Файл: Нотариат в РФ (Командир воинской части как субъект нотариальной деятельности).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие нотариата и его основные характеристики
1.1. Понятие нотариата и сущность нотариальной деятельности в России
1.2. Принципы нотариальной деятельности
2. Субъекты нотариальной деятельности
2.1. Система субъектов нотариальной деятельности
2.2. Командир воинской части как субъект нотариальной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Неотъемлемой частью современных экономических отношений, гражданского оборота в любом государстве является юридическое сопровождение таких действий, совершаемых их участниками. Особенное место в гражданском обороте занимают нотариусы, которые относятся к правоохранительной системе государства, являясь носителем публичной власти полностью независимым от других частников гражданских правоотношений. От правильности и добросовестности деятельности нотариуса зависит, в том числе, состояние правопорядка и законности в гражданских правоотношениях.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что действующие в настоящее время Основы законодательства Российской Федерации о нотариате не совсем соответствуют стандартам закрепления статуса нотариата и нотариальной деятельности.
Объектом курсового исследования являются общественные отношения, определяющие содержание правового статуса нотариата и нотариальной деятельности.
Предметом выступают правовые нормы, регулирующие организацию института нотариата, его место в правоохранительной системе государства, деятельность нотариусов по осуществлению нотариальной деятельности и совершению отдельных нотариальных действий.
Цель работы состоит в исследовании современного состояния института российского нотариата, определении сущности нотариата, рассмотрении субъектов нотариальной деятельности.
Данная цель будет достигнута решением ряда задач:
1. Изучить понятие нотариата и сущность нотариальной деятельности в России;
2. Рассмотреть принципы нотариальной деятельности;
3. Систематизировать субъекты нотариальной деятельности;
4. Охарактеризовать командира воинской части как субъекта нотариальной деятельности;
5. Описать зарубежный опыт и перспективы развития в России электронного нотариата.
Для написания курсовой работы использовались такие источники, как: российское законодательство, комментарии специалистов, учебная литература, монографии, статьи.
Ученые, занимавшиеся данным вопросом: Шевченко С.Н., Ларин А.В. , Ярошенко Т.В., Остапенко И.А., Герасимов А.В., Надтачаев П.В. и многие другие.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе рассмотрены понятие нотариата и его основные характеристики. Во второй главе изучены субъекты нотариальной деятельности. Третья глава посвящена исследованию зарубежного опыта и перспективам развития электронного нотариата в РФ.
1. Понятие нотариата и его основные характеристики
1.1. Понятие нотариата и сущность нотариальной деятельности в России
В первую очередь, отметим, что на данный момент легального, то есть закреплённого в законодательстве, определения нотариата или нотариальной деятельности не существует. Данный вывод можно сделать по результатам анализа основных нормативно-правовых актов регулирующих деятельность нотариата[1][2][3][4][5].
При этом существует близкое по своему содержанию к определению нотариата ч. 1 ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате утверждённых Верховным Советом РФ, 11.02.1993 за № 4462-1 (далее - Закон о нотариате), «нотариат в РФ призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ».
Проанализируем приведённые выше положения подробней. Исходя из данного определения можно установить, какую цель законодатель преследовал, принимая соответствующий законодательный акт, какое предназначение он видит в существовании нотариата вообще. Таким образом, на законодательном уровне установлено, что предназначение нотариата состоит в «обеспечении». Целью такого обеспечения является «защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц». Таким образом, «обеспечение» по смыслу анализируемых положений, не тождественно «защите прав и законных интересов», нотариатом обеспечивается защита этих прав, но не осуществляется. По крайней мере так следует исходя из буквального понимания содержания ч. 1 ст. 1 Закона о нотариате.
Так же установлен способ обеспечения, который заключается в совершении нотариальных действий от имени государства. Данные действия предусмотрены законодательством, совершаются от имени государства, что делает нотариуса публичным лицом, представителем государства в различных группах правоотношений[6].
При этом нотариат, не смотря на ярко выраженную публичную составляющую и прямое указание на то, что свою деятельность он совершает от имени государства, не возможно отнести к государственным органам. В данном случае, как представляется, идёт речь о классическом делегировании функций и полномочий негосударственным структурам, что обусловлено целесообразностью и историческим опытом[7].
Подводя промежуточный итог, отметим, что Закон о нотариате[8] даёт ориентировочный ответ о назначении, целях и способах достижения цели нотариатом, что, безусловно, является важным для формирования его определения, но не отвечает на вопрос, что такое «нотариат», в чём его сущность.
В связи с этим, предлагаем обратиться к существующим теоретическим наработкам по данному вопросу. В науке наблюдается постоянный интерес к различным аспектам деятельности нотариата, что выражается в достаточно большом количестве научных публикаций и исследований в данной сфере.
В учебном пособии под редакцией Е.А. Борисовой, нотариат определяется как «система органов и должностных лиц, на которых государством возложено выполнение предусмотренных законом нотариальных действий в целях обеспечения защиты и охраны прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц»[9]. С данным определением трудно поспорить, поскольку оно основывается непосредственно на проанализированных выше положениях законодательства о нотариате. При этом, авторами определения не раскрывается какой именно системой органов и должностных лиц является нотариат, что, как представляется является важной сущностной характеристикой раскрываемого явления. В свою очередь, очевидным достоинством предлагаемого определения является указание на то, что полномочия по обеспечению защиты и охраны прав и свобод возложены государством.
