Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Цель и функции Международного валютного фонда в системе международных экономических отношений).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ ПОЯВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
1.1 Цель и функции Международного валютного фонда в системе международных экономических отношений
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
2.1 Особенности развития и функционирования Международного валютного фонда
2.2 Анализ функционирования международного валютного фонда на международной арене
2.3 Сравнение взаимодействия МВФ с Россией и другими организациями в сфере валютного регулирования
Сторонники реформ по лекалам Международного валютного фонда говорят о его положительной роли. Страны–должники доводят свои финансы до плачевного состояния зачастую без влияния войн или природных катастроф. Экономика чаще деградирует в силу неэффективного управления, коррупции, реализации социалистических и популистских экспериментов. К МВФ такие страны обращаются в тот момент, когда никто больше кредитов уже не дает. Разумеется, меры жесткой экономии, запрет на печатание денег вызывают болезненную реакцию в обществе и у значительной части политического спектра [2, c.104].
1.2 Принципы работы МВФ
Все страны-участницы МВФ совершают в фонд взносы, из которых формируется капитал организации. Взносы делаются долями, одна из которых (75%) идет в национальной валюте, а другая (25%) в платежном средстве, названном SDR (Special Drawing Rights), или специальные права заимствования. Данные «обязательства» похожи на индекс, а их курс привязывается к корзине из пяти резервных мировых валют, в числе которых доллар США, юань, йена, евро и британский фунт.
Исходя из количества внесенных в фонд собственных средств, государству выдается определенная квота, которая влияет на распределение голосов в МВФ. Квоты регулярно обсуждаются и пересматриваются, но бессменным лидером является США с 17% долей. Америка имеет эксклюзивное право вето благодаря такой квоте. Среди прочих держателей больших долей можно выделить Японию (6,13%), Китай (6%) Германию (5,99%), Францию и Великобританию (по 4,95%). Россия располагается на 8 месте, имея квоту в размере 2,74%.
Рисунок 1 – Страны со значительными квотами в МВФ
Помимо взносов, есть и другие источники пополнения «казны» МВФ [9, c.22]. Сюда относятся деньги донорских трастовых фондов и кредитных организаций, займы у «состоятельных» стран – участниц и золотые авуары. МВФ имеет разветвленную структуру, основой которой являются Международный валютно-финансовый комитет, Совет управляющих и Объединенный комитет по развитию МВФ и Всемирного банка. Возглавляет фонд с 2011 года француженка Кристин Лагард.
Выдача кредитов осуществляется после голосования членов фонда, с предъявлением заемщику ряда требований. К ним относятся [26, c.61]:
- свобода передвижения капиталов и частного предпринимательства;
- приватизация определенных отраслей и государственных монополий;
- сокращение государственных субсидий бизнесу и населению;
- минимизация расходов на социальные программы;
- взятие под контроль МВФ ключевых статей государственного бюджета.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
2.1 Особенности развития и функционирования Международного валютного фонда
Любая экономика может испытывать проблемы и попадать в длительные периоды экономического спада. Примером таких обстоятельств являются внутренний или глобальный финансовый кризис, вооруженные конфликты и восстания. Вторая Мировая война стала препятствием в развитии экономических связей и роста национальных экономик государств в середине ХХ века. Последствия этого мирового экономического кризиса положили начало формированию новой системы международного экономического сотрудничества. Чтобы в дальнейшем избежать подобной глобальной рецессии на Конференции Организации Объединенных Наций (ООН), проходившей в Бреттон-Вудсе в 1944 году, странами было принято решение о создании валютно-финансовой структуры в рамках ООН, которая выступила бы в качестве источника финансирования программ, направленных на ускорение темпов экономического роста отстающих государств с целью повышения уровня благосостояния населения [1,c. 22].
В результате, разрешением проблем развивающихся стран стал заниматься Международный валютный фонд.
Успешность функционирования любой организации обусловлена, прежде всего, ее способностью принимать условия своего существования и конструктивно реагировать на их изменение. Накануне кризиса мировой экономики в связи с арабо-израильским конфликтом 1973 года и последовавшим за ним эмбарго на поставки нефти в страны, которые поддерживали Израиль, экспертам стала очевидна необходимость масштабного реформирования Международного Валютного Фонда как органа, способного не допускать и эффективно предотвращать экономические депрессии. В осознании такой необходимости играли роль и другие факторы.
Во-первых, с ростом финансовых рынков Международный Валютный фонд терял свой авторитет перед развитыми странами, все больше и больше вопросов решались «большой семеркой» без его участия.
Во-вторых, вследствие неспособности Фонда предвидеть экономический кризис 1997 года уменьшилось его взаимодействие и со странами, находящимися на промежуточной ступени развития.
В-третьих, МВФ часто подвергался критике по причине излишней политизированности. Действительно, во время экономического кризиса в Мексике 1982 года, начавшегося по причине несбалансированности национальной экономики, США попыталось нарушить правила Фонда и не оказывать помощи стране. Также МВФ предоставлял кредиты бывшим странам социального уклада на слишком мягких условиях, что свидетельствовало о его опоре на «политические приоритеты своих основных доноров».
Наконец, в-четвертых, помощь МВФ государствам-участникам носила краткосрочный характер и не была рассчитана на их последующий выход на мировой рынок. Таким образом, было разработано пять основных направлений реформирования МВФ, отвечающих разным требованиям к Фонду как одной из самых значимых финансовых организаций [10, c. 130].
Первое направление состояло в присоединении МВФ к Всемирному банку. Оно обуславливалось тем, что функции МВФ и ВБ во многом совпадали. Такой способ реформирования означал, возможно, более конструктивный и детальный подход к работе данных финансовых учреждений, однако привел бы к полному растворению Фонда как самостоятельно действующей единицы.
