Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Цель и функции Международного валютного фонда в системе международных экономических отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Имея низкий рейтинг, падающий курс валюты, нуждающееся в помощи государство не может рассчитывать на коммерческие кредиты банков или других стран. Суверенные облигации не пользуются спросом у инвесторов, а купон по ним достигает неприемлемых величин: до 25%. В конце концов, не МВФ довел страну до такого состояния. Что касается жестких условий кредита, то защитники позиции МВФ говорят об их необходимости. Если страна не сократит свои неэффективные расходы, то она не сможет расплатиться по обязательствам. Тогда рейтинг страны будет понижен до уровня D (дефолт), и выбраться из этого состояния станет уже совсем сложно.

Рассмотрим наиболее яркие примеры взаимодействия МВФ со странами-заемщиками.

В результате обвала цен на нефть в 80-х годах ХХ века экономика Мексики сильно пошатнулась. Бывший лидер среди стран Латинской Америки по экономическим показателям, Мексика была вынуждена кредитоваться у МВФ. Страна получила крупную сумму на грандиозные проекты, осуществиться которым так и не было суждено. В результате на обслуживание долга у Мексики не нашлось денег, и государство объявили банкротом.

Экономику страны взял под контроль МВФ, и в результате были отменены все меры защиты внутреннего рынка и местных производителей. Из страны начал уходить капитал, разбушевалась инфляция, бедность росла галопирующими темпами. Для выделения новых кредитов со стороны МВФ выдвигались трудновыполнимые условия. Кроме того, в самой Мексике действовали коррумпированные лоббисты, продвигавшие интересы определенных лиц и корпораций [4, c.89].

Похожим образом складывалась ситуация с экономикой Аргентины. В результате экономического кризиса внешний долг одного из крупнейших государств Латинской Америки превысил $140 млрд. Это уже приводило к заморозке банковских вкладов населения и решению гасить задолженность за счет средств пенсионного фонда.

Сложные обстоятельства вынудили бывшего министра экономики Доминго Кавалло обратиться к МВФ за помощью. Он получил кроме кредита еще и рецепт выхода страны из затяжного кризиса. Суть рецепта заключалась в притоке зарубежного капитала на сумму $40 млрд, которые являлись средствами американских корпораций. В результате 28% аргентинской экономики было поглощено этими компаниями, работающими на льготных условиях.

Противники реформ говорят, что в итоге реализации политики МВФ Аргентина больше потеряла, чем приобрела. $40 млрд, инвестированных в страну, способствовали беспрепятственному выводу из нее $280 млрд. Сторонники жестких монетарных мер возражают: цифры притока/оттока зарубежного капитала нельзя считать столь примитивным образом. Их аргумент также состоит в том, что без кредита МВФ Аргентину ждал бы полный дефолт. К тому же, иностранные инвесторы способствовали приходу в государство не только денег, но и современных технологий.


История взаимоотношений Украины и МВФ началась практически сразу после выхода из состава СССР. Первые годы власти страны успешно справлялись с обслуживанием долга и выполнением условий кредитов по изменению экономической ситуации. Но сложные времена настали после мирового кризиса 2008 года, когда страна завязла в долговых обязательствах, из которых не выбралась до сих пор.

За это время Украина не раз оказывалась на грани дефолта. Выполнять требования становилось все труднее, а латать дыры в бюджете без новых денежных траншей стало невозможно. Сократились расходы на социальную сферу, обострились отношения с Россией на фоне скандалов из-за стоимости газового транзита. Но самая главная претензия МВФ к Украине в том, что власти молодой республики откладывают «на потом» экономические реформы, приватизацию госсектора.

