Файл: Практикум по ландшафтоведению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2019

Просмотров: 3505

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ 

 

Важнейшей особенностью современного высшего образования становится поиск 

и внедрение новых образовательных подходов и технологий, позволяющих повысить 
уровень обучения студентов. Одним из них, в наибольшей степени соответствующим 
требованиям времени, является обучающе-исследовательский подход, цель которого 
– переориентация процесса обучения на развитие творческого потенциала личности, 
формирование  логического,  независимого,  аналитического  мышления.  Достижение 
этой цели возможно через освоение студентами навыков переработки и продуциро-
вания  новых  знаний  на  основе  усвоенных  методов,  моделей  и  схем  организации  и 
выполнения учебных работ. В этом процессе важную роль призван сыграть учебно-
методический комплекс дисциплины, одним из элементов которого является практи-
кум. Его предназначение – оказание методической помощи студентам при выполне-
нии практических, лабораторных и самостоятельных работ, при подготовке к колло-
квиуму,  промежуточному  зачету,  экзамену,  при  написании  контрольной  или  курсо-
вой работы. 

Настоящий  практикум  по  ландшафтоведению разработан  с  использованием обу-

чающе-исследовательского подхода, что прослеживается по всем его разделам. Так, 
наиболее  простые  задачи  ставятся  в  лабораторных  работах,  которые  рассчитаны  на 
закрепление теоретических знаний, формирование умений и навыков. Однако ввиду 
того, что лабораторные работы предусматривают индивидуальные задания, в резуль-
тате  их  выполнения  каждый  студент  обладает  хотя  и  небольшим,  но  собственным 
материалом.  Это  обстоятельство  учтено  при  разработке  тематики  контролируемых 
самостоятельных работ, которые нацелены на развитие научного мышления, способ-
ностей анализа и синтеза полученного материала. 

Практикум  содержит  большое  количество  источников  информации,  однако  они 

представлены не общим списком, а разнесены по отдельным разделам. Так, перечнем 
основных  литературных  и  картографических  источников  снабжены  все задания  для 
самостоятельной работы, каждая тема для выполнения контрольной работы. Помимо 
этого, список основной и дополнительной литературы приведен в учебной программе 
курса «Ландшафтоведение». 

Лабораторные работы и КСР сгруппированы в 4 модуля в соответствии с требо-

ваниями,  предъявляемыми  к  учебным  материалам,  предназначенным  для  системы 
дистанционного обучения (СДО) и размещенным в оболочке «eUniversity». По этим 
же  модулям  подготовлены  контрольные  вопросы  для  промежуточного  и  итогового 
тестирования. 

 
 
 
 
 


background image

 

 

1. КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 

 

Контролируемая самостоятельная работа – важный элемент обучающей деятель-

ности,  выполняемой  студентами  в  аудитории  или  во  внеаудиторное  время  без  уча-
стия преподавателя, но с условием обязательной оценки за ее исполнение. 

КСР могут носить репродуктивный, реконструктивный или творческий характер. 

Самые  простые  задачи  (репродуктивного  типа)  предполагают  единственный  путь 
решения, обозначенный в задании. Задачи реконструктивного типа предусматрива-
ют  преобразование  материала,  его  упорядочивание  и  систематизацию.  Результатом 
этого  этапа  выступает  географическое  описание  территории,  построение  графиче-
ских  или  матричных  моделей,  составление  аннотации  к  работе.  Творческие  задания 
требуют  анализа  проблемной  ситуации,  получения  новой  информации  с  помощью 
выбранных студентом самостоятельно средств и методов решения. 

Контролируемая  самостоятельная  работа  –  традиционный  вид  учебной  работы  в 

вузе, но в последние годы он наполнился конкретным содержанием, приобрел разно-
образные формы и методы проведения и контроля. Определилась и унифицированная 
структура задания по КСР. Так,  задание на КСР должно содержать следующие пунк-
ты:  тема,  цель,  форма  и  методы  проведения,  содержание,  форма  контроля,  ис-
точники информации. 

Тема и цель работы требуют ясных, кратких, четких, недвусмысленных определе-

ний,  а  формулировка  цели,  кроме  того,  должна  преследовать  приобретение  новых 
знаний, умений и навыков. Важная часть КСР – форма и методы ее проведения. 

