ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2019
Просмотров: 1439
Скачиваний: 9
21
стные или натуральные, отрасли i на единицу продукции отрасли j), а также
часть продукции, поступающая в конечное потребление yi (общественное и
личное потребление zi, накопление fi; также экспорт ei). При этом стоимость
всей продукции отрасли i выразится уравнением
xi = ∑xij + Yi.
По столбцам (вертикально) показана структура стоимости отрасли: ее ма-
териальные затраты, затраты на рабочую силу vi (доходы трудящихся), чистый
доход mi, а вся продукция выразится уравнением
xi = ∑xij + Vi + mi.
Равенство первых частей обоих уравнений есть непреложное требование
межотраслевого баланса.
Модель включает 4 квадранта особого экономического содержания. Поло-
жение показателей отрасли в том или ином квадранте дает основание для клас-
сификации и терминирования отраслей.
I квадрант показывает распределение между отраслями той продукции, ко-
торая предназначена для дальнейшего производственного потребления, не вы-
ходит из сферы производства – это и есть промежуточная продукция.
II квадрант показывает вещественную структуру национального дохода:
сюда входит та продукция, которая выходит из сферы производства – конечная
продукция Y. Ее важные составные части: фоновая продукция f, или то, что со-
ставляет накопление; необходимая продукция z, предназначенная для удовле-
творения материальных и духовных потребностей людей (та часть националь-
ного дохода, ради которой осуществляется все общественное производство), и
прочая конечная продукция y (экспорт, увеличение запасов и т. п.).
III квадрант показывает стоимостную структуру национального дохода (в
целом по народному хозяйству объемы итоговых показателей II и III квадрантов
должны быть равны).
IV квадрант помимо общего итога крайних строки и столбца (их равенство
– третье обязательное условие межотраслевого баланса) показывает доходы
трудящихся и учреждений непроизводственной сферы, образующиеся за счет
перераспределения дохода, созданного в сфере материального производства.
22
Таблица 1
Модель межотраслевого баланса
Отрасли - потребители
Совокупный общественный продукт
Промежуточный продукт
Отрасли
производители
l
…
j
…
n
Конечный
продукт
Все-
го
I квадрант
l allxl … aljxj … alnxn
II квадрант
Yl=fl+zl+yl xl
… … … … … …
… …
i ailxl … aijxj … ainxn
Yi=fi+zi+yi xi
… … … … … …
… …
Т
е
к
у
щ
и
е
м
ат
е
р
и
-
ал
ь
н
ы
е
з
ат
р
ат
ы
n anlxl … anjxj … annxn
Yn=fn+zn+yn xn
Доходы
труд-ся
III квадрант
vl … vj … vn
IV квадрант
(vs) v
Чистый
доход
отрас-
лей
ml … mj … mn
(ms) m
С
то
и
м
о
с
ть
с
о
в
о
к
у
п
н
о
го
о
бщ
е
ст
ве
н
н
о
го
п
р
о
д
у
кт
а
С
то
и
м
о
с
ть
к
о
н
еч
н
о
го
п
р
о
д
у
кт
а
Всего
xl … xj … xn
xi
Балансовый метод позволяет определить количество имеющихся излишков
продукции сверх потребления в стране или районе, которые в порядке между-
народного или межрайонного товарного обмена могут быть вывезены в другие
страны и районы. В то же время он позволяет учесть количество и виды недос-
тающих товаров, которые должны быть вывезены из других мест в данную
страну или район. Балансовый метод играет важную роль в обосновании спе-
циализации стран и районов, Составление региональных балансов позволяет
выбрать правильные соотношения между отраслями специализации, вспомога-
тельными и обслуживающими производствами. Балансы необходимы также для
разработки рациональных территориальных (межрайонных и внутрирайонных)
хозяйственных связей. С их помощью проводится экономическое обоснование
размещения отраслей и производств (выбор места для сооружения предпри-
ятий, выяснение степени их обеспеченности сырьевыми, топливными, энерге-
тическими, водными и другими ресурсами).
Методы определения экономической эффективности
Измерение экономической эффективности (производства, варианта разме-
щения, отдельного проекта) – важнейший метод экономического исследования,
абсолютно необходимый для планирования и принятия любых других хозяйст-
венных решений.
Эффективность производства есть результат конкретного производствен-
ного процесса в сравнении с затратами на достижение указанного результата,
или, кратко говоря, отношение эффекта к затратам:
23
Е = ε /ρ,
где Е – эффективность,
ε – эффект производства,
ρ – затраты.
