Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Цель и функции Международного валютного фонда в системе международных экономических отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Любая экономика может испытывать проблемы и попадать в длительные периоды экономического спада. Примером таких обстоятельств являются внутренний или глобальный финансовый кризис, вооруженные конфликты и восстания. Вторая Мировая война стала препятствием в развитии экономических связей и роста национальных экономик государств в середине ХХ века. Для восстановления международного экономического равновесия был создан Международный валютный фонд.

Российская Федерация уже четверть века является членом Международного валютного фонда. С тех пор она поменяла статус заемщика, одолжившего более 20 млрд долларов, на функции кредитора. Финансисты и политики по-разному оценивают роль фонда. Одни считают его «спасителем» стран, попавших в трудную ситуацию. Другие заявляют, что своим вмешательством он только усугубляет проблемы. В данной работе будет проведена оценка влияния кредитов МВФ на финансовое оздоровление и выход «проблемных» стран из кризиса [5, c.54].

Цель работы: привести характеристику международного валютного фонда: цели, функции, особенности.

Для этого необходимо решить ряд задач:

  • определить цель и функции Международного валютного фонда в системе международных экономических отношений;
  • рассмотреть принципы работы Международного валютного фонда;
  • выявить особенности развития и функционирования Международного валютного фонда;
  • провести анализ функционирования международного валютного фонда на международной арене.

Предмет исследования - международный валютный фонд: цели, функции, особенности.

Объект исследования – отношения, возникающие между участниками международного валютного фонда.

1. ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ ПОЯВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА

1.1 Цель и функции Международного валютного фонда в системе международных экономических отношений

Международный валютный фонд (МВФ) - это организация из 189 стран, работающая над укреплением глобального валютного сотрудничества, обеспечением финансовой стабильности, содействием международной торговле, высокой занятости и устойчивому экономическому росту стран-участниц [7, c.69].


На сегодняшний день Международный валютный фонд представляет собой специализированное учреждение при ООН, занимающееся решением проблемы поддержания экономической стабильности в глобальном разрезе.

МВФ является специализированным учреждением Организации объединенных наций, основная цель которого - открыто обсуждать фискальную политику своих членов и избегать жестких валютных ограничений на международные валюты. Членство в МВФ открыто для любого государства, которое соответствующим образом проводит внешнюю политику и принимает Статьи соглашения и подзаконные акты, в соответствии с которыми действует Международный валютный фонд. Каждое государство-участник также обязано вносить средства в деятельность организации. Большая часть средств зачисляется на специальный счет, на который организация обращается, если стране-члену необходимы экстренные займы для стабилизации национальной экономики.

Главная цель деятельности МВФ состоит в сохранении стабильности международной валютной системы – системы обменных курсов и международных платежей, позволяющей странам покупать друг у друга товары и услуги.

В хартии МВФ прописаны следующие ключевые цели деятельности организации:

  • содействие международному сотрудничеству в области монетарной политики;
  • долгосрочное кредитование «проблемных» стран с краткосрочными долговыми обязательствами;
  • консультирование должников по вариантам преодоления кризиса;
  • сбор и публикация финансовой статистики по государствам и регионам мира;
  • поддержание стабильности курсов национальных валют стран – участниц фонда.

Цели МВФ реализуется посредством оказания помощи нуждающимся странам, которые не в состоянии покрыть дефицит внешнеторгового платежного баланса собственными средствами [15, c.102]. Иначе говоря, сущность функционирования МВФ заключается в предоставлении краткосрочных и среднесрочных кредитов государствам, тем самым регулируя международные валютные отношения.

МВФ является специализированным учреждением Организации объединенных наций, основная цель которого - открыто обсуждать фискальную политику своих членов и избегать жестких валютных ограничений на международные валюты. Членство в МВФ открыто для любого государства, которое соответствующим образом проводит внешнюю политику и принимает Статьи соглашения и подзаконные акты, в соответствии с которыми действует Международный валютный фонд. Каждое государство-участник также обязано вносить средства в деятельность организации. Большая часть средств зачисляется на специальный счет, на который организация обращается, если стране-члену необходимы экстренные займы для стабилизации национальной экономики.


Основными направлениями деятельности МВФ являются:

- экономический надзор;

- кредитование;

- развитие потенциала.

Покрытие внешней задолженности развивающихся стран производится за счет средств, предоставляемых в виде «специальных прав заимствования» (СДР). Они представляют собой международные платежные средства, которые эмитируются МВФ. Особенностью этих средств является то, что они не имеют физического носителя, а формируются в форме записи на бухгалтерских счетах. После получения кредита страной, СДР обмениваются на одну из резервных валют в корзине: американский доллар, евро, английский фунт стерлингов, китайский юань или японскую иену.

Примечательно, что национальная валюта Китайской Народной Республики, которая согласно классификации ООН относится к развивающимся государствам, всё же смогла занять свое место в корзине резервных валют [2, c. 77]. Это произошло благодаря внушительным темпам экономического роста страны, последовавших за преобразованиями и реформами, проводимыми Коммунистической партией Китая.

Помимо финансовых ресурсов, Международный валютный фонд предлагает отстающим государствам техническую помощь, а также содействует в профессиональной подготовке и переподготовке трудовых ресурсов страны. Деятельность Фонда заключается в разработке программы развития для каждой обратившейся за помощью страны. Содержание таких программ сводится к проведению ряда реформ, предлагаемых МВФ в качестве решения существующей проблемы с внешней задолженностью государства [14, c.36].

Действенность организации поддерживают две важные сильные стороны управленческой структуры Фонда.