Существует несколько вариантов самостоятельных письменных работ, выполняе-

мых в аудитории или в домашних условиях. Это реферативные работы, эссе, где не-
обходимо  сформулировать  и  высказать  собственную  точку  зрения  на  проблемный 
вопрос; географическая характеристика территории. Студентам IV–V курсов полезно 
давать задания по разработке методики собственных исследований 

Географическое образование предусматривает выработку умений по составлению 

тематических, оценочных, прогнозных и многих других видов карт какого-либо оп-
ределенного  участка,  а  также  производство  различных  картометрических  работ  по 
имеющимся  картам.  Полученные  таким  образом  данные  могут  использоваться  для 
построения графиков и моделей, в том числе с помощью компьютера. Моделирова-
ние  может  быть  и  отдельным  заданием  КСР,  если  для  этого  имеется  достаточный 
фактический  материал.  Кроме  того,  контролируемая  самостоятельная  работа  может 
проводиться с использованием интерактивных форм. 

В  содержательной  части  работы  в  сжатом  виде  дается  краткий  план  текста  или 

процесс выполнения картографического задания с указанием желательного конечно-
го результата. 

К настоящему моменту выработано три способа проверки работы – письменный, 

устный, электронный. Наиболее эффективным видом контроля является рейтинговая 
оценка, которая позволяет студенту самому ориентироваться, как его знания выгля-
дят на фоне знаний однокурсников. Рейтинговая система имеет важное воспитатель-
ное  значение,  заставляя  студента  более  тщательно  и  вдумчиво  выполнять  задания 
КСР. 

Шкала рейтинговых оценок по курсу «Ландшафтоведение», разработанная на ка-

федре геоэкологии, приведена в таблице 1. 


background image

 

 

Таблица 1 

Шкала рейтинговых оценок по курсу «Ландшафтоведение» 

 

Расчетно-аналитические работы 

Рейтинговая система оценок 

Зачетные 

баллы за 

выполнение 

задания 

Зачетные баллы за 

модуль 

Суммарные рей-

тинговые оценки 

Модули 

Ча-

сы 

Вид 

занятий 

Тема занятий 

Ча-

сы 

Мин 

Макс 

Мин. 

Макс. 

Мин. 

Макс. 

Лаборатор. 
работа 1 

Составить карту ПТК. 

КСР 1 

Дать характеристику ПТК, 
проанализировать их  верти-
кальное и горизонтальное 
строение. 

1 модуль. 
История развития науки. Верти-
кальное и горизонтальное строение 
территориальных комплексов 
(ПТК). 

Компьют. 
тестиров.. 

По теме модуля 

 
 
 
 
 
 
 

12 

 
 
 
 
 
 
 

18 

Лабор. 
работа 2 

Составить карту ПАК. 

КСР 2,3 

Проанализировать строение и 
дать характеристику ПАК. 

2 модуль
Развитие представления об антропо-
генном ландшафте, строение и ха-
рактеристика природно-
антропогенных комплексов 
(ПАК).
 

Комп. тести-
рование 

По теме модуля 

 
 
 

13 

 
 
 

19 

Лабора-
тор.работа 3 

Изучить и проанализировать 
структуру ПТК ландшафтно-
го района. 

КСР 4 

Характеристика ландшафт-
ного района. 

КСР 5 

Оценить антропогенную пре-
образованность урочищ 

КСР 6 

Оценка экологического со-
стояния ПТК 

3 модуль. 
Ландшафтное районирование.  
Ландшафтно-экологические иссле-
дования. 

Комп. тести-
рование 

По теме модуля 

 

 
 
 

15 

 
 
 

23 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

40 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

60 


background image

 

 

2.  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ 

ЛАБОРАТОРНЫХ И КОНТРОЛИРУЕМЫХ 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ 

Модуль 1 

 

1.1.  ЛАБОРАТОРНАЯ  РАБОТА  1  (6 часов) 

 

Тема. Составить карту природных территориальных комплексов (ПТК) 
Цель работы: приобретение навыков работы с топографической картой и други-

ми источниками информации, формирование умений выделения природных террито-
риальных комплексов в ранге урочищ. 

Материалы:  топографическая  карта  масштаба  1:50 000  с  нанесенными  на  нее 

точками, ксерокопия этой карты, простые и цветные карандаши. 