Эффект может быть представлен двояко: либо как общий результат произ-
водственного процесса (валовой продукт), либо как та его часть, которая выра-
жает вновь созданную стоимость, т.е.
Е = (Р –ρ) / ρ,
где в числителе стоит разница между всей продукцией (Р) и затратами.
Под затратами понимаются все объективно необходимые вложения (расхо-
ды) овеществленного и живого труда. К сожалению, расходы бывают не только
«объективно необходимые», но и такие, которые появляются в результате недос-
таточной организации труда, производства, транспортировки продукции и т.д., -
это потери. Затраты вместе с потерями составляют издержки производства.
Как видно, основным элементом в формулах расчета эффективности явля-
ется определение затрат.
Показатели, необходимые для измерения эффективности, часто бывают не-
сопоставимыми. Например, нельзя оперировать эксплуатационными (текущи-
ми) затратами, непосредственно входящими в себестоимость, и капитальными
вложениями (единовременными затратами), которые каждый год суммируются
лишь частично – той долей, которая соответствует сроку их окупаемости в го-
дах. Различные показатели затрат, выраженные в сопоставимой форме, называ-
ются приведенными затратами, и именно они участвуют в измерении эффек-
тивности хозяйственных мероприятий.
Атрибут «приведенный» применяется всегда в тех случаях, когда необхо-
димо обозначить расчетные показатели без факторов, делающих их несопоста-
вимыми.
При сравнении различных вариантов размещения используется еще один
показатель – замыкающие затраты. Это расчетный показатель, соответствую-
щий затратам на подготовку самого дорогостоящего (по различным причинам)
вида ресурса, который по балансовым расчетам все равно попадает (включает-
ся) в план; или это вводимые в расчетную модель оценки ресурса – того ресур-
са, который будет вовлекаться в производство при расширении потребности в
нем (в данном типе взаимозаменяемых ресурсов). Как правило, этот ресурс с
наихудшими экономическими показателями «замыкает» столбец аналогичных
ресурсов, ранжированных по увеличивающейся себестоимости. Проектируе-
мый потребитель может быть «привязан» и к другому, более экономическому
ресурсу, но все равно какой-то другой конкурирующий потребитель вынужден
ориентироваться на замыкающий ресурс. Тем самым осуществляется народно-
хозяйственный подход к расчету конкретной эффективности.
2.2. Вариантный и статистический методы
Вариантный метод правильнее было бы назвать подходом к процессу раз-
работки предплановых рекомендаций, по которым принимают решения соот-
24
ветствующие распорядители. Иными словами, вариантный метод есть подго-
товка проекта решения в неоднозначном исполнении, показывающего, с одной
стороны, многообразие в поисках оптимума и дающего, с другой стороны, воз-
можность распорядителям для выбора одного из вариантов.
Варианты - это проекты решения одной проблемы различными способами.
Есть варианты, различающиеся только количественно, это так называемые хро-
нологические варианты, или вилка, когда на конец планового периода устанав-
ливается два (минимальный и максимальный) или три (еще средний) уровня
решения проблемы; один вариант не исключает другой, они все осуществимы,
но в разные сроки. Есть варианты, различающиеся принципиально, и принятие
одного из них исключает принятие всех остальных: это альтернативы. Альтер-
нативы связаны с применением различных видов сырья, различных технологий,
выбором различных точек размещения и т.д.
Для принятия решения отбирается лучший вариант из имеющихся, что со-
ответствует условию рациональности. Если отбирается лучший из всех воз-
можных вариантов, то соблюдается условие оптимальности. Отбор производит-
ся на основании определенного критерия. Критерий – это признак, показатель,
на основании которого производится оценка и выбор вариантов (минимум за-
трат, максимум продукции, эффективность, уровень достижения социальных
целей развития и т.д.).
Элементы таблицы и статистического метода
(по Макошеву А.П. Методические рекомендации по теме «Политическая
карта мира». – Горно-Алтайск: Горно-Алтайская государственная типография,
1990. -16 с.).
Экономическая география широко применяет статистический метод иссле-
дования для изучения количественной стороны массовых явлений и характери-
стики существующих между явлениями связей и зависимостей.
Статистическим подлежащим называют те явления (их совокупность или
группы), о которых в таблице даны сведения.
Статистическим сказуемым называют те сведения, цифровые данные, ко-
торые даются о подлежащем.
Ряды величин, расположенные горизонтально, слева направо, называют
строками таблицы.