Список крупнейших заемщиков МВФ доказывает тот факт, что эта организация предоставляет кредиты странам, которые терпят финансовые кризисы и другие экономические трудности. МВФ предоставляет кредиты постепенно в течение определенного периода времени.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что Международный валютный фонд как основной финансовый институт, позволяющий обеспечить стабильное развитие стран, зачастую неспособен выполнять поставленные задачи. Его функционирование практически полностью подчинено интересам и целям, которые преследуют американские власти. Выдаваемые МФВ кредиты развивающимся странам лишь усугубляют существующие диспропорции во внешнеторговом платежном балансе: они затягивают государства в долговую яму. Однако, на сегодняшний день, в финансовом мире формируются альтернативные международные кредитные институты, не несущие в себе грабительской составляющей. Это и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, и Новый банк развития БРИКС, и Евразийский банк развития, которые в скором времени смогут заменить Международный валютный фонд.

2.3 Сравнение взаимодействия МВФ с Россией и другими организациями в сфере валютного регулирования

Стремительное развитие финансовых отношений между государствами в условиях активно разрастающейся мировой торговли подталкивает их на построение отношений в валютной сфере. Это, в свою очередь, способствует более безопасному и эффективному осуществлению валютных операций между участниками рынка. Россия является участником многих международных организаций и объединений, занимающихся вопросами валютного регулирования, среди которых числятся: Международный валютный фонд, Группа Всемирного банка, БРИКС, Банк международных расчетов и другие. Рассмотрим некоторые из организаций, в которых Российская Федерация принимает активное участие.


Как отмечалось ранее, в 1944 году в преддверии окончания Второй мировой войны, в результате международных переговоров на конференции в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Гемпшир, США, были учреждены Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. Целью стран-участниц и учредителей было создание основы для экономического сотрудничества и развития, которая приведет к более стабильной и процветающей глобальной экономике после Великой депрессии и Второй мировой войны [7, c.83].

Осенью 2007 года состоялись выборы директора-распорядителя Международного Валютного Фонда, на которых вопрос о продолжении реформирования МВФ не остался без внимания. Россия впервые приняла активное участие в обсуждениях, поддержав кандидатуру бывшего премьер-министра Чехии Й. Тошовского и тем самым бросив вызов Евросоюзу, который представил в качестве кандидатуры бывшего министра финансов Франции Д. Стросс-Кана. И хотя у российских аналитиков не было иллюзий по поводу исхода голосования, ведь предпочтение всегда отдавалось лидерам развитых стран, данным шагом Россия показала независимость своей точки зрения и четкость экономических убеждений.

Основными направлениями программы Й. Тошовского были установление доверия между странами, независимо от их ВВП и богатства, усиление надзора за развитыми странами, а также за единый стандарт правил реализации финансовой функции, независимо от политических предпочтений страндоноров. В свою очередь, Д. Сросс-Кан рассматривал финансовую и макроэкономическую стабильность в мире как залог международной безопасности, являющейся основным общественным благом.

Первого ноября 2007 года, получив должность директора-распорядителя МВФ, Д. Стросс-Кан взял курс на усиленное сотрудничество с бедными странами, прежде всего в Азии, Латинской Америке, Африке. Также большое внимание было уделено изменению кадровой системы Фонда, заключающееся в формировании персонала как из политических деятелей, так и людей, ведущих собственный бизнес. Наконец, для дальнейшего успешного функционирования Фонда было необходимо увеличение его финансовых возможностей путем расширения квот и улучшения надзора за тратами Фонда. Таким образом, поиски путей реформирования Фонда завершились выработкой и дальнейшей реализацией установленной программы, которая не подразумевала кардинального изменения механизма принятия решений Фондом, но была ориентирована на упрощение взаимодействия между странами и, что самое главное, эффективную стабилизационную деятельность [14, c.29].


В то время как Международный валютный фонд содействует международному валютному сотрудничеству и предоставляет политические консультации и техническую помощь с единственной целью – помочь странам построить и поддерживать сильную экономику, Фонд также предоставляет займы и помогает странам разрабатывать политические программы для решения проблем платежного баланса . Что касается Всемирного банка, то его как международную организацию составляют два учреждения – Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР).

