Файл: МЕСТО СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о пенсиях по инвалидности в России является одним из основных в сфере социальной защиты населения. Первые реформы в социальной области были проведены еще в начале 90-х, но с того времени численность нетрудоспособного населения выросла. И по прогнозам ожидается его продолжительное увеличение.

Сложившаяся обстановка в экономике и в социальной сфере Российской Федерации привела к осознанию несовершенства пенсионной системы в России. Результатом Пенсионных реформ, начавшихся еще в 2002 году, должно стать формирование в России смешанной распределительно-накопительной пенсионной системы.

2013 год стал отправной точкой реализации очередного этапа пенсионной реформы, направленного на усовершенствование пенсионной системы России. В частности, 23 декабря 2013 года был принят, а с 1 января 2015 г. вступил в силу Закон о страховых пенсиях, которым был введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии. Данный Закон, по сути, пришел на смену ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который определил основы возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.

Толчком для новой стадии изменения пенсионной системы стали проблемы, накопившиеся с начала реформ, которые связаны с финансированием пенсий. Это было вызвано усилением зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета, а также низкой эффективностью накопительной части пенсии, помимо этого, сказались и несовершенства пенсионной системы, оказывающие влияние на бюджет Российской Федерации в целом, а также на пенсионные права граждан.

Актуальность курсовой работы обусловлена необходимостью принятием совершенствования прав регулирующие назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности.

Предметом исследования являются условия назначения страховой пенсии по инвалидности, размер пенсии, порядок выплаты.

Цель курсовой работы рассмотреть условия назначения пенсии по инвалидности.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

- Раскрыть понятие страховая пенсия, рассмотреть ее виды;

- Изучить условия назначения страховой пенсии по инвалидности.

Объектом исследования выступают общественные отношения, вытекающие из пенсионных правоотношений в области назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности.


ГЛАВА 1. МЕСТО СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ

    1. Сущность пенсионного обеспечения инвалидов

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Данная норма конкретизируют положение Основного Закона о том, что Россия является социальным государством. Все иные нормативно-правовые акты, в том числе и о пенсионном обеспечении инвалидов, основываются именно на Конституции. Кроме того, конституционно закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В Российской Федерации основополагающим является Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Им определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов, установлены правовые основы обеспечения жизнедеятельности инвалидов и др. Положения данного закона развиваются и конкретизируются в иных нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение инвалидов трудовыми пенсиями производится на основании закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации». [6]

Пенсионной реформой в России, проведенной в беспрецедентно короткий срок (впервые идея о накопительной пенсионной системе возникла в 2001 г., а с 2002 г. она уже начала функционировать), был кардинально изменен сам принцип пенсионного обеспечения - путем замены обязательной коллективно-распределительной (точнее, перераспределительной) системы пенсионного обеспечения наемных работников и членов их семей на обязательную индивидуально - накопительную систему обеспечения данных работников.

Суть коллективной распределительной пенсионной системы состояла в солидарности бывших, настоящих и будущих работников (солидарность поколений). При такой системе все средства, уплачиваемые за счет работающих граждан в виде обязательных пенсионных страховых взносов, распределялись между пенсионерами с учетом их трудового вклада (продолжительности трудовой деятельности, длительности уплаты страховых взносов и уровня оплаты труда). Подобные системы функционируют во всех странах Европы, в США, Канаде, Японии. Эту систему, по мнению М. Л. Захарова и Э. Г. Тучковой [21], можно считать системой коллективной защиты застрахованных от возможных социальных рисков (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца). Надежность этой системы обусловлена тем, что численность застрахованных, за которых уплачиваются в обязательном порядке страховые платежи в соответствующие фонды обязательного социального страхования, всегда значительно превышает число тех, кто получает те или иные виды материального обеспечения за счет этих средств. При этом пенсионное обеспечение гарантируется трудом, доходами занятого в общественном производстве трудоспособного населения и соответствующими вычетами из этого дохода на выплату пенсий.


Суть индивидуально-накопительной пенсионной системы, введенной в России с 2002 г., состоит в том, что, помимо выплаты базовой части трудовой пенсии, пенсионное обеспечение осуществляется в пределах общей суммы уплаченных каждым гражданином (или за него) страховых взносов, которая отражается на индивидуальном лицевом счете работника. Накопительные системы действуют во многих странах мира, но не как обязательные, а как дополняющие гарантированные распределительные системы. Введение подобных добровольных накопительных систем не взамен, а в дополнение к распределительным - следствие экономической зрелости указанных стран, достаточно высокого уровня доходов населения, стабильности развития и устойчивого финансового положения предприятий, а также - доверия граждан государству, его властным структурам [2].