Т.А. Белов под нотариатом понимает систему предусмотренных законодательством субъектов, наделенных правом от имени государства разрешать дела бесспорной юрисдикции с соблюдением предусмотренных законом и иными актами законодательства правил[10]. В качестве особенностей предлагаемого Т.А. Беловым определения отметим указание на дела бесспорной юрисдикции, что, безусловно, соответствует действительности и является главным критерием разграничения деятельности нотариусов и судов. При этом, данное утверждение совсем не означает, что у участников гражданских правоотношений, обратившихся за помощью к нотариусу, например, для нотариального заверения совершающейся сделки, не могут возникнуть спорные вопросы, которые будут разрешены нотариусом в рамках оказания нотариальной консультации. Однако, такая деятельность имеет принципиальное различие с осуществлением правосудия, поскольку выводи, мнение нотариуса относительно правил осуществления нотариальных действий и связанного с этим применением и толкование норм гражданского законодательства, не является разрешением спора, решением, обязательным для обратившихся к нотариусу лиц.
Отметим, что в науке существует несколько подходов к пониманию сущности нотариата, особенности которых будут охарактеризованы далее[11].
Первая позиция заключается в том, что деятельность нотариата характеризуется как гражданско-процессуальная деятельность, что связано с широким пониманием предмета гражданского процесса и гражданско-процессуальных отношений. В качестве главного аргумента сторонниками такой позиции В.Н. Щегловым и Н.Б. Зеёдер указывается на «единство функции охраны и защиты прав и законных интересов, присущих нотариату и 3 суду»[12]. Данная позиция нам представляется не вполне обоснованной как с позиции практики правоприменения, так и с позиции теории права. Как известно основной и, по сути, единственной функцией судов являющихся независимой третьей ветвью власти (ст. 10 Конституции РФ), является осуществление правосудия (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства»[13]. Таким образом, признавая нотариальную деятельность гражданско-процессуальной, мы должны будет признать деятельность нотариата – осуществлением правосудия, что представляется невозможным.
Однако невозможность отнесения нотариата к органам осуществляющим правосудия, не означает отсутствие сходных черт в деятельности судом и нотариусов. Для более глубокого понимания рассматриваемого соотношения, обратимся к Т.В. Ярошенко, который указывает, что «нотариат и суд выполняют общие правоохранительные задачи по защите гражданских прав и свобод, права собственности, предупреждению правонарушений. Но способы защиты у них при этом разные. Суд общей юрисдикции рассматривает и разрешает спорные гражданские дела, нотариат защищает гражданские права и свободы путем удостоверения бесспорных фактов. При возникновении спора о праве нотариус отказывает в совершении нотариального действия»[14].
Представляется, что с данной позицией стоит согласиться. При этом, «обеспечение» может являться таким же равнозначным способом защиты прав и свобод участников правоотношений, как и защита прав в суде. Обе рассматриваемые формы нотариальная и судебная по сути являются способами, взаимодополняющими друг друга, каждая из которых выполняет свою роль в правовой системе государства. Однако обе призваны осуществить защиту, гарантировать реализацию гражданами своих прав и свобод в рамках отведённой роли[15].
Второй подход к пониманию сущности нотариата заключается в том, что деятельность нотариата характеризуется как административно-управленческая деятельность. Среди сторонников такого подхода можно выделить М.Г. Авдюкова и П.С. Никитюк, которые выделяются следующие признаки нотариальной деятельности характерные для административно-управленческой: выявление фактов и установление необходимых данных только на основе документов; по общему правилу совершение действия в день предъявления всех необходимых документов; отсутствие состязательной формы; отсутствие публичности[16]. Данное предположение так же нам представляется спорным. В пользу «административного» характера деятельности нотариуса, говорит, прежде всего то, что полномочия по совершению нотариальных действий ему делегированы государством. При этом, нотариус не является должностным лицом какого либо государственного органа и уж тем более, государственным служащим. Признавая нотариальную деятельность административно-управленческой, необходимо будет и признать, что посредством нотариальной деятельности государство осуществляет управление определённой группой общественных отношений. Именно в этом, по сути, и заключается назначение государственного управления. Данный вывод противоречит положениям ч. 1 ст. 1 Закона о нотариате, который устанавливает назначение нотариата в обеспечении защиты прав участников правоотношений.
Так же предназначение нотариата отдельными учёными понимается в выполнении «функции юридического обслуживания, которая … противоречит публично-правовой основе деятельности нотариата»[17].
Так же нотариат понимается как орган, наделенный публичной властью и входящий в систему органов гражданской юрисдикции, под которой они понимают всю совокупность органов, наделенных полномочиями по разрешению юридических дел спорного и бесспорного характера в сфере гражданского оборота, деятельность которых происходит в рамках процедурно-процессуальных форм различной степени сложности[18].
И.А. Остапенко определяет нотариат как «публично-правовой, правозащитный, правоприменительный институт, состоящий из системы органов и должностных лиц, которые в соответствии с Конституцией РФ и иными законами призваны обеспечить стабильность гражданского оборота, а также осуществлять функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом, посредством совершения нотариальных действий от имени РФ»[19]. Достоинством данного определения, как представляется, является указание на обеспечение стабильности гражданского оборота. У участников правоотношений, которые, например, сталкиваются с документами заверенными нотариусами, должно сложиться понимание того, что данные документы имеют надлежащую юридическую силу, их содержание достоверно. Это порождает доверие как к самим участникам гражданских правоотношений, так и к правовой системе государства в целом, которая таким образом показывает свою способность создать и гарантировать условия для реализации участниками правоотношений своих прав и свобод.