Файл: Курс лекций _Методы геоэкологических исследований_.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2019

Просмотров: 2723

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

1

 
 
 
 
 

Н. В. Гагина, Т. А. Федорцова 

 

 

 
 

МЕТОДЫ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ 

ИССЛЕДОВАНИЙ 

 
 
 

Курс лекций 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

МИНСК 

БГУ 
2002 


background image

 

2

 

УДК  550.8 
ББК 26.3 
    Г12 

Р е ц е н з е н т ы: 

 

кафедра физической географии Белорусского государственного 

педагогического университета им. М. Танка; 

заведующий  научно-исследовательской  лабораторией  экологии 

ландшафтов 

Белорусского 

государственного 

университета, 

доцент, кандидат сельскохозяйственных наук В. М. Яцухно

 
 
 

Печатается по решению 

Редакционно-издательского совета 

Белорусского государственного университета 

 
 
 
 

Гагина Н. В., Федорцова Т. А. 

Г12  

Методы  геоэкологических  исследований:  Курс  лекций / 

Н. В. Гагина, Т. А. Федорцова. 

 Мн.: БГУ, 2002.  98 с. 

ISBN 985-445- 
 
В курсе лекций рассматриваются направления геоэкологических 

исследований природных и природно-хозяйственных геосистем на ба-
зе методов физической и экономической географии. 

Предназначено для студентов географического факультета спе-

циальности 25 00 36 «Геоэкология». 

 
 

УДК  550.8 
ББК 26.3
 

 
 

ISBN 985-445-   

 

© Гагина Н. В., Федорцова Т. А., 2002 

   

 

 

 

© БГУ, 2002 

 


background image

 

3

ВВЕДЕНИЕ 

 

Многообразие  форм  воздействия  человека  на  географическую 

среду,  их  динамизм,  масштабность  и  интенсивность  проявления,  а 
также осознание социально-экологической значимости такого воздей-
ствия,  приводят  к  выдвижению  вопросов  взаимодействия  природы  и 
общества в ряд актуальных проблем современности. 

Геоэкологические исследования находятся на этапе своего актив-

ного развития и направлены на решение этих вопросов в рамках изу-
чения  географических  систем  «природа 

  хозяйство    общество»  на 

основе  комплексных  физико-географических,  экологических,  эконо-
мико-географических и социально-экологических исследований. 

В курсе «Методы геоэкологических исследований» рассматрива-

ются  методы  изучения  географической  среды  и  слагающих  ее  при-
родных, природно-антропогенных и социально-экономических терри-
ториальных геосистем на основе гуманитарно-экологического подхо-
да  с  целью  рационального  природопользования  и  оптимизации  взаи-
модействия общества с окружающей средой. 

Одной  из  задач  курса  является  формирование  у  студентов-

географов  необходимых  знаний  о  порядке  организации,  методах  и 
приемах 

геоэкологических 

исследований, 

включая 

физико-

геоэкологические и экономико-геоэкологические направления. 

В первой части курса рассмотрены основные классификации ме-

тодов физико-географических исследований и дан подробный анализ 
базовых  геоэкологических  исследований  природных  и  природно-
антропогенных геосистем. 

Вторая часть курса посвящена анализу предмета и изучению ме-

тодов экономико-геоэкологических исследований. 

Курс  рассматривается  как  база  подготовки  студентов  к  научно-

исследовательской работе. Даются основы самостоятельной работы с 
научной литературой и картографическими материалами, навыки пра-
вильного  выбора  и  применения  методов  в  собственных  научных  ис-
следованиях. 


background image

 

4

Ч А С Т Ь  I 

 

МЕТОДЫ  ФИЗИКО-ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ 
ИССЛЕДОВАНИЙ 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. НАУЧНЫЕ  ОСНОВЫ 
    ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 

Основная функция научного исследования состоит в выработке и 

теоретической систематизации объективных знаний о действительно-
сти. Научное исследование включает деятельность по получению но-
вого знания, а также ее результат 

 сумму знаний, лежащих в основе 

научной картины мира.  

