ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.05.2019
Просмотров: 2723
Скачиваний: 9
1
Н. В. Гагина, Т. А. Федорцова
МЕТОДЫ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Курс лекций
МИНСК
БГУ
2002
2
УДК 550.8
ББК 26.3
Г12
Р е ц е н з е н т ы:
кафедра физической географии Белорусского государственного
педагогического университета им. М. Танка;
заведующий научно-исследовательской лабораторией экологии
ландшафтов
Белорусского
государственного
университета,
доцент, кандидат сельскохозяйственных наук В. М. Яцухно;
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
Белорусского государственного университета
Гагина Н. В., Федорцова Т. А.
Г12
Методы геоэкологических исследований: Курс лекций /
Н. В. Гагина, Т. А. Федорцова.
Мн.: БГУ, 2002. 98 с.
ISBN 985-445-
В курсе лекций рассматриваются направления геоэкологических
исследований природных и природно-хозяйственных геосистем на ба-
зе методов физической и экономической географии.
Предназначено для студентов географического факультета спе-
циальности 25 00 36 «Геоэкология».
УДК 550.8
ББК 26.3
ISBN 985-445-
© Гагина Н. В., Федорцова Т. А., 2002
© БГУ, 2002
3
ВВЕДЕНИЕ
Многообразие форм воздействия человека на географическую
среду, их динамизм, масштабность и интенсивность проявления, а
также осознание социально-экологической значимости такого воздей-
ствия, приводят к выдвижению вопросов взаимодействия природы и
общества в ряд актуальных проблем современности.
Геоэкологические исследования находятся на этапе своего актив-
ного развития и направлены на решение этих вопросов в рамках изу-
чения географических систем «природа
хозяйство общество» на
основе комплексных физико-географических, экологических, эконо-
мико-географических и социально-экологических исследований.
В курсе «Методы геоэкологических исследований» рассматрива-
ются методы изучения географической среды и слагающих ее при-
родных, природно-антропогенных и социально-экономических терри-
ториальных геосистем на основе гуманитарно-экологического подхо-
да с целью рационального природопользования и оптимизации взаи-
модействия общества с окружающей средой.
Одной из задач курса является формирование у студентов-
географов необходимых знаний о порядке организации, методах и
приемах
геоэкологических
исследований,
включая
физико-
геоэкологические и экономико-геоэкологические направления.
В первой части курса рассмотрены основные классификации ме-
тодов физико-географических исследований и дан подробный анализ
базовых геоэкологических исследований природных и природно-
антропогенных геосистем.
Вторая часть курса посвящена анализу предмета и изучению ме-
тодов экономико-геоэкологических исследований.
Курс рассматривается как база подготовки студентов к научно-
исследовательской работе. Даются основы самостоятельной работы с
научной литературой и картографическими материалами, навыки пра-
вильного выбора и применения методов в собственных научных ис-
следованиях.
4
Ч А С Т Ь I
МЕТОДЫ ФИЗИКО-ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ
ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Основная функция научного исследования состоит в выработке и
теоретической систематизации объективных знаний о действительно-
сти. Научное исследование включает деятельность по получению но-
вого знания, а также ее результат
сумму знаний, лежащих в основе
научной картины мира.
Целью научных исследований, включающих фундаментальные и
прикладные направления, является описание, объяснение и предска-
зание на основе открытых законов, процессов и явлений действитель-
ности, составляющих предмет изучения каждой научной дисциплины.
Научным мировоззрением и общей методологией познания объектив-
ной картины мира, наиболее общих законов развития природы и об-
щества, выступают диалектический и исторический материализм.
Теория познания, или гносеология, являющаяся составной частью
диалектического материализма говорит о признании принципиальной
возможности познания объективной реальности; историзме познания,
имеющего свои ступени и формы; критерием истинности наших пред-
ставлений о мире называет общественно-историческую практику,
признает активное начало субъекта познания.
Объектом научного исследования является объективная реаль-
ность, субъектом
сознание человека, отражающего реальность в
форме деятельности, языка и знаний, выработанных в ходе истории
общества, под предметом исследований понимают свойства и отно-
шения, которыми обладает объект.
1.1. Основные понятия научного исследования
Говорить о научных исследованиях невозможно без четкого по-
нимания сущности основных понятий науки: теории, методологии,
метода и методики.
Наиболее завершенной формой научного знания выступает тео-
рия, которая дает предметные знания о мире, в наиболее обобщенном,
формализованном виде представляет объект.
5
Теория (от греч. theoria
рассмотрение, исследование)
систе-
ма основных идей в той или иной отрасли знания, форма научного
знания, дающая целостное представление о закономерностях и суще-
ственных связях объекта исследований.
Изучение закономерностей, выявление существенных связей и
формализация составляют содержание теоретических методов иссле-
дования.
Методология (метод и …логия) – учение о структуре, принципах
построения, формах и способах научного познания.
Методология исследований включает структуру научных направ-
лений, методы и порядок организации исследования. Вместе с тем это
и общий принцип, руководящий всей стратегией исследования. Если
теория направлена на получение знаний о самой действительности, то
методология
на процесс получения знаний. Между теорией и мето-
дологией сохраняется отношение цели и средства.
С методологией тесно связано понятие научного подхода, кото-
рый характеризуется использованием представлений и моделей за
пределами определенной науки. Как указывает В. С. Преображенский,
среди методологий частных наук становятся научными подходами
лишь те из них, которые раскрывают способы получения новой ин-
формации и могут составить суть подхода как явления самостоятель-
ного, более широкого, чем методология собственно конкретной науки.
Метод (от греч methodos
путь исследования) – способ дости-
жения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность
приемов или операций практического и теоретического освоения (по-
знания) действительности.
Теория познания на уровне философского обобщения говорит о
методе как способе построения и обоснования системы философского
знания. Важнейшим общенаучным методом выступает материалисти-
ческая диалектика, законы и основные положения которой
о всеоб-
щей связи явлений, движении как важнейшем свойстве материи,
единстве и борьбе противоположностей, переходе количественных
изменений в качественные, отрицании отрицания
составляют
методологическую основу современной науки.
Дальнейшим развитием диалектического метода является сис-
темный подход, имеющий общенаучное значение. Системный подход
рассматривает объект в его внутренних и внешних взаимосвязях,
представляет его как структурную часть более крупного целого и как
совокупность более мелких структурных частей. С материалистиче-