Вместе с тремя другими учреждениями, Международной финансовой корпорацией (МФК), Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций (МИГА) и Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), все пять образуют Группу Всемирного банка. Международная финансовая корпорация (МФК) предоставляет кредиты непосредственно частному сектору развивающихся стран. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МИГА) предоставляет гарантии инвесторам в развивающихся странах от убытков, вызванных некоммерческим риском. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) служит арбитражным органом для международных инвестиционных споров.

Преобладающая часть российской помощи мировому развитию в настоящее направляется через многосторонние институты, в т.ч. через Группу Всемирного банка. В сфере содействия развитию беднейших стран Всемирный банк является для России партнером по выбору. В частности, Россия выступает в качестве партнера Международной ассоциации развития (МАР) с момента 9-го пополнения капитала МАР в 1997 году, демонстрируя растущую поддержку и приверженность реализуемым Всемирным банком программам в области развития и трастфондам. Россия участвует в 17 трастфондах МАР/МБРР.

Программы Группы Всемирного банка в Российской Федерации отличаются уникальными проектами сотрудничества и новаторскими инициативами. Среди них: предоставление субнациональных займов совместно с МБРР; оказание МБРР консультационных услуг на возмездной основе. Среди них можно отметить прямое кредитование регионов под суверенные гарантии и механизм финансирования аналитической работы и технического содействия для относительно бедных регионов. Так, в октябре 2018 года Всемирный банк представил доклад «Ведение бизнеса- 2018. Больше, чем эффективность». Согласно данным доклада, в России упрощен порядок открытия нового бизнеса за счет отмены требования внесения уставного капитала до регистрации компании, а также требования уведомления налоговых органов об открытии счета в банке. Еще одной международной организацией, с которой Россия тесно сотрудничает по вопросам валютного регулирования является БРИКС [15, c.68].


БРИКС - это группа государств, созданная по инициативе России и состоящая из Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и (с декабря 2010 года) Южно-Африканской Республики. Влияние БРИКС на международной арене основано на растущей экономической мощи государств-членов, их важности как одной из главных движущих сил глобального экономического развития, большого населения и огромных природных ресурсов.

Общая численность населения стран БРИКС составляет 3,17 млрд. человек (около 42% мирового населения), и они занимают 26% территории мира. Политическое влияние БРИКС определяется тем, что государства группы являются авторитетными членами ведущих международных структур. Они сотрудничают в рамках ООН и других региональных и международных платформ по противодействию терроризму, обороту наркотических средств и коррупции, урегулированию конфликтов и обеспечению международной информационной безопасности. Отношения между странами БРИКС основаны на Уставе ООН, общепризнанных принципах и нормах международного права, а также таких принципах, как: равенство, прагматизм, урегулирование споров мирным путем и ненападение в отношении третьих сторон.

БРИКС - яркий пример укрепления коллективных усилий в мировых делах. Форматы взаимодействия между членами БРИКС включают регулярные ежегодные саммиты, встречи лидеров на полях саммитов G20, встречи Советников по национальной безопасности, встречи Министров иностранных дел (в том числе на полях сессии Генеральной Ассамблеи ООН), Министров финансов, управляющие Центральных банков и руководители других соответствующих министерств и ведомств, а также совещания рабочих групп по вопросам сотрудничества в различных областях.

Важным практическим результатом сотрудничества стран БРИКС в валютной сфере стал запуск Нового банка развития и Договора о создании пула условных валютных резервов стран БРИКС, который был подписан 15 июля 2014 года на саммите в Форталеза, с внушительным объемом средств в 200 млрд. долл. США, что является не только солидной финансовой поддержкой для организации, но и свидетельством ее большого веса в международной экономике и финансах. За время председательства России в БРИКС (апрель 2015 г. - февраль 2016 г.) был сделан важный шаг в направлении интенсификации, диверсификации и институционализации взаимодействия стран. БРИКС доказал свою важность и актуальность для решения общих задач в различных областях сотрудничества.