Файл: Понятие и признаки правового государства (Античные идеи).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
Легистские трактовки правового государства. При освещении истории теорий о правовой государственности необходимо остановиться и на таком влиятельном направлении, как легистские (позитивистские) концепции правового государства. Данное направление в XIX и XX вв. представлено разнообразными течениями и вариантами так называемого «юридического позитивизма». К его известным представителям относятся, в частности, К. Гербер, А. Дайси, Г. Еллинек, Р. Иеринг, Н.И. Коркунов, П. Лабанд, А. Эсмен и др. Суть их позитивистских концепций правового ограничения государства (при всех имеющихся между ними различиях) состоит в попытке создать конструкцию самоограничения государства им же самим созданным позитивным правом. При этом отрицается различение права и закона, и право сводится к принятым и защищаемым государством нормам (нормам закона, подзаконных нормативных актов и т.д.)
Данный тип понимания права и государства и связей между ними восходит во многом к Т. Гоббсу (1588–1679), идеологу «государства-Левиафана», который утверждал, что «правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена». Это же буквально повторяют и приверженцы разных течений позитивизма: «всякая норма права есть команда, приказ» [7] (Д. Остин); «всякая норма права – приказ» (Г.Ф. Шершеневич) и т.д. Государство – та сила и тот первоисточник, который своим приказом порождает право, формируя при помощи своих актов из «неправа» право. Следовательно, в концепциях позитивистов речь идет не о правовом государстве, а скорее о «государстве законов» или, скорее, «государстве законности». Очевидно, что таким законам, как и соответствующему государству, не хватает главного – объективного критерия их правомерности и правового характера, их отличия от форм произвола государственной власти.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что со временем, концепция правового государства, принимая различные формы, модифицировалась и перерождалась. Мыслители античности отождествляли правовое государство, с таким, в котором будут признаваться и гарантироваться права и свободы индивидов; философы средневековья – с тем, в котором государство как форма выражения всеобщего блага обеспечивает людей достойными условиями жизни. Теоретики права Нового и Новейшего времени продолжили учение о естественных правах человека, сформулировали принцип разделения и взаимного сдерживания властей (ныне – принцип разделения властей.), а представители легистского направления вообще видели в государственном принуждении ту необходимую силу, которая порождает право.
2. Понятие и признаки правового государства
2.1 Понятие правового государства
Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, правом ограничивается и через право реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему. Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода. В этой связи можно предложить следующее определение правового государства:
Правовое государство – это форма организации и деятельности политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения права и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Во многих развитых странах ныне превращение государства в «правовое» закреплено конституционно. В Конституции РФ от 12 декабря 1993 года также установлено, что Российская Федерация есть демократическое правовое государство (ст. 1) [8].
В идее правового государства можно выделить два главных элемента:
1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;
2) ограничение правом государственной власти.
В философском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо создавать условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом дозволено».
Человек как автономный субъект свободен, распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином.
Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле права человека», которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования, и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личности. Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.
Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними – истинно правовыми.
Именно в связывании, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (особенно и главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.
Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.
Правовым считается государство, в котором господствует право, т.е. общественные отношения покоятся на прочных правовых началах, признаются и обеспечиваются естественные права и свободы личности, все государственные органы и должностные лица связаны и ограничены правом, принуждаются к неуклонному исполнению его норм точно так же, как и все остальные граждане[9].
2.2 Признаки правового государства
Правовое государство, несмотря на присущие ему особенности, остается государством в подлинном смысле слова, т.е. организацией публичной власти. Такое государство, обладая публичной властью, выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества.
Правовое государство, как и любое другое, располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Для его содержания взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Правовое государство, так же, как и иные государства, обладает суверенитетом. Суверенность правового государства, как и любого иного, заключается в его верховенстве по отношению ко всем гражданам, организациям внутри страны и самостоятельности государства в проведении внешней политики и построении отношений с другими государствами.
Названные черты следует отнести к общим, поскольку они свойственны как правовым, так и внеправовым государствам. Вместе с тем правовое государство отличают следующие специфические черты:
- Демократизм, реальное осуществление народовластия. Термин «народовластие» – один из существенных элементов демократии в ее современном общепринятом понимании. В этой связи обратим внимание на следующие моменты.
Во-первых, народ является действительным источником всей той власти и политики, которая выражается и проводится правовым государством. Народовластие характеризуется закреплением соответствующих предпосылок в действующей Конституции иных законах, способствующих проведению его принципов в жизнь. Это проявляется в непосредственном участии населения в формировании представительных органов государства, наделенных правом разрабатывать и принимать законы – акты высшей юридической силы.
Во-вторых, в условиях народовластия должен существовать механизм, позволяющий не только критиковать политику государства, не соответствующую интересам граждан, реализации их прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее средствами, предусмотренными законом (пикеты, митинги, демонстрации и т.д.) [10]
- Режим демократического конституционного правления. При таком режиме государство реализуют власть в интересах народа посредством демократических правовых методов. Здесь существует политический и идеологический плюрализм, политические (в том числе оппозиционные) партии, осуществляются социально-экономические и политические права граждан, их организаций, обеспечивается выборность и сменяемость центральных и местных представительных (законодательных) органов власти.
Таким образом, в условиях рассматриваемого режима есть институты представительной демократии (представительные органы, избираемые населением на основе демократической избирательной процедуры) и институты непосредственной демократии (референдум и др.)
- Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. При характеристике правового государства недостаточно указания на многообразие его органов, их перечисление.
Государственная власть, основанная на праве, тогда эффективно действует, в том числе в обеспечении прав и законных интересов личности, когда в ней формируются самостоятельные ветви власти, каждая из которых осуществляет свою деятельность в соответствии с вверенными ей полномочиями. В настоящее время общепринято выделять три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. В соответствии с этим различают три вида государственных органов: законодательные, испол6нительные и судебные.
В Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в нашей стране «осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (Ст. 10)[11] Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (Государственная Дума, Совет Федерации), исполнительную – Правительство, судебную – органы правосудия, суды. Президент, согласно Конституции, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80). Принцип разделения властей позволяет отметить, что все три ветви власти равновелики, ни одна из них не должна служить доминантой по отношению к двум другим.
- Возвышение закона над государственной властью. Именно это и есть то, что понимается под правовым государством. Речь идет о таком значении права, что она перестает быть своего рода придатком государственной власти. Это значит, что правовые требования должны выполнять не только граждане и их объединения, но и должностные лица, государственные органы, государство в целом. Не случайно многие предписания законов обращены к государству, его органам. Иначе говоря, государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, призваны действовать в их рамках. Это необходимое условие нормального функционирования общества и государства, обеспечения организованности в обществе.[12]
- Ведущая роль закона в регулировании наиболее важных общественных отношений. В данном случае речь пойдет о верховенстве законов над всеми другими нормативными правовыми актами. Законы признаются актами высшей юридической силы, обладают свойством верховенства. Все нормативно-правовые акты государственных органов, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить. В случае противоречия подзаконного акта закону, действует закон как акт высшей юридической силы.