; внешний (вневедомственный) контроль и прокурорский надзор за реализацией законов в ОРД; свобода обжалования решений и действий должностных лиц, осуществляющих ОРД; обеспечение проверяемому лицу права на ознакомление с материалами ДОУ; оценка фактической информации (оперативных, сыскных доказательств) по внутреннему убеждению.

Принципы должны быть едиными как для конкретной отрасли права, так и для отрасли науки, раскрывающей сущность и содержание этой отрасли права. Они должны одинаково пониматься и раскрываться в учебной дисциплине и в практике реализации требований норм конкретной отрасли права. В противном случае конкретное положение нельзя считать принципом[12].

Это понимали и сами авторы, когда писали о том, что принципы ОРД вытекают из содержания правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в ОРД и (или) в связи с ее осуществлением. Тем не менее по непонятным причинам вывод сделали прямо противоположный.


1.2. Особенности реализации конституционных принципов в осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Актуальные проблемы конституционного права и институционализацию оперативно-розыскной деятельности в следующих аспектах: нормотворческом, научно-прикладном, а также с позиций конституционного правосознания и правоприменения.

Предварительно отметим, что исторические корни оперативно-розыскной деятельности и, в частности, использования агентурного метода, уходят в глубь веков. Эта деятельность «объективна и существует по своей сути вне зависимости от нашего сознания, и тем более желания или воли государства и общества, так как появилась раньше этих образований. Она входит в число «древнейших» профессий, поскольку ее результатом являются конкретные сведения о чем либо или информация…

Оперативно-розыскная деятельность появилась значительно раньше криминалистики, а не в ее недрах, поскольку разведывательная, контрразведывательная деятельность и полицейский сыск (розыск) как институт разведывательно-поисковой функции различных государств, возникли задолго до ее появления.

Истинной целью ОРД должно являться надежное обеспечение криминальной безопасности отдельного человека, российского общества (государства) и человечества в целом (в рамках международных договоров), и приходит к выводу, что «ОРД можно определить как дозволительное законодателем эффективное государственное организационно-правовое средство обеспечения криминальной безопасности соответствующих объектов, специфика которого состоит в системной реализации в этих целях законных негласных и гласных возможностей.[13]

Таким образом, государство взяло на вооружение ОРД как действенный инструмент защиты государственного и общественного строя. Как нам представляется, точку в рассуждениях о так называемом неправовом характере ОРД давно поставил Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», который разработан в соответствии с принципами и нормами Конституции, конституционного права.

Правовой характер ОРД неоднократно подтверждал и Конституционный суд Российской Федерации. В январе 1999 г. ст. 5 закона была дополнена новой частью следующего содержания: «органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина по неприкосновенности частной жизни, личную и семейную тайну корреспонденции».[14]


В июле 2007 г. претерпела изменение редакция ч. 8 ст. 5 данного закона, в которую введена норма о запрете органам и должностным лицам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, подстрекать, склонять, понуждать лиц в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, а также фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности. Из этого следует, что работа по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства продолжается и в этом контексте Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» не является застывшей правовой конструкцией.

В теории ОРД дается понятие принципа как основы, начала общественного явления, в частности отрасли права или вида деятельности, а под принципами, в соответствии с конституционным правом, понимаются руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД. Закрепленные в процессе практической деятельности оперативных подразделений принципы ОРД были обобщены, сформулированы теорией ОРД и получили нормативно-правовое обоснование и выражение в действующем законодательстве и ведомственном регулировании.

В ст. 3 Закона об ОРД сказано, что оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. С 1 марта 2011 г. вступил в силу закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», а с 1 августа 2011 г. милиция стала именоваться полицией. [15]

Данный закон положил начало коренному реформированию всей системы МВД. Ст. 1 Закона дает четкую трактовку назначения полиции — она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественного порядка.

При этом защита личности, общества, государства от противоправных посягательств является приоритетным направлением деятельности полиции (ст. 2), а принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина приобретает главенствующее положение (ст. 5). Законом предписано осуществлять ОРД в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом (ст. 12). В ст. 6 закона сформулирован принцип законности в деятельности полиции.[16]


Характерно, что в нем заявлено, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных деяний.

