Файл: Понятие правового отношения(ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятно, что правовая форма и фактическое содержание общественного отношения находятся в неразрывном единстве. Нормы права для того и создаются, чтобы урегулировать, придать юридическую форму этим отношениям. Однако правоотношение, как индивидуализированное проявление норм права, объектом своего воздействия имеет поведение людей, направленное на достижение благ, для чего люди и вступают в правовые связи.

Субъективным правом в отношении купли-продажи дома является предоставленная покупателю нормой права возможность приобрести жилой дом, если он находится в сфере действия этой нормы.

Юридическая обязанность — это необходимость передачи продавцом покупателю дома, за который покупатель уплатил продавцу обусловленную денежную сумму в установленном законом порядке.

Отсюда следует вывод, что поддерживаемая и охраняемая государством юридическая форма фактического поведения участников правоотношений в реальной жизни является средством удовлетворения их разнообразных благ и интересов.[9]

1.2 Функции правоотношений

Фактически правоотношения представляют собой целый комплекс связей[10]. Эти связи характерны для любых видов правоотношений.[11] При этом они обусловливают существование правоотношения в качестве формы реализации функций права.

С учетом понимания функции права как внутренне присущего праву явления, определяемого ролью (назначением) права в обществе, представляющего собой основное (главное) направление его воздействия на объективную реальность и выражающего связь права с иными явлениями социальной действительности, и предмета настоящей статьи, правоотношение следует воспринимать в качестве формы реализации социального назначения права.

Под социальным назначением права можно понимать ту роль, которую призвано выполнять право в жизни общества, то назначение, ради которого оно появилось как особый уникальный социальный феномен. Главной здесь является регулятивная роль права, поскольку право зародилось именно в качестве социального регулятора. При всей силе авторитета старейшин обществу на определенном этапе развития объективно потребовался внешний регулятор-императив, безразличный к конкретным личностям, в соответствии с которым люди должны были сообразовывать свои поступки. Таким императивом и стало право. При этом право в силу своих качеств общеобязательности и опоры на социальную власть также играло роль охранителя общественных отношений от неправомерных деяний их участников и, кроме того, приобрело воспитательную функцию.


Механизм реализации функций права в правоотношении может быть охарактеризован следующим образом. Этот механизм является частью общего механизма реализации функций права, состоящего из нескольких последовательных взаимосвязанных элементов, начиная от установления меры возможного и должного поведения людей (правил поведения) в правовых нормах (формирования права) и заканчивая состоянием упорядоченности, внутренней согласованности социальной жизни (правопорядком) как окончательным результатом действия функций права. Правоотношения в этой общей системе занимают, по сути, центральное место — с точки зрения стадийности механизма реализации функций права, а не их исключительной значимости. В указанном механизме вообще нет незначительных, несущественных элементов. Все они как звенья одной цепи находятся в неразрывном единстве и проистекают один из другого, создавая почву для существования и «работы» каждого последующего элемента. Правовое отношение как одно из звеньев данной цепочки фактически находится в центре, следуя за правосознанием и предваряя собой стадию правопорядка.

1.3 Социальное назначение права

Из приведенного выше анализа сущности правового отношения следует, что правоотношения представляют собой целый комплекс различных связей: с одной стороны, это связи, характеризующие единство нормы права и урегулированного ею общественного отношения; с другой стороны, это связи, характеризующие внутреннюю структуру правоотношения — права и обязанности его участников. Указанные компоненты правоотношения и связующие их нити — собственно связи между этими компонентами создают необходимую основу для реализации социального назначения права.[12]

Сначала разберем значение первой взаимосвязи: нормы права и регулируемого этой нормой общественного отношения.

Норма права, закрепляя некоторую модель поведения человека в конкретной ситуации, всегда преследует определенный социальный эффект. Она задает направление развития соответствующих отношений. Для правовой нормы важно не только и, возможно, даже не столько предписываемое ею поведение человека, сколько результат этого поведения. Не бывает правового регулирования исключительно ради правового регулирования;нормы права не издаются только затем, чтобы люди непонятно по каким причинам им следовали. Правомерное поведение людей не является конечной целью правового регулирования, его цели всегда простираются значительно дальше. Они могут быть прямо не выражены в тексте правового акта, но они так или иначе подразумеваются, прослеживаются, обсуждаются при издании законов и иных нормативных документов, на них ориентируется законодатель, принимая закон. В то же время многие нормативные правовые акты непосредственно закрепляют указание на цели их принятия. Они содержат преамбулы, констатирующие части или отдельные статьи, в которых прописываются соответствующие целевые ориентиры. Это важно для правильного понимания и восприятия положений данных правовых документов. Подобные нормы позволяют установить волю законодателя (правотворца) при принятии акта и, следовательно, создают предпосылки для его грамотного исторического и системного толкования.[13]


Норма права, таким образом, не просто очерчивает границы соответствующих общественных отношений, устанавливая для них четкие рамки посредством абстрактного моделирования поведения людей, но и корректирует, направляет их, как бы вкладывая эти отношения в определенное русло развития. Поэтому урегулированное правом общественное отношение стремится к тому эффекту, который являлся бы замыслом законодателя при издании правового акта — к реализации этого замысла.

