Файл: Курсовая работа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел является частью государственно-правовых мер борьбы с преступностью, самостоятельной подсистемой правоохранительной деятельности, направленной на реализацию задач уголовной политики. Как и любой вид правоохранительной деятельности, оперативно - розыскная деятельность базируется на системе юридических норм, предусмотренных различными источниками отраслей права, составляющими ее правовую основу. Уголовное право является базовой отраслью права в комплексе отраслей, ставящих перед собой основной задачей борьбу с преступностью.

Актуальность темы исследования. Межотраслевые связи уголовного права всегда вызывали интерес среди ученых. Вместе с тем, следует сказать, что с учетом современного состояния преступности, динамики ее развития, латентности и очевидной тенденцией к совершенствованию конспиративности, оперативно - разыскная деятельность становится одним из основных средств борьбы с этим социально-негативным явлением. В сфере правового регулирования этой деятельности базовая, фундаментальная роль принадлежит отрасли уголовного права. Она не только определяют основные направления уголовной политики государства и конкретные деяния, являющиеся объектом воздействия правоохранительной системы, но и предоставляет для этой борьбы необходимые средства, устанавливая границы правомерного поведения и меру возможного, допустимого, с точки зрения общества, причинения вреда.

Основная цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы изучить задачи ОРД. Для этого необходимо решить ряд задач:

– рассмотреть само понятие оперативно – розыскной деятельности;

–проанализировать исторические аспекты оперативно-розыскной деятельности;

– определить задачи оперативно-розыскной деятельности;

– проанализировать связь и соотношение задач оперативно-розыскной деятельности с задачами уголовного права;

Объектом исследования является оперативно-розыскная деятельность.

Предмет исследования: задачи ОРД в оперативно – розыскной деятельности.

В состав информационной базы курсовой работы вошли: Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно - розыскной деятельности; нормативные акты уголовно-правового характера различных периодов действия в России и иные нормативные правовые акты.

В теоретической основе курсовой работы – исследования таких ученых-правоведов, как Аксенов О.А., Дубоносов Е.С., Горелов К.К., Гущин А.Н., Галахов С.С., Вандышев А.С., Зубов И.А., Досюкова Т.В. , Кваша Ю.Ф. и другие.


Структура работы. Работа построена в соответствии с предложенным планом, и состоит из двух глав.

1. Понятие оперативно – розыскной деятельности

1.1. Исторический аспект правового регулирования оперативно – розыскной деятельности

Исследование проблем создания и эволюции оперативных подразделений российских органов внутренних дел тесно связано с необходимостью анализа особенностей развития самой оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) как разновидности правоохранительной деятельности государства и соответствующей отрасли права. В связи с этим необходимо отметить, что правоохранительные органы всегда выступали и являлись обязательным и важным атрибутом любого государства, поскольку функция обеспечения правопорядка в стране напрямую и самым непосредственным образом связана с необходимостью обеспечения государственных интересов и тех приоритетов, которые установлены и гарантированы государством. В силу изложенных обстоятельств многие учёные (например, И. А. Климов, А. Г. Маркушин и др.) не без оснований вопросы возникновения и развития ОРД рассматривали в тесной взаимосвязи с историей становления и проблемами осуществления поиска (сыска, розыска) преступников посредством применения гласных и негласных методов, способов и средств. При этом, на наш взгляд, совершенно справедливо эволюцию ОРД названные авторы соотнесли и тесно увязали со становлением и развитием уголовного сыска в России. Признавая обоснованность указанных положений, в то же время представляется целесообразным отметить, что для правильного определения отправной точки реализации ОРД в нашей стране также необходимо учесть момент начала формирования в России разведывательной деятельности как самостоятельного вида государственной деятельности, направленной на обеспечение безопасности (государственной, политической и экономической) страны и общества.