Все принципы ОРД и деятельности полиции взаимосвязаны и взаимообусловлены. Принцип конспирации отражает разведывательно-поисковый характер ОРД и означает необходимость использования в ОРД правил и приемов, позволяющих сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов по их выявлению и разоблачению. Сочетание же гласных и негласных методов с соблюдением конспирации создают условия для проверки достоверности полученной информации и позволяют избежать ошибок в принятии оперативно-розыскных и процессуальных решений.[17]

Реализация принципа конспирации связана установлением особого порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно-розыскной информации, защиты секретных сведений, составляющих государственную и служебную тайну. Вот почему совершенствование правовой базы, регламентирующей обеспечение конспирации, разработка основ организации и тактики ее осуществления, как частной теории ОРД, представляется актуальной задачей.

Ученые в области ОРД прилагают значительные усилия по разработке, в соответствии с принципами и нормами конституциализма, понятий и сущности правовых институтов, их отличительных признаков, структуры назначения и порядка функционирования в наиболее важных аспектах ОРД, в том числе на стыках с различными отраслями права.

В качестве примеров назовем такие правовые институты, концепции как институт использования результатов ОРД в уголовном процессе, институт конспирации в защите и сохранении тайны в ОРД, концепция оперативно-розыскной характеристики преступлений и т.д.

Таким образом, в следствии реализации конституциализации, идет процесс формирования самостоятельной отрасли права — оперативно-розыскного права. Инициатором и разработчиком концепции оперативно-розыскного права выступает известный ученый, профессор А.Ю. Шумилов. Еще в 1991— 1993 гг. им разработаны принципиально новые законопроекты: Уголовно-розыскной кодекс, оперативно-розыскной устав (закрытого межведомственного нормативного правого акта для российских правоохранительных органов и спецслужб) и другие. А.Ю. Шумилов автор идеи создания новой науки — сыскологии как межотраслевой системы научных взглядов, норм и концепций о профессиональном сыске (оперативно-розыскной, разведывательной, контрразведывательной и негосударственной детективной деятельности).[18]


В настоящее время образовался значительный потенциал необходимых знаний и методик для создания и развития оперативнорозыскного (или оперативно-сыскного права). Научно-теоретическое осмысление практики ОРД, многочисленные научные исследования известных ученых, феномен создания научных школ убедительное свидетельство того, что наука ОРД есть объективная реальность.

Следователи, дознаватели не мыслят полного, глубокого и всестороннего раскрытия (да и расследования) преступлений без деятельного участия оперативников. Многие преступления, особенно преступления террористической и экстремистской направленности, выявлять и предотвращать невозможно без агентурно-оперативной работы. Тоже самое следует сказать и о государственной защите участников уголовного судопроизводства (судей, прокуроров, следователей и т.д.). Прав профессор В.К. Зникин, который поставил диагноз этому нововведению — «полная несостоятельность достижения целей и решения задач уголовного судопроизводства (неотвратимость наказания заменена на безнаказанность)».

Правосознание следует относить к базовым понятиям конституционализма. Правосознание как нравственно-правовая категория включает в себя три составляющие — правовую идеологию, правовую психологию и поведенческие элементы (установки, умения, навыки, привычки и др.). Целесообразно добавить и четвертый элемент — праксиологический. Праксиология — научная дисциплина, изучающая общую теорию достижения эффективности любой как умственной, так и физической деятельности.

Формирование правосознания, особенно профессионального, несомненно относится к умственной деятельности; оно закрепляется, обогащается и трансформируется в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, превращаясь в убеждения и конкретные поступки (действия).

Изначально правосознание формируется на полученных правовых знаниях, которые безусловно должны сопровождаться воспитанием уважения к праву, закону, Конституции своей страны и превращаться в морально-нравственные убеждения (установки) по строгому соблюдению законности, принципа уважения прав и свобод человека и гражданина.[19]

Все это вместе взятое проявляется в конституционном правосознании, которое представляет собою вид правового сознания, в котором отражаются представления и чувства отдельной личности, социальной группы, общества в целом о Конституции, ее роли в правовом регулировании и правах человека.