ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2019
Просмотров: 3505
Скачиваний: 37
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Важнейшей особенностью современного высшего образования становится поиск
и внедрение новых образовательных подходов и технологий, позволяющих повысить
уровень обучения студентов. Одним из них, в наибольшей степени соответствующим
требованиям времени, является обучающе-исследовательский подход, цель которого
– переориентация процесса обучения на развитие творческого потенциала личности,
формирование логического, независимого, аналитического мышления. Достижение
этой цели возможно через освоение студентами навыков переработки и продуциро-
вания новых знаний на основе усвоенных методов, моделей и схем организации и
выполнения учебных работ. В этом процессе важную роль призван сыграть учебно-
методический комплекс дисциплины, одним из элементов которого является практи-
кум. Его предназначение – оказание методической помощи студентам при выполне-
нии практических, лабораторных и самостоятельных работ, при подготовке к колло-
квиуму, промежуточному зачету, экзамену, при написании контрольной или курсо-
вой работы.
Настоящий практикум по ландшафтоведению разработан с использованием обу-
чающе-исследовательского подхода, что прослеживается по всем его разделам. Так,
наиболее простые задачи ставятся в лабораторных работах, которые рассчитаны на
закрепление теоретических знаний, формирование умений и навыков. Однако ввиду
того, что лабораторные работы предусматривают индивидуальные задания, в резуль-
тате их выполнения каждый студент обладает хотя и небольшим, но собственным
материалом. Это обстоятельство учтено при разработке тематики контролируемых
самостоятельных работ, которые нацелены на развитие научного мышления, способ-
ностей анализа и синтеза полученного материала.
Практикум содержит большое количество источников информации, однако они
представлены не общим списком, а разнесены по отдельным разделам. Так, перечнем
основных литературных и картографических источников снабжены все задания для
самостоятельной работы, каждая тема для выполнения контрольной работы. Помимо
этого, список основной и дополнительной литературы приведен в учебной программе
курса «Ландшафтоведение».
Лабораторные работы и КСР сгруппированы в 4 модуля в соответствии с требо-
ваниями, предъявляемыми к учебным материалам, предназначенным для системы
дистанционного обучения (СДО) и размещенным в оболочке «eUniversity». По этим
же модулям подготовлены контрольные вопросы для промежуточного и итогового
тестирования.
4
1. КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Контролируемая самостоятельная работа – важный элемент обучающей деятель-
ности, выполняемой студентами в аудитории или во внеаудиторное время без уча-
стия преподавателя, но с условием обязательной оценки за ее исполнение.
КСР могут носить репродуктивный, реконструктивный или творческий характер.
Самые простые задачи (репродуктивного типа) предполагают единственный путь
решения, обозначенный в задании. Задачи реконструктивного типа предусматрива-
ют преобразование материала, его упорядочивание и систематизацию. Результатом
этого этапа выступает географическое описание территории, построение графиче-
ских или матричных моделей, составление аннотации к работе. Творческие задания
требуют анализа проблемной ситуации, получения новой информации с помощью
выбранных студентом самостоятельно средств и методов решения.
Контролируемая самостоятельная работа – традиционный вид учебной работы в
вузе, но в последние годы он наполнился конкретным содержанием, приобрел разно-
образные формы и методы проведения и контроля. Определилась и унифицированная
структура задания по КСР. Так, задание на КСР должно содержать следующие пунк-
ты: тема, цель, форма и методы проведения, содержание, форма контроля, ис-
точники информации.
Тема и цель работы требуют ясных, кратких, четких, недвусмысленных определе-
ний, а формулировка цели, кроме того, должна преследовать приобретение новых
знаний, умений и навыков. Важная часть КСР – форма и методы ее проведения.
Существует несколько вариантов самостоятельных письменных работ, выполняе-
мых в аудитории или в домашних условиях. Это реферативные работы, эссе, где не-
обходимо сформулировать и высказать собственную точку зрения на проблемный
вопрос; географическая характеристика территории. Студентам IV–V курсов полезно
давать задания по разработке методики собственных исследований
Географическое образование предусматривает выработку умений по составлению
тематических, оценочных, прогнозных и многих других видов карт какого-либо оп-
ределенного участка, а также производство различных картометрических работ по
имеющимся картам. Полученные таким образом данные могут использоваться для
построения графиков и моделей, в том числе с помощью компьютера. Моделирова-
ние может быть и отдельным заданием КСР, если для этого имеется достаточный
фактический материал. Кроме того, контролируемая самостоятельная работа может
проводиться с использованием интерактивных форм.
В содержательной части работы в сжатом виде дается краткий план текста или
процесс выполнения картографического задания с указанием желательного конечно-
го результата.
К настоящему моменту выработано три способа проверки работы – письменный,
устный, электронный. Наиболее эффективным видом контроля является рейтинговая
оценка, которая позволяет студенту самому ориентироваться, как его знания выгля-
дят на фоне знаний однокурсников. Рейтинговая система имеет важное воспитатель-
ное значение, заставляя студента более тщательно и вдумчиво выполнять задания
КСР.
Шкала рейтинговых оценок по курсу «Ландшафтоведение», разработанная на ка-
федре геоэкологии, приведена в таблице 1.
5
Таблица 1
Шкала рейтинговых оценок по курсу «Ландшафтоведение»
Расчетно-аналитические работы
Рейтинговая система оценок
Зачетные
баллы за
выполнение
задания
Зачетные баллы за
модуль
Суммарные рей-
тинговые оценки
Модули
Ча-
сы
Вид
занятий
Тема занятий
Ча-
сы
Мин
Макс
Мин.
Макс.
Мин.
Макс.
Лаборатор.
работа 1
Составить карту ПТК.
