Файл: УМК_Практические работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Информатика

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 1967

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11 

 

Практическая работа № 3 

Технология алгоритмического программирования  

Цель 

работы 

– 

исследовать 

возможности 

командной 

инструментальной  среды  TurboPascal  7.0  и  овладеть  навыками 

разработки простейших программ обработки числовых и символьных данных 

на языке Pascal.  

Этап 3.1. Исследование возможностей системы программирования 

TurboPascal 7.0 для операционной системы MS DOS. 

1.  Для начала работы в системе программирования  TurboPascal 7.0 

необходимо  подготовить  рабочую  папку  с  коротким  (8  символов) 

именем  в  латинском  алфавите  (например,  /TP)  и  в  ней  создать  папку 

/TP/Prog для хранения собственных программ. 

2.  Скопировать  файлы  TurboPascal  7.0  в  папку  /TP  и  запустить  на 

выполнение  файл  Turbo.exe.При  этом  на  экране  появляется  окно 

редактора с синим фоном, верхней линейкой меню и нижней линейкой 

с  функциональными  клавишами.    Система  программирования  лишена 

графического  интерфейса,  реагирует  на  действия  мышью  и  нажатие 

клавиш на клавиатуре. 

3.  Первоначально  в  окне  редактора  открыт  пустой  безымянный  файл, 

который  можно  сохранить  под  собственным  именем.  Для  сохранения 

файла выбрать пункт меню File->Save As… В диалоге установить 

путь к папке  /TP/Prog и ввести имя файла не более чем из восьми 

латинских  символов  (например,  task_1).  Проверить,  что  файл 

task_1.pas 

действительно появился в папке.  

4.  В  процессе  редактирования  текста  программы  файл  рекомендуется 

периодически  сохранять,  выбирая  меню  File->Save  или  нажимая 

функциональную клавишу F2. 

5.  Для  открытия  существующего  файла  использовать  команду  File-

>Open (

клавиша F3). 


background image

12 

 

6.  После  записи  текста  программы  необходимо  вызвать  компилятор  для 

проверки синтаксических ошибок и генерации объектного кода. Вызов 

компилятора  происходит  при  выборе  пункта  меню  Compile-> 

Compile 

или одновременном нажатии клавиш Alt+F9. 

7.  Если  все  синтаксические  ошибки  в  тексте  программы  исправлены  и 

компиляция  завершилась  успешно,  программу  следует  запустить  на 

выполнение,  выбрав  пункт  меню  Run->Run  или  одновременном 

нажатии клавиш Ctrl+F9.  

8.  Если  в  программе  предусмотрен  ввод/вывод  данных,  то  при  запуске 

появится  окно  программы  с  черным  фоном,  в  которое  будет 

производится  вывод.  По  завершении  программы  для  просмотра 

данного  окна  необходимо  выбрать  пункт  меню  Debug->User 

screen 

или  воспользоваться  одновременным  нажатием  клавиш 

Alt+F5. 

9.  Для 

отладки 

программы 

(поиска 

семантических 

ошибок) 

предназначены  особые  режимы  запуска  программы,  доступные  по 

следующим пунктам меню: 

  Run->Step over 

– выполнение программы по шагам, 

  Run->Go  to  cursor 

–  программа  выполняется  до 

зафиксированного 

положения 

курсора 

в 

тексте 

и 

останавливается,  дальше  можно  выбрать  ее  пошаговое 

выполнение 

10. Для  просмотра  текущих  значений  переменных  при  выполнении 

программы  по  шагам  можно  воспользоваться  пунктом  меню  Debug-

>Evaluate/modify 

или  одновременным  нажатием  клавиш 

Ctrl+F4. 

В  этом  режиме  следует  указать  имена  переменных, 

значения которых подлежат проверки, и наблюдать их изменения при 

пошаговом выполнении программы. 


background image

13 

 

11.    Для  завершения  работы  в  системе  программирования  необходимо 

выбрать пункт меню File->Exit или сочетание клавиш Alt+x.  

Результат  выполнения  этапа:  Вы  познакомились  со  структурой 

рабочего  окна  командной  среды  программирования  TurboPascal  7.0  и 

важнейшими  пунктами  меню,  позволяющими  создать  текст  программы, 

провести  процесс  компиляции,  запустить  на  выполнение,  просмотреть 

результаты в различных режимах и сохранить программу в виде файла. 