Во-первых, это компактная структура управления, состоящая из одного директора-распорядителя и трех его заместителей, которые в тесном контакте с руководящими сотрудниками управляют организацией. Эта структура делает возможным быстрый обмен информацией и облегчает централизованный контроль над учреждением, что обеспечивает его адаптируемость при сохранении значительной степени последовательности в его действиях.

Во-вторых, ключевые характеристики управленческой структуры Фонда позволяют ему быстро реагировать, выполняя свою функцию «пожарника», когда какая-либо страна сталкивается с кризисом платежного баланса или финансовым кризисом. Руководство, опираясь на персонал, установило четко отрепетированный порядок действий для подготовки программ использования ресурсов Фонда государствами-членами: оно оценивает проблемы, разрабатывает и согласовывает предъявляемые условия и координирует оказание финансовой помощи с другими кредиторами. Доклады персонала содержат справочную информацию для рассмотрения и утверждения Исполнительным советом пакетов финансовых мер и обеспечения широкой поддержки со стороны государств-членов. Управление этим процессом обычно осуществляется быстро и последовательно, что возможно благодаря жесткому и централизованному контролю над персоналом и его деятельностью. В этом отношении МВФ положительно выделяется среди других международных организаций.


Помимо положительных фактов у МВФ существуют и негативные стороны [21, c.154].

Во-первых, участие министров в работе Фонда является слабым, кроме случаев системного кризиса или принятия решений по вопросам политики. Ключевые функции, требующие сильного заинтересованного отношения со стороны политических кругов, — например, определение главных целей Фонда, осуществление надзора на высоком уровне, — не пользуются большим вниманием. Более того, политическое руководство на высоком уровне осуществляется за рамками формальной управленческой структуры Фонда, главным образом через различные неформальные объединения стран.

Во-вторых, отсутствует четкое деление ответственности между руководством и Исполнительным советом или, в некоторых случаях, между Исполнительным советом и МВФК. Дублирование работы в одних областях и пробелы в других снижают действенность и эффективность и подрывают подотчетность. В Статьях соглашения МВФ не проводится четкого разграничения обязанностей Исполнительного совета и руководства в отношении деятельности МВФ, и поэтому не ясно, в чем заключается «управление и контроль», а что будет сочтено чрезмерным микроуправлением. Кроме того, некоторые члены Исполнительного совета недовольны ролью МВФК, особенно на уровне заместителей, в обеспечении стратегического управления.

В основном экономические преобразования осуществляются в двух направлениях: путем увеличения доходной или сокращения расходной части бюджета. Пытаясь восстановить платежный баланс, руководство страны повышает налоги и урезает расходы на социальную сферу, в результате чего страдает население. Рассматривая эффективность и целесообразность работы МВФ, стоит отметить, что многие эксперты в области международных экономических отношений сходятся во мнении о несправедливом отношении Фонда к развивающимся странам. Речь идет о сроке предоставления кредита государству, имеющему дефицит во внешнеторговом балансе. Дело в том, что рекомендации, полученные от МВФ, невозможно выполнить в рамках краткосрочных и среднесрочных ссуд. Полномасштабные реформы, позволяющие добиться расширения объемов национального производства, увеличения валового внутреннего продукта на душу населения, а также роста доходов населения, проводятся десятилетиями. А кредиты, выдаваемые Международным валютным фондом, только усугубляют положение странреципиентов. Можно сказать, что ссуды ведут к привязке государств к мировым денежным потокам [13, c.56].


Наиболее известным примером разрушительного действия рекомендаций, предложенных Фондом в рамках программы обеспечения экономического роста, стала экономика Сомали. После завершения военных действий, развернувшихся между Эфиопией и Сомали за территорию Огаден в 1977-1978 гг., возникла необходимость поиска внешнего источника для финансирования расходов на восстановление. Таким источником стал МВФ, предоставивший Сомали в 1980 году кредит на сумму в 150 млн. долл. Фондом была разработана программа, основным положением которой явилась девальвация национальной валюты – сомалийского шиллинга, что в результате привело к резкому скачку цен на топливо и удобрения [16, c. 44].

Также предложенной политикой «жесткой экономии» была предусмотрена закупка американского зерна по демпинговым ценам, что сделало невыгодным выращивание зерновых отечественными фермерами. Доходная часть федерального бюджета Сомали сократилась и вследствие прекращения работы государственных сельскохозяйственных предприятий, что также являлось одним из пунктов, предусмотренных МВФ. В общем итоге эти действия спровоцировали граэданскую войну и Сомали как единое государство прекратило свое существование.

Деятельность Международного валютного фонда определяется интересами Соединенных Штатов, ведь размер американской квоты в капитале МВФ обеспечивает возможность применения право вето. Так, на протяжении нескольких лет США благополучно блокировали решение о включении китайского юаня в корзину резервных валют [3, c.22]. Это было связано с опасением завоевания соперником ключевого положения во внешнеторговом пространстве и смещения Америки с поста наиболее мощной державы. Факт включения китайской национальной валюты в корзину СДР показал снижение значимости Соединенных Штатов.

Существуют две противоположные точки зрения на роль Международного валютного фонда в экономической ситуации в мире. Противники следования политике МВФ имеют крайне скептическое мнение относительно этой организации. Они склоняются к точке зрения антиглобалистов, выступающих против распространения глобального влияния Америки и транснациональных корпораций.

Они считают, что организация, которая призвана стабилизировать экономику государств–должников, доводит многие страны до дефолтов и усиления кризиса, еще больше усугубляя ситуацию. По мнению антиглобалистов, средства, полученные для погашения имеющихся у страны финансовых обязательств, тратятся не по назначению. Тем самым функция развития мировой экономики искажена, вместо нее происходит лоббирование интересов международных финансовых институтов и транснациональных корпораций, выводящих капитал из нищающих стран.