Федеральным законом «О страховых пенсиях в Российской Федерации» введена именно накопительная система пенсионного обеспечения. Данный закон устанавливает виды пенсий, условия их выплаты, размер и структуру. В тесном взаимодействии с ним с соответствующими отсылками на статьи закона о трудовых пенсиях действует и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

Положения данных законов развиваются и конкретизируются в иных нормативно-правовых актах Российской Федерации. Так, например, действует закон, устанавливающий особые правила начисления и выплаты пенсии лицам, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы и т.д. [3]

Под социальной защитой следует понимать совокупность социальных и юридических гарантий, обеспечивающих человеку, нуждающемуся в таких мерах, реализацию его социально-экономических прав (в том числе право на достойный уровень жизни, социальное обеспечение по инвалидности и пр.). Следует отметить, что слабость социальной защиты ведет к усилению напряженности в обществе. К мерам социальной защиты инвалидов следует относить их социальное обслуживание, а также систему льгот и компенсаций и пенсионное обеспечение. Рассмотрим данные меры более подробно.

Социальное обслуживание является относительно самостоятельным звеном в общей системе социального обеспечения и социальной защиты. В последние годы появилось достаточно много нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в различных видах и организацию деятельности соответствующих служб. Основополагающими среди этих нормативных правовых актов являются федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [4], «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [5] и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».


Законодатель определяет социальное обслуживание как деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации (восстановление физических и духовных сил) граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Закон раскрывает также понятие «социальных услуг» - это действия по оказанию помощи клиенту социальной службы, то есть гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Социальная услуга - это, таким образом, помощь указанным гражданам, оказываемая соответствующими социальными службами.

В законе также раскрыто понятие «трудная жизненная ситуация» - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью и рядом других обстоятельств, таких как сиротство, безработица, отсутствие определенного места жительства, малообеспеченность, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Социальное обслуживание заключается в деятельности специально созданных служб и организаций по обслуживанию граждан, принадлежащих федеральным, региональным и муниципальным органам и находящихся в их ведении. Такая деятельность может осуществлять также организациями иных форм собственности (в том числе частными) и гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие).

Социальное обслуживание основывается на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, конфиденциальности и профилактической направленности. Эти принципы образуют основу правового статуса личности в области социального обслуживания. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания [6].

В ч. 1 ст. 16 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, установлено, что основными формами социальных услуг, предоставляемых инвалидам, являются: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания); срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь. Следует иметь в виду, что социальные услуги предоставляются как на бесплатной, так и на платной основе.


Еще одной мерой социальной поддержки инвалидов является предоставление им льгот. Льгота в обычном понимании - это преимущество в чем-то перед кем-то. Социальная льгота - это льгота для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты. Признаки - это соответствующие возраст, болезнь, нетрудоспособность, инвалидность, многодетность, сиротство и другие жизненные обстоятельства, вызывающие необходимость особого внимания, повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами [7].

Данные льготы не предусмотрены в каком-либо одном нормативно правовом акте, а носят бланкетный характер. Условно все льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации для инвалидов, можно подразделить на: льготы в сфере труда, жилищные и жилищно-коммунальные льготы, транспортные льгот, льготы по обучению инвалидов, медицинские и санаторно-курортные, протезно-ортопедические, налоговые и т. п.

В сфере труда инвалидам предусмотрены следующие льготы. Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды имеют право на специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов; создание необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда; привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья; инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Данные льготы конкретизированы в статьях Трудового кодекса Российской Федерации [2]. Так, согласно ст. 92 ТК РФ, для работников, являющихся инвалидами I или II группы, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю. Согласно ст. 93 ТК РФ, продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов определяется в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Также работники, являющиеся инвалидами, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время. Такое же правило, касающееся сверхурочной работы инвалидов, предусмотрено и ст. 99 ТК РФ. Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст. 128 ТК РФ, инвалидам предоставляется отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году. ТК РФ предусмотрены и иные льготы для работников- инвалидов.