Не менее существенное значение для осуществления социального назначения права (функций права) в правоотношениях играет взаимосвязь прав и обязанностей, закрепляемых нормой. Эти два компонента фактически являются исключительными элементами нормы, которые необходимы: для моделирования поведения человека в юридическом смысле. В правовой норме субъективному праву всегда противостоит юридическая обязанность. В этом заключается существо юридических установлений и их специфика по отношению к нормам иных социальных регуляторов (например, морали). С точки зрения основоположника психологической школы права Л. И. Петражицкого, правовые нормы являются обязательно-притязательными или императивно-атрибутивными. Такие нормы, устанавливая обязанности для одних, закрепляют эти обязанности за другими, дают им права, притязания, так что по этим нормам то, к чему обязаны одни, причитается, следует другим как нечто им должное, авторитетно им предоставленное, за ними закрепленное (attributum).[14]

Следует отметить, что далеко не все нормы права закрепляют юридические положения в форме прав и обязанностей. Например, нормы, определяющие статус того или иного учреждения, государственного органа, порядок исчисления сроков, процедуры формирования властных структур и многие другие. Однако они в любом случае подразумевают соответствующие права и обязанности участников данных правоотношений. Так, устанавливая правовое положение (статус) каких-то субъектов, норма очерчивает круг правомочий этих субъектов и связанных с ними обязанностей. При исчислении сроков заинтересованные лица вправе и обязаны руководствоваться положениями норм права, регламентирующими правила исчисления. Аналогичная ситуация наблюдается в рамках отношений по формированию органов публичной власти (например, избрание главы государства, депутатов).

Права и обязанности — это те структурные частицы нормы, которые самым непосредственным образом определяют действия и поступки людей. Можно сказать, что человек — участник правоотношения ведет себя определенным образом не в соответствии с нормой права, а в соответствии с субъективным правом, предоставленным ему нормой, или в соответствии с закрепленной в норме обязанностью.


Следовательно, правомерное поведение людей есть необходимое средство реализации социального назначения права в правоотношениях. Участник правового отношения, совершающий тот или иной поступок, который предписан или дозволен ему соответствующей правовой нормой, а именно реализующий свое субъективное право или исполняющий возложенную на него обязанность (в частности, соблюдая установленный запрет), тем самым воплощает определенное этой нормой правило (модель) поведения. Соответствующее поведение в идеале должно привести к тем последствиям, на которые рассчитывал законодатель.

Таким образом, правомерное поведение участников правоотношения представляет собой своеобразный «передаточный механизм» от нормы права к преследуемому ею социально значимому результату. Достижение этого результата будет означать реализацию целей правового регулирования, т. е. реализацию социального назначения права как регулятора общественных отношений (осуществление регулятивной функции права).

Порожденное осуществлением функций права в правоотношениях состояние внутренней согласованности общественных отношений (правопорядок) знаменует собой следующий и окончательный этап общего механизма реализации функций права.

Реализация функций права возможна и вне правоотношений. Например, осуществление воспитательной функции вполне допустимо без участия субъектов в определенных правоотношениях, через общесоциальные каналы — обучающие лекции и семинары, средства массовой информации, встречи с представителями юридической науки и др. Поэтому правоотношения являются основной, но не исключительной формой реализации функций права. При этом правоотношения в отличие от правосознания, которое представляет собой субъективную форму реализации функций права, являются объективной формой такой реализации.

2. Субъекты правоотношений

В современном цивилизованном обществе нет людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Правоспособность — не естественное, а общественно-правовое качество субъектов, носящее абсолютный, универсальный характер. Оно вытекает из международных пактов о правах человека, принципов гуманизма, свободы, справедливости. Обязанность каждого государства — должным образом гарантировать и защищать это качество.


Главное в правоспособности — не права, а принципиальная возможность пли способность иметь их.

Впервые понятие правоспособности было сформулировано и введено в практику буржуазными кодексами XIX в. (французский Гражданский кодекс 1804г., германское Гражданское уложение 1896г.). К тому времени категорией правоспособности пользовалось и английское гражданское право. Рассматриваемый институт обязан своим происхождением гражданскому законодательству, в последующем он приобрел более широкое значение.

Но правоспособность сама по себе никакого реального блага не дает. Это только право иметь право, а уж последнее открывает путь к обладанию тем или иным благом, совершению определенных действий, предъявлению притязаний. Нельзя на основе одной лишь правоспособности чего-либо требовать, кроме как признания равноправным членом общества.

Отличие правоспособности от субъективного права:

а) неотделима от личности, нельзя человека лишить правоспособности, «отобрать», «отнять» ее у него или ограничить;

б) не зависит от пола, возраста, профессии, национальности, места жительства, имущественного положения и иных жизненных обстоятельств;

в) непередаваема, ее нельзя делегировать другим;

г) по отношению к субъективному праву она первична, исходна, играет роль предпосылки;

д) субъективное право конкретно, а правоспособность абстрактна.

В понятии правоспособности существо заключается не в «праве», а в «способности». Правоспособность нельзя рассматривать как суммарное выражение прав и обязанностей, носителем которых может быть данное лицо, потому что такое суммарное выражение дано в самом законе.

Всеобщность правоспособности заключается в том, что государственная власть с самого начала заранее наделяет всех своих граждан одним общим свойством — юридической способностью быть носителями соответствующих прав и обязанностей, из числа предусмотренных законом. А то, что фактическая возможность обладания теми или иными правами в силу разных причин наступает в разное время, не делает правоспособность различной. Из этого исходит и международное право.

Однако, будучи категорией универсальной, правоспособность проявляет себя в различных отраслях права по-разному. Значение и роль ее в соответствующих сферах правового регулирования неодинаковы. Отсюда и возникают нередко сомнения и споры относительно всеобщего характера правоспособности.

Подчеркнем еще раз, правоспособность — не сумма каких-то прав, не количественное их выражение, а непременное и постоянное гражданское состояние личности, элемент ее правового статуса, предпосылка к правообладанию.