Этап 3.2. Программы обработки числовых данных. 

1.  Вам  предстоит,  действуя  по  шаблонам  и  используя  разработанные 

ранее  алгоритмы,  создать  простейшие  программы  обработки  числовых 

данных и сохранить их в виде файлов int_1.pas, int_2.pas и т.д. 

для простых чисел, arr_1.pas, arr_2.pas и т.д. для массивов. 

2.  Переписать из листинга № 1 и отладить программу суммирования двух 

целых чисел.  

Листинг  1.  Ввести  два  целых  числа.  Вычислить  их  сумму    и  вывести 

результат на экран.  

Program int_1; 
Uses CRT; 
Var   a, b, c: integer; 
BEGIN 
  ClrScr;  
  Write('Введите два целых числа:'); 
  Readln(a, b);  

c := a + b; 

  write('Результат сложения чисел ', a, ' и ', b, ': ', c); 
END. 

3.  По  аналогии  с  предыдущим  заданием,  используя  оператор  ветвления, 

написать и отладить программы: 

 

ввести  два  целых  числа.  Вывести  их  на  экран  в  порядке 

возрастания; 

 

ввести два  целых числа. Найти их разницу и результат вывести 

на экран; 

 

ввести два  целых числа. К максимальному из них прибавить 10 и 

результат вывести на экран; 


background image

14 

 

 

ввести  два    целых  числа.  Минимальное  из  них  удвоить  и 

результат вывести на экран. 

4.  Переписать из листинга № 2 и отладить программу обработки массива 

целых чисел. 

Листинг  2. Ввести одномерный  массив  целых чисел.  Преобразовать его, 

заменив  положительные  элементы  1,    отрицательные  -  0.  Результат 

вывести на экран. 

Program arr_1; 
Uses CRT; 
Const n=10; 
Var   A: array[1..n] of integer; 
i: byte;  
BEGIN 
  ClrScr; 
  Write ('Введите элементы массива: '); 
  for i:=1 to n do 
      readln (A[i]); 
  for i:=1 to n do 
   if A[i] > 0 then 
   

A[i]:=1 

  else 
   

A[i]:=0; 

  write (‘измененный массив = '); 
  for i:=1 to n do 
         write (A[i],' '); 
END. 

5.  По  аналогии  с  предыдущим  заданием,  используя  оператор  цикла, 

написать и отладить программы: 

 

ввести  одномерный  массив  целых  чисел,  определить  сумму  его 

элементов, результат вывести на экран; 

 

ввести  одномерный  массив  целых  чисел,  определить  сумму  его  

отрицательных элементов, результат вывести на экран; 

 

ввести  одномерный  массив  целых  чисел,  определить  его  

максимальный элемент,  результат вывести на экран 

 

ввести  одномерный  массив  целых  чисел,  определить  сумму  его  

максимального и минимального элементов, результат вывести на 

экран 

 

ввести  одномерный  массив  целых  чисел,  из  положительных 

элементов массива сформировать новый массив и вывести его на 


background image

15 

 

экран. 

 

ввести  одномерный  массив  целых  чисел,  определить  номер 

первого  отрицательного  элемента,  результат  вывести  на  экран 

(использовать команду Break для прерывания цикла). 

6.  Переписать  из  листинга  №  3  и  отладить  программу  обработки 

двумерного массива целых чисел. 

Листинг 3. Ввести двумерный массив целых чисел, найти максимальный 

элемент, результат вывести на экран 

Program arr_2; 
Uses CRT; 
Const n = 4, m = 5;  
Var A: array[1..n, 1..m] of integer; 
    i, j, max: integer; 
BEGIN 
ClrScr; 
Write('Введите  элементы  двумерного  массива  размерности  ',n,  ' 
x ',m, ': '); 
for i:=1 to n do 

for j:=1 to m do 

ReadLn (A[i,j]); 

max := A[1,1]; 
for i:=1 to n do 

for j:=1 to m do 

if A[i,j] > max then 

max := A[i,j]; 

Write('Максимальный элемент двумерного массива: ', max); 
END. 

7.  По аналогии с предыдущим заданием, используя вложенные операторы 

цикла, написать и отладить программы: 

 

ввести  двумерный  массив  целых  чисел;  на  его  основе  создать 

новый  одномерный  массив,  каждый  элемент  которого  - 

максимальное  отрицательное  число  в  каждой  строке  исходного 

массива (см. пример на рис. 2);