Файл: Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности (Нормативно-правовое закрепление принципов оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
Конституционное правосознание напрямую связано правоприменением. Дефектность конституционного правосознания самым негативным образом отражается на оперативно-розыскной практике. Это находит выражение в ускоренной профессиональной деформации оперативных сотрудников, творимом ими произволе, грубости, проявлениях жестокости, насилия, в издевательствах над людьми, мздоимстве и взяточничестве, злоупотреблениях по службе и предательстве интересов службы, двурушничестве, преступных связях с криминалитетом.
Конституционализм следует рассматривать «как систему представлений об общедемократических, общецивилизованных политико-правовых ценностях государственного цивилизованного общества».
Исходя из этого положения в систему приобретения таких представлений должно входить не только изучение профессиональных правовых дисциплин, но и гуманитарных: истории, философии, иностранных языков и других дисциплин, в том числе экономического цикла, предоставляющих социально-гуманитарный компонент университетского образования. [20]
Перевод правовых знаний в правосознание курсанта и слушателя — процесс достаточно сложный и трудоемкий. Он во многом зависит от качества преподавания и мотивации (стремления) курсанта и слушателя к самосовершенствованию в учебной и будущей профессиональной деятельности в качестве правоприменителя.
Вместе с тем, в профессиональной подготовке будущих высококлассных специалистов имеется немало резервов и, в частности, в русле межкафедрального воздействия на формирование правосознания. В последнее время заметно как кафедры, согласно новым стандартам обучения, наращивают усилия по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Улучшается взаимодействие кафедр в решении главной задачи — подготовки профессионалов высокого класса.
В практику входят совместные научные семинары, обмен опытом, разработка совместных учебно-методических рекомендаций, укрепляются обоюднополезные связи со службами МВД.
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КОНСТИТУЦИОННЫХ НОРМАХ, ГАРАНТИРУЮЩИХ СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ
2.1. Конституционно-правовая природа основ оперативно-розыскной деятельности
В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что «Смысл всей нашей политики — это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры».[21]
Осуществляемые в настоящее время в Российской Федерации социально-политические и экономические реформы не могли не повлиять на сложившиеся в обществе нравственные основы. В значительной части преобразования привели к полному или частичному разрушению целого ряда действовавших в обществе моральных норм, к сожалению, не восполнив соответствующие пробелы.
Полученные в результате существенно усеченные нравственные основы негативно сказались в самых разных областях государственного, политического, экономического социального устройства нашего общества.
При этом весьма контрастно несовершенство нравственных основ общественной жизни проявилось в сфере борьбы с преступностью. Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
В соответствии со ст. 2 этого Федерального закона раскрытие преступлений является одной из задач ОРД.[22] Накопленный опыт в органах внутренних дел борьбы с преступностью свидетельствует о том, что проблема раскрытия преступлений остается одной из самых сложных. Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Основу морально-этических принципов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел составляют основополагающие положения, нормы, правила, регулирующие поведение ее субъектов, основанных на культурно-нравственных идеях и исторических традициях.
Основными признаками сложившегося положения могут быть названы следующие: большей частью населения утрачиваются истинные представления о нравственности, добре, зле, долге и т.п.; на смену им приходят неверные, противоправные убеждения; в обществе активно развиваются процессы криминализации населения, некоторые граждане становятся на путь совершения правонарушений именно в силу обоснованности их поведения на неверных, но, как им кажется, правильных нравственных идеалах; еще в большей степени актуализируется деятельность множества социальных институтов, имеющих «непростое» нравственно-этическое содержание.[23]
Возникающие в процессе оперативно-розыскной деятельности своеобразные правовые и морально-этические отношения между оперативными сотрудниками и конфидентами, между самими оперативными сотрудниками, между ними и разрабатываемыми ими лицами непременно влияют на решение различных оперативно-розыскных задач. Моральные потребности воспринимаются только в единстве с конкретными жизненными явлениями, разнообразными духовными интересами людей, предстают как специфическое выражение поступков в моральном сознании.
Целый ряд действий оперативных сотрудников регламентирован нормативными правовыми актами.
Однако, во-первых, не весь круг действий в должной мере регламентирован и, во-вторых, в рамках действий, регламентированных нормами права, могут быть допущены действия, противоречащие нравственным принципам. «Как бы хороши не были правила деятельности, — указывал А.Ф. Кони, — они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках».[24]
Согласно ст. 6 Закона «О полиции» «Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие либо обстоятельства».[25]
Среди определенной части оперативных сотрудников распространенным является мнение о том, что вопросов этики для оперативных сотрудников не существует. Подобная позиция является результатом отражения, к сожалению, имеющего широкое распространение поверхностного, неглубокого взгляда на существо оперативно-розыскной деятельности.