Таблица
статистическое
подлежащее
статистическое
сказуемое
строки
графы и
колонки
простое
25
Ряды величин, расположенные сверху вниз (вертикально), называют гра-
фами или колонками.
Требование к статистической таблице: таблица должна удобно читаться,
название и заголовки – точными и ясными, в них должны отразиться единицы
измерения и время, к которым относятся данные. В таблице при отсутствии яв-
лений ставится знак «тире», при отсутствии сведений – многоточие или «нет
сведений».
Распределение всей совокупности изучаемых явлений на группы по како-
му-либо существенному признаку называют группировкой.
Группировка – выделение однородных групп.
статистическое
подлежащее
простое
(нет группировок)
групповое (подлежащее
сгруппировано по одному
группировочному признаку)
комбинационное
(подлежащее имеет
две и более
группировки)
статистическое сказуемое
сложное
(показатели сказуемого
сочетаются друг с другом)
простое
(показатели сказуемого
располагаются независимо
друг от друга
26
Признак, положенный в основу группировки, называют группировочным
(или основание группировки).
Типологические группировки. Построение типологий (или типологиче-
ских группировок) регионов важно как для системного описания и диагностики
социально-экономического положения регионов, так и для осуществления задач
государственной региональной политики. Методы, механизмы и мероприятия
экономической политики должны учитывать особенности типов регионов, вы-
деляемых с учетом экономических, социальных, природных, геополитических и
иных существенных условий.
В региональных исследованиях широко используются методы типологиче-
ских группировок, разработанные в рамках теоретической статистики. При этом
предпочтение отдается методам сложных группировок, когда разделение сово-
купности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более призна-
кам, взятым в сочетании (комбинации).
У Гранберга В.Г. рассмотрено несколько подходов к построению регио-
нальных типологий.
группировочный признак
количественный
(выражается числом, т.е. поддается
измерению)
формы группировок
классификация
(в основе - качественный
признак)
собственно группировка
(в основе - количественный
признак)
типы группировок
типологические
(для расчленения
совокупности
общественных явлений по
их социально-
экономическим
типам)
структурные
(с целью изучения состава
или структуры
общественных явлений
)
аналитические
(для выявления и
характеристики связей
между явлениями)
качественный или
атрибутный (не может быть
выражен числом, а выражен
словами)
27
Типологизация регионов по исходному состоянию
и динамике определенного индикатора
Суть этого подхода состоит в следующем. Вся совокупность регионов раз-
деляется на две и более группы по уровню индикатора в базисном году (группы
1, 2, …). Затем производится разделение регионов по относительной величине
индикатора в наблюдаемом году (группы 1.1, 1.2, …, 2.1, 2.2, …). В простейшем
случае такой метод выделяет 4 группы (типа) регионов:
– регионы, которые в базисном, и в наблюдаемом году имели уровень ин-
дикатора выше среднего;
– регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был выше сред-
него, а в наблюдаемом году стал ниже среднего;
– регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был ниже сред-
него, а затем превысил средний уровень;
– регионы, у которых уровень индикатора и в базисном, и в наблюдаемом
году был ниже среднего.
Типологизация регионов по главным проблемам регионального развития
Примером может служить типология, разработанная Институтом экономи-
ки и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН для
выделения проблемных регионов, требующих государственной поддержки.
Региональные типологии, разрабатываемые в Совете по изучению произ-
водительных сил, ориентированы на цели, задачи и механизмы региональной
политики. Основная типология имеет три измерения: уровень социально-
экономического развития, динамичность развития и природно-климатические
условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам
мирового рынка и т.п.). На основе наблюдаемых типологических признаков вы-
деляются три типа проблемных регионов в современной России, по отношению
к которым целесообразно применять особые методы регулирования: отсталые,
депрессивные, кризисные.
Таблица 2
Типология субъектов Российской Федерации по основополагающим про-
блемам регионального развития
Типы
Число
регионов
I. Основополагающие проблемы - экономические
1. Традиционно – отсталые
А. Расположенные в неблагоприятных природно-климатических
условиях
Б. Расположенные в благоприятных природно-климатических
условиях
10
5
2. Депрессивные
А. Дореформенные
Б. Новые
7
4
28
3. Традиционно – развитые
А. Не адаптировавшиеся к новым экономически условиям
Б. Более адаптировавшиеся к новым экономическим условиям (к
числу проблемных регионов не относятся)
8
42
4. Программно – развивающиеся (ресурсные)
А. Существующие
Б. Перспективные
7
2
II. Основополагающие проблемы - геополитические
Приграничные
А. Стратегические
Б. Новые
7
2
III. Основополагающие проблемы – этнические
Конфликтные
А. Межнациональных отношений
Б. Национальных диаспор
3
3
IV. Основополагающие проблемы – экологические
А. Катастроф
Б. Техногенных последствий
В. Особо охраняемые территории
3
8
11
2.3. Методы социологических исследований
Прежде чем говорить о методах социологического исследования, надо ска-
зать, что же является социологическим исследованием в принципе. В наиболее
общем виде социологическое исследование можно определить как систему ло-
гически последовательных методологических, методических и организационно-
технических процедур, связанных между собой единой целью: получить досто-
верные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего ис-
пользования в практике социального управления.