Это обусловлено уже тем, что разведывательная деятельность, равно как и розыскная (сыскная), является составной частью ОРД и осуществляется путём производства отдельных или комплекса взаимосвязанных оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ), направленных, прежде всего, на сбор и фиксацию оперативно значимой информации, а также её источников (носителей).

В связи с этим ОРД мы можем рассматривать как разведывательно-поисковую деятельность оперативных подразделений правоохранительных органов (в первую очередь, органов внутренних дел), направленную на обеспечения безопасности интересов личности, общества и государства. В таком формате она осуществлялась правомочными государственными органами и должностными лицами с древних времен.


Её возникновение и развитие в значительной степени было обусловлено потребностью общества обезопасить себя и членов социума от противоправных посягательств на свои материальные и духовные ценности и законные интересы со стороны иных субъектов (конкретных людей, сообществ или государств).

По мере развития и совершенствования общественно-политических и экономических отношений, а также государственных институтов, включая правоохранительные органы, развивались и становились более разнообразными методы, способы и средства осуществления ОРД. Одновременно учреждались и формировались специальные государственные структуры (службы, подразделения, органы), предназначенные для осуществления сбора, анализа и распространения оперативно значимой информации, выявления и нейтрализации иностранных шпионов (разведчиков) и их агентов (информаторов), а также для предупреждения, пресечения и расследования уголовно наказуемых правонарушений и осуществления розыска лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Наглядным примером древнего происхождения ОРД в качестве самостоятельного направления правоохранительной деятельности может служить упоминание в древнеиндийском политическом и экономическом трактате «Артхашастра» (321–297 гг. до н. э.) о том, что уже в те времена сотрудники тайной службы обладали полномочиями по реализации ОРМ.[1]

В частности, они были правомочны осуществлять антикоррупционный контроль за работой судей и иных представителей органов власти, в отношении которых имелись подозрения в получении незаконных доходов. В рамках такой оперативной деятельности в компетенцию указанных сотрудников входило, в том числе, провоцирование разрабатываемых фигурантов на совершение должностных правонарушений, в частности обращение к ним с просьбой за вознаграждение (взятку) принять незаконное решение или выполнить действия, противоречащие служебным интересам. В тех случаях, когда представитель власти поддавался искушению и принимал незаконное вознаграждение, эти же сотрудники тайной службы реализовывали комплекс мер по документированию коррупционного поступка и привлечению виновного к уголовной ответственности.

Кроме того, в рамках осуществления борьбы с имущественными преступлениями (в частности, кражами, разбоями и бандитизмом) указанным сотрудникам правоохранительных органов разрешалось имитировать обстановку и условия, создающие видимость возможности успешного совершения преступления. Тем самым потенциальные преступники провоцировались на исполнение общественно опасных деяний, не подозревая, что при этом они будут находиться под жёстким контролем оперативных сотрудников.


На практике это выражалось в том, что преступники, например, осуществляли кражу изначально подставленных им объектов (предметов и ценностей), или противоправное проникновение ими производилось в заранее подготовленное жилище.

Наряду с этим сотрудники тайной службы заблаговременно рассредоточивали в условных местах граждан, которые могли визуально наблюдать общую картину совершения преступления, а затем, будучи привлечёнными в качестве свидетелей к участию в расследовании, обязаны были своими показаниями подтвердить факт противоправных действий разрабатываемых лиц. В процессе осуществления ОРД сотрудники тайной службы под видом лиц, причастных к совершению общественно опасных деяний, имели полномочия по внедрению в организованные преступные сообщества, например бандитские группировки, и изнутри вести подрывную работу по разложению криминального коллектива, тем самым обеспечивая разобщение и обезвреживание его участников. Указанные методы и способы борьбы с преступностью древнеиндийских сотрудников тайной службы с точки зрения действующего российского законодательства, регламентирующего вопросы осуществления ОРД, можно классифицировать как оперативный эксперимент и оперативное внедрение.