Работа рассчитана на углубление знаний о вертикальном и горизонтальном строе-

нии ландшафта, который представляет собой сложный природный территориальный 
объект и характеризуется: 1) наличием природных компонентов; 2) наличием более 
мелких ПТК, образующих соподчиненную систему; 3) сложной системой взаимосвя-
зей между компонентами и между ПТК. Расположение, порядок компонентов и при-
родных  территориальных  комплексов  внутри  ландшафта  называют  его  строением. 
Различают  вертикальное  (порядок  компонентов)  и  горизонтальное  (порядок  ПТК) 
строение ландшафта. 

Горизонтальное  строение  ландшафта  изменяется  в  зависимости от  масштаба  ра-

бот, в связи с чем различают локальный, региональный и планетарный уровни иссле-
дований.  На  локальном  уровне  горизонтальное  строение  ландшафта  представлено 
комплексами,  образующими  соподчиненную  систему  морфологических  единиц,  ко-
торые  принято  разделять  на  основные  и  промежуточные.  К  основным  относятся 
ландшафт, урочище, фация; к промежуточным – местность, сложное урочище, поду-
рочище. Масштаб имеющихся на географическом факультете учебных топографиче-
ских карт (1:25 000 – 1:50 000) позволяет использовать их как основу для составления 
карты урочищ и местностей. 

Урочище  по  Н.А.  Солнцеву  есть  ПТК,  связанный  с  выпуклыми  или  вогнутыми 

мезоформами  рельефа и представляющий закономерно построенную систему гене-
тически, динамически и территориально связанных фаций или их групп. Из опреде-
ления  урочища  очевидно,  что  структура  урочища  зависит  от  характера  мезоформ 
рельефа, генетических особенностей территории, почвенного и растительного покро-
ва. Следует подчеркнуть, что при однородных геологических и гидрогеологических 
условиях лимитирующим фактором выделения урочищ служат мезоформы рельефа – 
камовые или моренные холмы, балки, овраги, ложбины стока, карстовые западины и 
т. д. 

Рассмотрим поэтапно, как собрать и обобщить всю эту информацию. 
Определение мезоформы  рельефа следует начинать с изучения имеющейся у ка-

ждого  студента  крупномасштабной  топографической  карты  с  нанесенными  на  ней 
точками наблюдений (рис. 1). Необходимо внимательно проанализировать абсолют-
ные  отметки  и  рисунок  горизонталей  на  участке,  где  расположены  точки  наблюде-
ния, и для каждой из них определить мезорельеф. Так, точки, лежащие на абсолют-
ных высотах 150–200 м, следует относить к равнинным территориям и присваивать 


background image

 

 

им  соответствующие  названия  (например,  плосковолнистые  равнины,  волнистые 
равнины и т. д.), а точки с абсолютными высотами более 200 м – к возвышенностям. 
Именно  к  такой  ступени  высот  приурочены  обычно  камовые  и  моренные  холмы  и 
гряды. 

 

 

Рис. 1. Фрагмент топографической карты с точками наблюдений 

 

 

Для  определения  генезиса  каждого  участка  следует  обратиться  к  сведениям,  по-

мещенным в табл. 2. В название почвенной разновидности включены сведения о ти-
пах четвертичных отложений, на которых формируются те или иные почвы. Это мо-
гут  быть,  например,  моренные  суглинки,  водно-ледниковые  пески,  озерно-
ледниковые глины и т. д. Характер рельефа в сочетании с типом отложений определяет 
происхождение того участка, на котором стоит точка. В результате такой анализ по-
зволяет выявить геолого-геоморфологические особенности урочища и произвести за-
пись полученных результатов. Для этого в рабочую тетрадь выписываем номера всех 
обозначенных на карте точек и возле каждой из них фиксируем название формы ме-
зорельефа и ее генезис. Анализ рис.1 позволяет сделать следующую запись: 

т. 42 – моренный холм; 
т. 46 – плосковолнистая лессовая равнина; 
т.19 – холмисто-волнистая водно-ледниковая равнина; 
т. 61 – ложбина стока (генезис не указывается). 
Однако  для  определения  урочища  полученных  сведений  недостаточно,  т. к.  их 

следует дополнить характеристикой биоты. Поэтому следующими этапами являются: 

определение  почвенных  разновидностей,  названия  которых  по  всем  точкам  со-

держатся в табл. 2; 

определение  растительных  группировок,  названия  которых  по  всем  точкам  со-

держатся  в  табл.  3.  При  этом  из  всего  набора  растительных  сообществ  отбираем  с