Файл: Организационно - правовые основы пенсионной системы в РФ (Исторический аспект соответствие и развитие пенсионной системы в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Пенсионная система является необходимым механизмом в рыночных отношениях, гарантирующим постоянную стабилизацию социальных балансов в обществе, способствующим стабильному экономическому развитию государства.

Вопросы пенсионного обеспечения касаются каждого человека. Но, в настоящее время, подавляющее большинство населения до сих пор не имеет четкого представления о негосударственных пенсионных фондах, не знает об их существовании и тех услугах, которые они предлагают.

Важным показателем развития общества всех времен и народов является уровень жизни его граждан. Современное общество, к которому стремится Россия, в частности, отличается социализацией всех институтов и, в первую очередь, финансовых институтов.

С постепенным развитием в нашей стране рыночных отношений происходит усовершенствование всей финансовой системы РФ. Из бюджета постепенно выделялись фонды, где главное место занимали социальные фонды. Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода в интересах органов государственной власти.

Специфичность внебюджетных социальных фондов — строгое закрепление за ними доходных источников и, как правило, четкое целевое использование их средств.

Таким фондом является Пенсионный Фонд Российской Федерации, образованный в 1990 году в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения Российской Федерации.

Пенсионный Фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, который осуществляет свою деятельность в рамках законодательства Российской Федерации.

Пенсионный фонд оказывает огромное влияние на экономику страны, так как основной его целью является — обеспечение человеку уровня жизненных благ путем перераспределения средств во времени и пространстве. Где бы человек не находился он своим трудом обеспечивает себе определенный прожиточный уровень. Пенсионный фонд обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям, которые не в силах по определенным обстоятельствам обеспечивать свое проживание. Денежные средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсии инвалидам, пенсии по потери кормильца, так же выплаты, служащие компенсацией пенсионерам, пособия для детей от 1,5 до 6 лет, а также другие социальные выплаты.

Даная тема актуальна, поскольку проблема финансового кризиса в стране указывает необходимость проведения реформы пенсионной системы в целях повышения ее эффективности работы в условиях рыночной экономики.


Объект исследования - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе нормативного и финансового обеспечения системы пенсионного страхования.

Предмет исследования является пенсионная система и её правовые обеспечения.

Цель работы: анализ особенностей функционирования российской пенсионной системы.

Для достижения цели автором решены социальные задачи:

  • рассмотрен исторический аспект отличия и развитие пенсионной системы в РФ;
  • изучить правовые основы функционирования пенсионной системы в РФ;
  • охарактеризовать пенсионный фонд РФ как ключевое звено пенсионной системы;
  • исследовать финансовую основу деятельности пенсионной системы РФ. Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение и список литературы.

Глава1.Организационно - правовые основы пенсионной системы в РФ

1.1. Исторический аспект соответствие и развитие пенсионной системы в РФ

Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении в России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и в старости. Постепенно забота о раненых и престарелых перешла на более регулярную основу. [26.C.32]

Уже в 1663 году при царе Алексее Михайловиче раненым назначались «лечебные» денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Распространенными формами социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление поместья или прибавки земель к уже имеющимся владениям.

Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым воинам усилилось. Их стремились устроить так, чтобы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета.

В дальнейшем эти традиции продолжались и развивались. Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны отставников военной службы и увеличила размеры пенсий.


Следует отметить, что в то время пенсионное обеспечение в основном распространялось на государственных служащих и военных. Только во второй половине XIX века системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство. Вступил в силу закон, обязывающий владельцев частных железных дорог создавать кассы для выдачи пособий по болезни и уходу с работы по инвалидности. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах. При получении увечья или профессиональной болезни из накопленных на этих счетах средств выплачивались пособия. Эту систему назвали страховой, так как взносы, уплаченные работником, были его страховкой на случай нетрудоспособности.

Радикальные преобразования в пенсионном обеспечении стали осуществляться после социалистической революции. В 1917 году вышло постановление "О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных", в 1918 году – постановление "Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся". В 1924 году было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков, а в 1925 году установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи. [26.C.34]

Тогда же, в 1920-х годах, система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий гражданам.

В результате к 1931 году появилась общегосударственная система назначения пенсий. В советскую практику пенсионного обеспечения впервые вошли понятия "пенсия по старости" и "пенсионный возраст". Пенсия стала начисляться исходя из размера максимальной зарплаты, которую установили в 300 руб.