Целью научных исследований, включающих фундаментальные и 

прикладные  направления,  является  описание,  объяснение  и  предска-
зание на основе открытых законов, процессов и явлений действитель-
ности, составляющих предмет изучения каждой научной дисциплины. 
Научным мировоззрением и общей методологией познания объектив-
ной  картины  мира,  наиболее  общих  законов  развития  природы  и  об-
щества,  выступают  диалектический  и  исторический  материализм. 
Теория  познания,  или  гносеология,  являющаяся  составной  частью 
диалектического материализма говорит о признании принципиальной 
возможности познания объективной реальности; историзме познания, 
имеющего свои ступени и формы; критерием истинности наших пред-
ставлений  о  мире  называет  общественно-историческую  практику, 
признает активное начало субъекта познания. 

Объектом  научного  исследования  является  объективная  реаль-

ность,  субъектом 

  сознание  человека,  отражающего  реальность  в 

форме  деятельности,  языка  и  знаний,  выработанных  в  ходе  истории 
общества,  под  предметом  исследований  понимают  свойства  и  отно-
шения, которыми обладает объект. 

       1.1. Основные  понятия  научного  исследования 

Говорить  о  научных  исследованиях  невозможно  без  четкого  по-

нимания  сущности  основных  понятий  науки:  теории,  методологии, 
метода и методики. 

Наиболее  завершенной  формой  научного  знания  выступает  тео-

рия, которая дает предметные знания о мире, в наиболее обобщенном, 
формализованном виде представляет объект. 


background image

 

5

Теория (от греч. theoria 

 рассмотрение, исследование) 

 систе-

ма  основных  идей  в  той  или  иной  отрасли  знания,  форма  научного 
знания, дающая целостное представление о закономерностях и суще-
ственных связях объекта исследований
. 

Изучение  закономерностей,  выявление  существенных  связей  и 

формализация  составляют  содержание  теоретических  методов  иссле-
дования. 

Методология (метод и …логия) – учение о структуре, принципах 

построения, формах и способах научного познания. 

Методология исследований включает структуру научных направ-

лений, методы и порядок организации исследования. Вместе с тем это 
и  общий  принцип,  руководящий  всей  стратегией  исследования.  Если 
теория направлена на получение знаний о самой действительности, то 
методология 

 на процесс получения знаний. Между теорией и мето-

дологией сохраняется отношение цели и средства.  

С методологией тесно связано понятие научного подхода, кото-

рый  характеризуется  использованием  представлений  и  моделей  за 
пределами определенной науки. Как указывает В. С. Преображенский, 
среди  методологий  частных  наук  становятся  научными  подходами 
лишь  те  из  них,  которые  раскрывают  способы  получения  новой  ин-
формации и могут составить суть подхода как явления самостоятель-
ного, более широкого, чем методология собственно конкретной науки. 

Метод (от греч methodos 

 путь исследования) – способ дости-

жения  какой-либо  цели,  решения  конкретной  задачи;  совокупность 
приемов или операций практического и теоретического освоения (по-
знания) действительности. 

Теория  познания  на  уровне  философского  обобщения  говорит  о 

методе как способе построения и обоснования системы философского 
знания. Важнейшим общенаучным методом выступает материалисти-
ческая диалектика, законы и основные положения которой 

 о всеоб-

щей  связи  явлений,  движении  как  важнейшем  свойстве  материи, 
единстве  и  борьбе  противоположностей,  переходе  количественных 
изменений  в  качественные,  отрицании  отрицания 

  составляют 

методологическую основу современной науки.  

Дальнейшим  развитием  диалектического  метода  является  сис-

темный подход, имеющий общенаучное значение. Системный подход 
рассматривает  объект  в  его  внутренних  и  внешних  взаимосвязях, 
представляет его как структурную часть более крупного целого и как 
совокупность  более  мелких  структурных  частей.  С  материалистиче-