В Древней Руси, равно как и в других странах, правитель также имел в своём подчинении тайные (секретные) службы, призванные осуществлять целенаправленную активную деятельность с целью получение информации, необходимой для обеспечения внешней и внутренней безопасности государства. Для этого, разумеется, использовали широкую сеть агентуры и тайных лазутчиков, привлекая для выполнения разведывательной функции, например, представителей купеческого сословия.

Однако вплоть до XV–XVI вв. в России отсутствовал специальный централизованный государственный орган, занимающийся исключительно вопросами борьбы с преступностью. Это было обусловлено тем, что длительный период времени функция обеспечения правопорядка рассматривалась в качестве одного из сегментов функции государственного управления. В силу изложенных обстоятельств правоохранительную деятельность зачастую могли выполнять различные административные органы и даже сами лица, пострадавшие от преступлений. Только в случае наступления исключительных обстоятельств, принимающих характер массовых волнений или чрезвычайных происшествий (например, бедствий), государство (в лице своих специально уполномоченных представителей) принимало на себя охрану населения и восстановления правопорядка при помощи дружинников, подчинявшихся исключительно князю. Поскольку подобная практика организации борьбы с преступностью перестала себя оправдывать, то в 1539 г. был учреждён Разбойный приказ, который представлял собой временную комиссию, а по сути своей – первое оперативное подразделение правоохранительного свойства, аналогичное существующим в настоящее время оперативным службам органов внутренних дел России.


В связи с этим можно констатировать, что период развития российской государственности с момента возникновения ОРД (как самостоятельной целостной системы разведывательно-поисковых мер и разновидности правоохранительной деятельности) до 1539 г., то есть учреждения Разбойного приказа – одного из органов управления Русского государства – необходимо рассматривать в качестве первого этапа развития ОРД и оперативных подразделений органов внутренних дел России.

Второй этап развития названного вида правоохранительной деятельности, по нашему мнению, протекал с 1539 г. до 1866 г., то есть до момента учреждения при канцелярии обер-полицмейстера (начальника полиции) самостоятельного подразделения, специализирующегося на раскрытии преступлений, – сыскной полиции.

В свете рассматриваемых проблем необходимо отметить, что некоторые авторы (в частности, Г. Н. Василенко и В. И. Елинский) указали, что рассматриваемый временной период развития оперативных подразделений органов внутренних дел целесообразно подразделить на два промежуточных этапа: с 1539 г. по 1763 г. и с 1763 г. по 1866 г. В обоснование изложенной точки зрения авторы сослались на то, что в названные сроки Приказы были переименованы в Коллегии, а также состоялось реформирование Розыскной экспедиции и учреждение Министерства внутренних дел России. Признавая факт имевших место преобразований, в то же время полагаем целесообразным от- метить, что состоявшиеся коррективы затронули главным образом внешнюю сторону деятельности указанных осуществлявших уголовный сыск, они не привнесли. В то же время на протяжении периода с 1539 г. до 1866 г. в России отсутствовала централизация оперативных подразделений, осуществлявших полицейские функции.[2]

Вплоть до 1802 г. основные полицейские функции выполнялись различными государственными органами как в центре, так и на местах, а затем подразделения, реализовавшие указанные функции, были сосредоточены в МВД России, а сыскной деятельностью до 1866 г. в основном занимались наружная полиция и судебные следователи. С учреждением в 1866 г. специализированного подразделения по раскрытию преступлений и проведению дознания – сыскной полиции при канцелярии обер-полицмейстера – на неё были возложены все полномочия по производству уголовного сыска.

Именно эту структуру правоохранительного органа, на наш взгляд, необходимо рассматривать в качестве первого полноценного оперативного подразделения органов внутренних дел России. Учитывая изложенное, представляется целесообразным констатировать, что, начиная с 1866 г., в России наступил третий этап развития ОРД и оперативных подразделений органов внутренних дел, который продолжался до 1917 г., то есть до упразднения царской полиции.