Файл: Понятие и признаки правового государства (Античные идеи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип верховенства закона необходимо соблюдать, прежде всего, в нормотворческой деятельности государства, в частности, в разработке и принятии именно правовых законов, отвечающих позициям социальной справедливости. Соблюдение данного требования, в частности, охватывает следующие основные моменты:

а) существенность законодательства – законодательство должно быть посвящено действительно решающим и коренным вопросам жизни страны;

б) полнота законодательства – в законах должны быть с максимальной точностью урегулированы все вопросы, требующие законодательного решения;

в) непререкаемость законодательства – строгое соблюдение высшей юридической силы закона, в том числе недопустимость издания актов, противоречащих закону;

г) совершенство законодательства по его содержанию – его устойчивость, систематическое обновление и др.;

д) культура законодательства (юридическое совершенство) – его кодифицированность, широкое применение достижений юридической техники, обеспечивающее правильное и единообразное понимание законов.

Повседневная политико-правовая действительность подтверждает то, что принцип верховенства закона в современной России довольно часто нарушается. Также обращает на себя внимание распространенная практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. [13]

6) Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. В правовом государстве основным принципом взаимоотношений между государством и личностью является приоритет и нормативное закрепление прав и свобод человека и гражданина.

Правовое государство должно признавать неотъемлемые права и свободы субъектов права и гарантировать их проведение из «должного в сущее». В связи с этим, действующее право должно найти четкое выражение в тексте нормативно-правовых актов. Таким образом, права человека, прежде всего, должны быть закреплены в Конституции. Кроме этого, норма права должна иметь санкцию против любого ее нарушителя.

  1. Режим строгой законности в государстве и обществе. Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения исполнения действующего права распространяется на все сферы правовой деятельности государства, государственных и общественных организаций, граждан.

На состояние законности оказывают влияние многие факторы, в том числе результативность исполнения обязанностей государством как в сфере правотворчества, так и в сфере правоприменению. Во-первых, в правовом государстве законодательные и иные нормативно-правовые акты должны быть правовыми и по содержанию, и по форме. Во-вторых, принятие таких актов – прерогатива соответствующих органов государственной власти, законно избранных или назначенных. В-третьих, права и свободы человека и гражданина должны признаваться и гарантироваться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.


Следовательно, для понимания законности как режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих нормативных правовых актов (Конституции, законов, подзаконных актов).

Очевидно, законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения и исполнения действующего права распространяются не только на правотворчество, но и на иные сферы правовой деятельности государства. Главное в этом плане исключить из общественной и государственной жизни произвол, своеволие, бесконтрольность, сделать так, чтобы в обществе был установлен прочный правопорядок.

В демократическом правовом государстве все одинаково должны быть подчинены законам. Законность едина, обязательна и для органов власти, и для граждан. В этом плане можно сказать, что действенность государственно-правовых институтов предопределяется их основанностью на требованиях законности. Каждому индивиду также очень важно исполнять возложенные обязанности, соблюдать и исполнять законы. Именно это помогает налаживать нормальные взаимоотношения между человеком, средой обитания и обществом. Приведенные положения позволяют рассматривать законность в качестве элемента правового государства, его необходимого признака.

В юридической литературе в числе признаков правового государства также называют такие, как взаимная ответственность государства и личности, приоритет международного права перед национальным, высокий уровень правосознания граждан и должностных лиц, господство права в решении национальных проблем, наличие независимой, но регулируемой власти средств массовой информации, поскольку без открытости, полной информированности общества, гласности правовое государство не сможет результативно реализовать свои функции, обслуживать общество. [14]

Таким образом, опираясь на изложенный материал, можно заключить, что правовое государство – это форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Правовому государству должны быть характерны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей и их взаимоконтроль.


2.3 Пути формирования правового государства и его основы

Формирование правовой государственности. На современном этапе представлений о правовом государстве принято выделять некоторые необходимые факторы, оказывающее прямое воздействие на его формирование. Среди наиболее значимых выделяют:

1. Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо переосмысление соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого.

2. Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее, чем его нарушение, что предполагает высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами.

3. Превращение его правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.

4. Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов самоуправления, а также расширение компетенций последних.

5. Необходимое формирование экономической основы общества, основным элементом которой являются производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства.

6. Режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти.

7. Гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Государство, стремящееся к тождеству правопорядка, строит свои взаимоотношения с другими субъектами политической системы на основе закона.