Характер оперативно-розыскной деятельности обозначен в законе лишь в общих чертах: подзаконные нормативные акты, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность, содержат далеко не исчерпывающие предписания поведения оперативного сотрудника: практика же оперативно-розыскной деятельности тесно связана с необходимостью общения оперативного сотрудника с людьми далеко не безупречной репутацией, у которых отсутствуют какие-либо нравственные принципы, что может повлечь профессиональную деформацию; специфичность средств и методов оперативно-розыскной деятельности внешне обусловливает как бы наличествующее нравственное противоречие между «благой» целью (борьба с преступностью) и «низкими» средствами ее достижения (конспиративность, оперативная комбинация, введение проверяемого в заблуждение, оперативное внедрение и т.п.).[26]
Оперативно-розыскная деятельность хотя и осуществляется путем проведения преимущественно негласных оперативно-розыскных мероприятий, применяется только в случаях, когда возможности решить задачу гласным путем исчерпаны, в исключительных целях (только борьба с преступностью) и органами и должностными лицами, к единственной компетенции которых ее ведение относится.
Оперативно-розыскная деятельность, будучи предусмотрена законом, уже нравственна, поскольку закон — высшая форма общественной морали. В настоящее время во всех цивилизованных странах закончены дискуссии о соответствии оперативно-розыскной деятельности морально-этическим принципам, принятым в обществе. Бывший руководитель ЦРУ А. Даллес полагал, что негласная работа является по своей сущности нравственной.
Мораль и право всегда выступают в тесном взаимодействии. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными связями общественных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.
Право — это явление не только политико-юридическое, но и социально-нравственное. Правовая жизнь гражданского общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма, справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Органическая связь нравственных идеалов и принципов, воплощающих в реальные правовые связи отношения, — свидетельство повышения моральной ценности права. Поведение людей в обществе регулируется правом.[27] Право, так же, как и нравственность, отражает интересы членов общества. Поведение человека, совершившего преступление, противоречит праву.
Но противоречит оно и общественной нравственности, поскольку посягает на интересы общества. Если преступление совершено и остается нераскрытым, нарушенным следует считать не только уголовное право, что очевидно, но и нравственность, поскольку в этом случае нормы общественной морали, так же, как и нормы права, оказываются попранными и нереализованными. Торжеству нравственности способствует совершенное и эффективное осуществление действий, обеспечивающих предупреждение и раскрытие преступлений. Проведение оперативно-розыскных мероприятий позволяет вмешиваться в криминальные процессы на самых ранних стадиях, втайне от проверяемых лиц контролировать их поведение, выявлять и фиксировать информацию, имеющую значение для предупреждения или раскрытия преступления.[28]
Не удивительно, что подавляющее большинство тяжких преступлений раскрывается или не допускаются в результате оперативно-розыскных и профилактических мероприятий. Поэтому можно сказать, что нравственный характер оперативно-розыскной деятельности определяется в целом ее ярко выраженной гуманной направленностью, а сама она представляет собой весьма эффективное средство утверждения моральных норм в обществе.
При рассмотрении нравственных аспектов оперативно-розыскной деятельности следует исходить из того, что они отражают процессы соблюдения общих норм нравственности в специфических условиях борьбы с преступностью в ходе проведения преимущественно негласных оперативно-розыскных мероприятий.[29]
Нет ни одной моральной нормы, принятой в обществе, которая могла бы быть обойдена оперативным сотрудником. Сотрудник оперативного подразделения при принятии решения, когда приходиться руководствоваться нормами нравственности, должен понимать, что существуют два вида таких норм:
• нормы-идеалы, на совокупности которых основывается вся классическая этика и все простые принципы нравственности, в том числе и в бытовых, общеупотребительных формах (например, уже упоминавшиеся «не кради», «не лги», «не прелюбодействуй» и т.д. Нормы-идеалы являются как бы вершиной нравственных устремлений, идеальной целью нравственного воспитания, ориентации нравственного выбора в обычных ситуациях;
• норма-мера — норма, соизмеримая с конкретными условиями и возможностями той реальной ситуации, в которой сотрудник выполняет служебную задачу и которая показывает нижнюю границу, перейдя которую, принятое решение становится однозначно безнравственным, какой бы Международный журнал конституционного и государственного права