Социологическое исследование включает четыре последовательных, сме-
няющих друг друга организационно-автономных и вместе с тем содержательно
взаимосвязанных этапа:
подготовку исследования;
сбор первичной социологической информации;
подготовку собранной информации к обработке и ее компьютерную обра-
ботку;
анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследо-
вания, формулирование выводов и рекомендаций.
Но, несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претен-
дующее на целостность и законченность, включает вышеназванные этапы, еди-
ной, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изу-
чения различной сложности проблем, не существует.
Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером
поставленной в нем цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, то
29
есть в зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования, масштаб-
ности и сложности решаемых в ходе него задач, и различают три основных вида со-
циологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование – наиболее простой вид конкретно-
социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему
содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые со-
вокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему ме-
тодическом инструментарии.
Разведывательное исследование может использоваться в качестве предва-
рительного этапа глубоких и масштабных исследований, либо сбора «прики-
дочных» сведений об объекте исследования для общей ориентации. Потреб-
ность в этом возникает особенно в тех случаях, когда предмет социологического
исследования относится к числу мало или вообще не изученных проблем. В ча-
стности, данный вид исследования может успешно применяться для получения
дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и корректировки
гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углуб-
ленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей,
которые могут встретиться в ходе его проведения. Выполняя названные вспомо-
гательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком опера-
тивных социологических данных. В этом случае можно говорить о такой разно-
видности разведывательного исследования, как экспресс-опрос.
Оперативные опросы (экспресс опросы) нацелены на выявление отноше-
ния людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общест-
венного мнения), а также на выявление степени эффективности только что про-
веденных мероприятий. Например, экспресс-опросы используют для определе-
ния степени удовлетворенности аудитории качеством прослушанной лекции,
для выяснения мнений студентов о содержании и форме проведенного занятия.
Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных
общественно-политических компаний.
Описательное исследование – более сложный вид социологического анали-
за. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических све-
дений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении,
его структурных элементах.
Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно
разработанной программе и на базе методически апробированного инструмен-
тария. Его надежная методологическая оснащенность делает группировку и
классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, кото-
рые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.
Описательное исследование обычно применяется тогда, когда объект ана-
лиза – относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными
характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, в котором
трудятся люди разных профессий и возрастных групп, имеющие различный
стаж работы, уровень образования, семейное положение и т. д., или население
города, района, области, региона, страны. В таких ситуациях выделение в структу-
30
ре объекта изучения относительно однородных групп позволяет осуществить по-
очередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя ха-
рактеристик, кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.
Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического
анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов
изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обу-
славливают характер, распространенность, устойчивость или изменчивость и
другие свойственные ему черты.
В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особен-
но большую практическую ценность.
Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь
между характеристиками изучаемого социального явления, то в ходе аналити-
ческого исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный ха-
рактер. Например, если в первом случае изучается наличие связи между удовле-
творенностью работников содержанием выполняемого труда и его производи-
тельностью, или не основной причиной, которая выступает в роли фактора. Оп-
ределяющего уровень его производительности.
Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является
социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание эксперимен-
тальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий
функционирования интересующего исследователя объекта. В ходе эксперимен-
та особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспе-
риментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые
черты и свойства.
ПРАКТИКУМ
Занятие № 7-8
Тема. Балансовый метод. Методы определения экономической эффек-
тивности.
Цель занятия: изучить сущность и значение методов экономико-
географических и социологических исследований.
Основные вопросы для беседы:
1. Какой метод называется балансовым?
2. Какие методы называются методами определения экономической эффек-
тивности?
3.
Какой метод
называется вариантным методом?
4. Какой метод
называется статистическим методом?
Практическая работа:
Задание 1. Изучите текст учебного пособия В.П. Максаковского «Географи-
ческая культура и охарактеризуйте сущность и значение балансового метода.