Основной идеей второго направления реформирования МВФ была концентрация его деятельности на поддержании стабильности мировой финансовой системы. По сути, это направление повторяло основную задачу Фонда, поставленную перед ним во время создания, но представлялось маловероятным по причине политической ситуации на мировой арене, где США все больше и больше стремились занять ведущие позиции.
Третье направление во многом совпадало со вторым, имея основным предметом снижение рисков кризисов и увеличением уровня интеграции, при которой все большее количество стран имели бы возможность выйти на мировой рынок.
Два последних направления представляли сосредоточенность Фонда на урегулировании проблем международной задолженности (МВФ как посредник между кредиторами и должниками) и улучшение координации между странами, являющимися экономическими лидерами посредством более внимательного мониторинга процессов в государствах-членах. Данные направления являлись довольно важными с точки зрения урегулирования основных финансовых проблем, однако не полностью реализовывали потенциал Фонда.
Следует заметить, что данные направления реформирования в целом совпадали с представлениями 1990-х годов о развитии мировой финансовой системы и роли в нем Международного Валютного Фонда. Тем не менее, ни одно из направлений не было реализовано, так как Фонд был занят в большей части практическим аспектом, состоящим в поддержании Вашингтонского консенсуса и внедрении в страны Центральной и Восточной Европы рыночной экономики [7, c.19].
После экономического кризиса 1997-1998 годов стало понятно, что откладывать проведение реформ невозможно. Аналитики задавались вопросами, каковы причины кризиса и какие меры следует предпринять, чтобы подобного не произошло в дальнейшем. Ясно встала необходимость разработки эффективных механизмов, способных предотвращать макроэкономические потрясения и сохранять экономическую стабильность. Более того, для того, чтобы не утратить статус международной организации, сохраняющей экономическую стабильность в мире, МВФ необходимо было начать работу по борьбе с международным терроризмом, заключающейся в создании преград для финансирования сети террористов, и преодолению бедности в малоразвитых странах.
Уже в 2005 году после частных смен руководства, ухода с поста директора-распорядителя Х. Келера (2000-2004), а потом Р. Де Рато (2004-2007), была разработана, а после одобрена государствами-членами ООН среднесрочная стратегия деятельности МВФ, подразумевающая проведение реформ функционирования Фонда. Наиболее важными в этой стратегии стали две идеи: модернизация надзорной деятельности Фонда и реформа управления [22, c.19].
Модернизация надзорной деятельности подразумевала беспристрастность и улучшение качества наблюдений за экономической политикой государств-членов МВФ. В рамках данного направления уже в 2007 году была реализована система многосторонних Консультаций для заинтересованных стран при участии Исполнительного совета.
Реформа управления основывалась на изменении квот и, соответственно, перераспределении голосов, прежде всего, в пользу стран с развивающейся экономикой и формирующимся рынком. Данное направление основано, главным образом, на установлении доверия между развитыми и развивающимися странами, а также позиционировании Фонда как организации, не ведомой развитыми странами, а дающей возможность развиваться любому государству. Сама по себе, данная реформа несет определенные сложности. Дело в том, что общий размер уставного капитала государств-членов не может быть уменьшен, если только страны сами не примут такое решение. Следовательно, перераспределение голосов должно основываться скорее на увеличении уставного капитала, а этот вопрос во всех странах-участниках решается на национальном уровне путем ратификации данного решения со стороны исполнительного органа власти.
Тем не менее, уже в 2006 году в Сингапуре была принята Резолюция Совета управляющих, на основе которой были увеличены квоты Китая, Кореи, Мексики и Турции – стран, доли которых в уставном капитале наименее соответствовали их весу в мировой экономике. Однако, стоит заметить, что увеличение квот не было значительным (всего 1,8%). Развитые страны продолжали доминировать, их общая доля составляла около 60%, в то время как доля беднейших стран была 4,2% [8, с. 48].
Таким образом, реформа управления хотя и была реализована на практике, но значительных изменений не содержала.
Должное внимание следует уделить также и расширению размера квот развивающихся стран, хоть и незначительно, но способствующему демократизации Фонда, его открытости к решению мирохозяйственных вопросов, от которых зависит как положение каждой отдельно взятой страны, так и благополучие всей мировой экономики.
Международный валютный фонд предоставляет финансовую помощь и кредиты и другого рода помощь нуждающимся странам. Услуги таких международных финансовых организаций являются действительно полезными и многие страны выиграют от них. Со дня создания МВФ помог многим нуждающимся странам.
2.2 Анализ функционирования международного валютного фонда на международной арене
В связи с проводимой политикой выдачи кредитов и абсолютным правом голоса США (благодаря своей квоте, американцы могут бойкотировать любое решение) деятельность МВФ часто приводила к неоднозначным последствиям. Многие критики фонда связывают расширение мировых экономических связей, свободного передвижения капитала с усилением влияния транснациональных корпораций. Другие считают, что кредиты МВФ ведут к ухудшению социального положения населения, вплоть до его обнищания.
В 2016 году Международный валютный фонд предоставил кредиты на сумму почти 10 миллиардов долларов на 16 стран, а также 1,2 млрд долларов в качестве займов с нулевой процентной ставкой, предложенных 13-ти развивающимся странам с низким уровнем доходов [19, c.42].
Существует две категории кредитов, предоставляемых МВФ: льготные и не льготные. Основными заемщиками МВФ являются: Украина, Ирландия, Греция, Португалия. Греция задолжала МВФ $ 32 млрд, Португалия должна 26,5 млрд. долларов США, Ирландии задолжала около 23 млрд. долл. и, наконец, Украина должна около 18 миллиардов долларов . Хотя известно, что все эти кредиты не получают в один транш и обычно выдаются под 2-4 % год.