6
4
7
КСР 1
Дать характеристику ПТК,
проанализировать их верти-
кальное и горизонтальное
строение.
2
2
3
1 модуль.
История развития науки. Верти-
кальное и горизонтальное строение
территориальных комплексов
(ПТК).
8
Компьют.
тестиров..
По теме модуля
-
6
8
12
18
Лабор.
работа 2
Составить карту ПАК.
4
3
5
КСР 2,3
Проанализировать строение и
дать характеристику ПАК.
4
4
6
2 модуль.
Развитие представления об антропо-
генном ландшафте, строение и ха-
рактеристика природно-
антропогенных комплексов
(ПАК).
8
Комп. тести-
рование
По теме модуля
-
6
8
13
19
Лабора-
тор.работа 3
Изучить и проанализировать
структуру ПТК ландшафтно-
го района.
2
3
5
КСР 4
Характеристика ландшафт-
ного района.
2
2
3
КСР 5
Оценить антропогенную пре-
образованность урочищ
2
2
3
КСР 6
Оценка экологического со-
стояния ПТК
2
3
4
3 модуль.
Ландшафтное районирование.
Ландшафтно-экологические иссле-
дования.
8
Комп. тести-
рование
По теме модуля
5
8
15
23
40
60
6
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ЛАБОРАТОРНЫХ И КОНТРОЛИРУЕМЫХ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Модуль 1
1.1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1 (6 часов)
Тема. Составить карту природных территориальных комплексов (ПТК)
Цель работы: приобретение навыков работы с топографической картой и други-
ми источниками информации, формирование умений выделения природных террито-
риальных комплексов в ранге урочищ.
Материалы: топографическая карта масштаба 1:50 000 с нанесенными на нее
точками, ксерокопия этой карты, простые и цветные карандаши.
Работа рассчитана на углубление знаний о вертикальном и горизонтальном строе-
нии ландшафта, который представляет собой сложный природный территориальный
объект и характеризуется: 1) наличием природных компонентов; 2) наличием более
мелких ПТК, образующих соподчиненную систему; 3) сложной системой взаимосвя-
зей между компонентами и между ПТК. Расположение, порядок компонентов и при-
родных территориальных комплексов внутри ландшафта называют его строением.
Различают вертикальное (порядок компонентов) и горизонтальное (порядок ПТК)
строение ландшафта.
Горизонтальное строение ландшафта изменяется в зависимости от масштаба ра-
бот, в связи с чем различают локальный, региональный и планетарный уровни иссле-
дований. На локальном уровне горизонтальное строение ландшафта представлено
комплексами, образующими соподчиненную систему морфологических единиц, ко-
торые принято разделять на основные и промежуточные. К основным относятся
ландшафт, урочище, фация; к промежуточным – местность, сложное урочище, поду-
рочище. Масштаб имеющихся на географическом факультете учебных топографиче-
ских карт (1:25 000 – 1:50 000) позволяет использовать их как основу для составления
карты урочищ и местностей.
Урочище по Н.А. Солнцеву есть ПТК, связанный с выпуклыми или вогнутыми
мезоформами рельефа и представляющий закономерно построенную систему гене-
тически, динамически и территориально связанных фаций или их групп. Из опреде-
ления урочища очевидно, что структура урочища зависит от характера мезоформ
рельефа, генетических особенностей территории, почвенного и растительного покро-
ва. Следует подчеркнуть, что при однородных геологических и гидрогеологических
условиях лимитирующим фактором выделения урочищ служат мезоформы рельефа –
камовые или моренные холмы, балки, овраги, ложбины стока, карстовые западины и
т. д.
Рассмотрим поэтапно, как собрать и обобщить всю эту информацию.
Определение мезоформы рельефа следует начинать с изучения имеющейся у ка-
ждого студента крупномасштабной топографической карты с нанесенными на ней
точками наблюдений (рис. 1). Необходимо внимательно проанализировать абсолют-
ные отметки и рисунок горизонталей на участке, где расположены точки наблюде-
ния, и для каждой из них определить мезорельеф. Так, точки, лежащие на абсолют-
ных высотах 150–200 м, следует относить к равнинным территориям и присваивать
7
им соответствующие названия (например, плосковолнистые равнины, волнистые
равнины и т. д.), а точки с абсолютными высотами более 200 м – к возвышенностям.
Именно к такой ступени высот приурочены обычно камовые и моренные холмы и
гряды.
Рис. 1. Фрагмент топографической карты с точками наблюдений
Для определения генезиса каждого участка следует обратиться к сведениям, по-
мещенным в табл. 2. В название почвенной разновидности включены сведения о ти-
пах четвертичных отложений, на которых формируются те или иные почвы. Это мо-
гут быть, например, моренные суглинки, водно-ледниковые пески, озерно-
ледниковые глины и т. д. Характер рельефа в сочетании с типом отложений определяет
происхождение того участка, на котором стоит точка. В результате такой анализ по-
зволяет выявить геолого-геоморфологические особенности урочища и произвести за-
пись полученных результатов. Для этого в рабочую тетрадь выписываем номера всех
обозначенных на карте точек и возле каждой из них фиксируем название формы ме-
зорельефа и ее генезис. Анализ рис.1 позволяет сделать следующую запись:
т. 42 – моренный холм;
т. 46 – плосковолнистая лессовая равнина;
т.19 – холмисто-волнистая водно-ледниковая равнина;
т. 61 – ложбина стока (генезис не указывается).
Однако для определения урочища полученных сведений недостаточно, т. к. их
следует дополнить характеристикой биоты. Поэтому следующими этапами являются:
определение почвенных разновидностей, названия которых по всем точкам со-
держатся в табл. 2;
определение растительных группировок, названия которых по всем точкам со-
держатся в табл. 3. При этом из всего набора растительных сообществ отбираем с