Советская пенсионная система, окончательно сформировавшаяся в 1950-1960 гг., включала две основные компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий, и пенсионное обеспечение колхозников. Предоставлялись пенсии по старости (возрасту), инвалидности и потере кормильца. Некоторые категории граждан имели право на получение пенсий за выслугу лет, регулирование осуществлялось отдельными законами. Были также республиканские и союзные персональные пенсии, назначавшиеся за особые заслуги. [14.C.22]


Одним из завоеваний трудящихся при социализме считался относительно низкий возраст выхода на пенсию – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Он оставался неизменным с начала 1930-х годов, когда обследования рабочих, выходивших на пенсию по инвалидности в связи с потерей трудоспособности, показали, что к 55 годам большая часть женщин и к 60 годам большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать. Со временем структура отраслей, условия и содержание труда изменились, и работники, по данным медицинских обследований, стали терять трудоспособность позже. Но увеличивать возрастную границу было невыгодно: ранний выход на пенсию гарантировал терпимое отношение населения к размеру выплат. Более того, можно было стать пенсионером еще на 5-10 лет раньше. Такие льготы предоставлялись за работу во вредных условиях труда и в тяжелых климатических условиях. Они финансировались государством и использовались как важный инструмент политики занятости.

Несмотря на различные надбавки и компенсации за работу во вредных условиях и на Крайнем Севере, уровень пенсионного обеспечения в СССР оставался низким, причем даже по сравнению с другими социалистическими странами. В законодательстве не был закреплен порядок индексации пенсионных выплат в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста зарплаты. Не был прописан и механизм изменения максимальной и минимальной пенсии. Размер пенсии устанавливался человеку один раз и не менялся, как бы ни росла зарплата или ни увеличивалась стоимость жизни. Поэтому, по данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причем старших возрастов.[26.C.35]

В целях стабилизации и улучшения материального положения пенсионеров, сокращения численности малообеспеченных граждан 15 мая 1990 г. был принят Закон СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР".

Однако вскоре государственное устройство страны изменилось, и 20 ноября 1990 г. был принят Закон РФ N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Этим законом пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и довольно отчетливо были урегулированы принципы обязательного государственного пенсионного страхования.

В 1991 году после перехода от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам пенсионная система полностью исчерпала свои возможности. Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, к тому же в стране резко снизилась рождаемость. В то же время цены быстро росли, что снижало уровень обеспечения пенсионеров. Расчеты показывали, что в 2010-2020 гг. может возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсий, так как число людей, выходящих на пенсию, заметно превысит число начинающих работать.


Решить эти проблемы можно было только путем увеличения доходов пенсионной системы. Для этого необходимо было разработать систему, в которой был бы стимул к уплате отчислений в Пенсионный фонд. Стимулом в таком случае служит уверенность работающих граждан, что взносы, которые платит их работодатель или они сами на пенсионное обеспечение, без потерь вернутся к ним, когда они будут выходить на пенсию. И чем больше будет таких пенсионных отчислений, тем выше будет размер пенсии.

Правительство РФ приняло решение о проведении в России пенсионной реформы. Ее цель – формирование многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан.

В основу проведения пенсионной реформы легло принятие федеральных законов от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, в 2001 году была внедрена новая модель, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

Спустя 10 лет после начала пенсионной реформы 2001 года в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р, были подведены основные итоги функционирования этой пенсионной системы. В частности, в этом документе отмечалось следующее.

Проводимая пенсионная политика была направлена на обеспечение социально приемлемого уровня пенсий. Вместе с тем в рамках пенсионной системы не достигнуты долгосрочная финансовая устойчивость и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда.

Инерционный сценарий развития пенсионной системы в условиях действующего пенсионного законодательства неизбежно приведет к:

– невозможности поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне и увеличению численности низкодоходных групп пенсионеров;

– обострению проблемы обеспечения приемлемого уровня пенсионных прав для среднего класса;

– нарастанию рисков, связанных с недостаточной финансовой устойчивостью негосударственных пенсионных фондов;

– отсутствию источника и механизма обеспечения сохранности пенсионных накоплений, в том числе с учетом их возрастающих объемов;

– увеличению межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в пенсионную систему на обеспечение ее сбалансированности.