Создание нравственной основы правового государства, которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Проблемы формирование правового государства в современной России. Сегодняшние экономические, социальные, политические и культурно-информационные реальности России коренным образом отличаются от предпосылок формирования правовой государственности в странах Запада. Успешное строительство у нас правового государства возможно только при нахождении собственных, адекватных реальных ситуаций путей формирования необходимых предпосылок и элементов конституционализма и, прежде всего, гражданского общества.


Первые теории правовой государственности России относятся к концу XIX и началу XX вв., принципы конституционности пыталось установить в стране Временное правительство после Февральской революции. Октябрьское вооруженное восстание, приход к власти большевиков отвергли всякое подобие правовой государственности, сама идея правления закона была объявлена контрреволюционной. Начавшееся в середине 80-х гг. преобразование страны, получившее название перестройки, логически привело к признанию идеи правовой государственности.

В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Формирование правовой государственности в России – это сложный и длительный процесс, который будет разворачиваться по мере проведения в жизнь политической и экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, построения современного демократического гражданского общества.

Становление правовой государственности в России предполагает генезис особых правовых отношений между гражданином и государством, между органами государственной власти, а также обновленное взаимодействие между обществом, правом и политикой. [15]

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствования законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В Конституции Российской Федерации получили закрепление права и свободы человека и гражданина, однако законодательного закрепления положений, составляющих суть принципов правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. В реальной жизни стали заметно более распространенными факты грубого нарушения важнейших прав и свобод человека и гражданина, неуважения к закону и правосудию. Поэтому для реального построения правового государства в России необходимо:

  • Повысить правовую культуру населения и правосознания граждан
  • Построить развитую экономику, создать мощную материально-техническую базу с высокоэффективными технологиями
  • Обеспечить высокий уровень материальной обеспеченности граждан
  • Создать стабильную политическую обстановку, решить национальный вопрос
  • Создать развитую правовую систему, обеспечить четкую и профессиональную работу правоохранительных органов.

Важнейшей задачей построения правовой государственности в Российской Федерации является утверждение принципов господства права в сфере международных отношений, в национально-государственном строительстве, в формах федеративной организации российской государственности. Россия – многонациональная страна, и ей как воздух необходимы мир и национальное согласие. Решение национального вопроса – залог стабильности и порядка в обществе и государстве.


Сейчас в России происходят сложные процессы в развитии государства и права. Идет процесс становления новой государственной и правовой систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Развитие права и государства все более осложняется из-за того, что общество переживает экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства. [16]

Возвращение России в лоно мировой цивилизации, выход из нелегкого состояния и обновление возможны только на пути правовой государственности. Для достижения этой цели нужно, чтобы каждый гражданин, все государственные органы, должностные лица осознали важность этой задачи.

Несмотря на все трудности и кризисные явления, происходящие в нашем государстве, надеемся, что мы придем к нормальному демократическому обществу и займем достойное место в мировой цивилизации.

Подводя итоги заключительной главы, отмечу, что на основании объективных факторов, о которых было сказано в пункте 1 данной главы, можно сделать вывод о том, что на данном этапе развития Россию нельзя назвать правовым государством в полном смысле этого слова. В Российской Федерации формирование правового государства идет очень медленно, и на то есть свои основания. В такой ситуации необходимо защитить элементы правового государства, поднять на это все созидательные силы – либеральные, демократические. Важнейшей задачей также является укрепление судебно-правовой системы, обеспечение профессиональной деятельности правоохранительных органов. Однако автор полагает, что одна из основных предпосылок к формированию правовой государственности заключена в нас самих, гражданах Российской Федерации. Важнейший фактор в данном случае – гражданская позиция каждого человека, его взгляды, убеждения, основанные на стремлении сделать свою страну поистине передовой державой, поднять ее авторитет на международной арене посредством формирования в ней подлинно правовой государственности

Заключение

Путь к правовому государству долгий и трудный, полный заблуждений и иллюзий. Многие государства сотни лет шли к демократии, порой расплачиваясь за это слишком дорогой социальной ценой. Построение правового государства должно опираться на тщательно продуманную стратегию и тактику. Необходимо постоянно помнить о том, что функции правового государства не остаются неизменными, а трансформируются и наполняются новым содержанием по мере развития самого правового государства. Также не обойтись и без учета опыта других стран, однако этот опыт должен сочетаться с собственными традициями и реалиями.