ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2019
Просмотров: 3503
Скачиваний: 37
13
Модуль 2
2.1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2 (4 часа)
Тема. Овладеть приемами составления карты природно-антропогенных комплек-
сов (ПАК).
Цель работы: выработка умений выделения ПАК в ранге урочищ с использова-
нием количественных показателей.
Материалы: фрагмент топографической карты масштаба 1:50 000,ксерокопия
карты природных территориальных комплексов (лабораторная работа 1), палетка
(10х10см), калькулятор.
В 70-х годах ХХ ст. в ландшафтоведении сформировалось новое направление, по-
лучившее название антропогенного ландшафтоведения. Основоположником этого
направления был профессор Ф.Н. Мильков. Антропогенными ландшафтами стали на-
зывать комплексы сознательно, целенаправленно созданные человеком для выполне-
ния тех или иных социально- экономических функций.
Антропогенные ландшафты принято разделять на техногенные (ТЛ) и природно-
антропогенные (ПАЛ). Последние формируются человеком с учетом ресурсного по-
тенциала природных ландшафтов для выполнения определенных социально-
экономических функций. Сельскохозяйственная, лесохозяйственная, рекреационная
и прочая деятельность сопровождается изменением главным образом биоты, но вле-
чет за собой замену природного ландшафта природно-антропогенным.
Классификация природно-антропогенных ландшафтов Беларуси предусматривает
их трехступенное ранжирование на классы, подклассы, роды. Классы ПАЛ выделя-
ются по направлению хозяйственной деятельности человека в определенных отрас-
лях народного хозяйства. По этому признаку обособлены: сельскохозяйственные,
сельскохозяйственно-лесные, лесные, рекреационные, охраняемые ПАЛ .
Таблица 5
Критерии выделения подклассов ПАЛ по структуре земельных угодий, %
а) сельскохозяйственный класс
Подклассы
Структура угодий
пахотные
пахотно-культурно-
сенокосные
лугово-
пахотные
пастбищно-лугово-
болотные
сенокосно-
пастбищные
Пашня
>
70
30 – 60
50 – 70
до 15
10
Леса
до 20
до 20
до 20
до 20
до 20
Луга
до 10
до 10
10 – 40
10
70 – 80
Болота
до 10
15 – 20
5 – 15
до 80
до 15
б) сельскохозяйственно-лесной класс
Подклассы
Структура угодий
лесополевые
сенокосно-лесополевые
пахотно-лесные
Пашня
50 – 70
до 60
20 – 50
Леса
20 – 50
25 – 50
50 – 70
Луга
до 10
10 – 30
до 10
Болота
до 10
до 10
до 10
в) лесной класс
Подклассы
Структура
угодий
лесохозяйственные
лесоболотные
Пашня
до 20
до 15
Леса
>
70
70
Болота
до 10
15 – 30
14
Подклассы ПАЛ определяются по структуре земельных угодий и указывают на
сложившиеся виды хозяйственной деятельности внутри класса. Так, подклассами
сельскохозяйственных ландшафтов являются пахотные, лугово-пахотные и др., сель-
скохозяйственно-лесных – лесополевые, пахотно-лесные и т.д.(табл. 5). Природно-
антропогенные урочища выделяются также с учетом структуры земельных угодий в
предеклах природного урочища. Название подклассов урочищ формируется по двум
преобладающим типам угодий. Различают, например, пахотные волнистой лессовой
равнины, лесополевые камовых холмов, сенокосно-пастбищные плоской поймы , се-
литебно-пахотные волнистой моренной равнины и др. ПАУ. Таким образом, набор
подклассов урочищ, как правило, шире набора подклассов ландшафтов, помещенных
в табл.5.
Выполнение лабораторной работы начинается с оцифровки каждого контура уро-
чищ на ксерокопии карты природных урочищ, выполненной самостоятельно.
Далее в рабочую тетрадь переносим таблицу 6 и приступаем к подсчету площадей
земельных угодий с помощью палетки. Завершение этой работы производится сту-
дентами самостоятельно (КСР 2).
2.2 КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2 (2 часа)
Тема. Подсчет структуры земельных угодий природных территориальных ком-
плексов в ранге урочищ.
Цель: приобретение навыков расчета количественных показателей структуры зе-
мельных угодий ПТК.
Форма и методы проведения: индивидуальная письменная работа, выполняемая
с использованием оборудования и по материалам лабораторной работы 2 (топогра-
фическая карта, оцифрованная карта контуров урочищ).
Содержание. Внимательно изучаем фрагмент топографической карты и сравни-
ваем конкретный набор имеющихся угодий с предлагаемым перечнем в табл. 6 (гр.
5–22). Перечерчиваем таблицу в рабочую тетрадь. Графы 1–4 обязательные, далее
отбираем по мере необходимости.
Для работы используем палетку. Помним, что масштаб карты 1:50
000, т.е. 1 см
2
имеет площадь 500
×
500 м (0,25 км
2
). Сначала записываем общую площадь нашего
участка в графу 1 табл. 8. Далее, используя оцифрованную карту контуров, измеряем
площадь каждого контура отдельно, и заполняем графы 2 и 3. Третью графу заполня-
ем сначала карандашом. Суммируем полученные цифры в графе 3 и сверяем резуль-
тат с показателем в графе 1. Сумма площадей контуров и площадь всего участка
должны совпадать. Если это условие соблюдено, то все показатели в графе 3 можно
записывать ручкой.
Для заполнения графы 4 надо определить долю площади каждого контура в %%
от общей площади участка. После этого приступаем к заполнению остальных граф
таблицы. Для этого на карте контуров урочищ палеткой определяем площади пашни,
лесов, лугов и т. д. по каждому контуру. Заполняем соответствующие графы (5, 7, 9,
11 и пр.) таблицы. Далее высчитываем долю каждого вида угодий в процентах от об-
щей площади контура урочища. Полученные цифры записываем в графы 6, 8, 10, 12 и
пр.
15
Таблица 6
Количественные показатели структуры земельных угодий ПТК
Общ.
пл.
Кон-
туры
Площадь кон-
тура
Пашня
Лес
Кустарник
Луг
Болото
Населен-
ный пункт
км
2
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Окончание табл. 6
Сад
Озеро,
водохранилище
Другие
Природное урочище
Природно-
антропогенное
урочище
Подкласс
ПАУ
Класс
ПАЛ
км
2
%
км
2
%
км
2
%
название
название
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Методы контроля: проверка преподавателем, рейтинговая оценка.
Основные источники информации:
1. Выполненные на лабораторных занятиях карты.
2. Марцинкевич Г.И., Ландшафтоведение. Мн., БГУ 2007.
3. Фрагмент топографической карты. Масштаб 1: 50 000.
2.1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2 (продолжение)
Тема: Разработать типологию и выполнить карту природно-антропогенных ком-
плексов.
Цель работы: приобретение навыков составления крупномасштабной карты
ПАК.
Материалы: ксерокопия топографической карты с точками, таблица 7 с запол-
ненными графами 1-22.
Для завершения работы необходимо заполнить графы 21-24 таблицы 7. Графа 21
содержит краткое (без почвенно-растительного покрова) название природных уро-
чищ в соответствии с ранее выполненной картой. В графу 23 записываем название
подкласса ПАК, определяемое по одному-двум максимальным показателям структу-
ры земельных угодий (в %) данного ПТК. Название природно-антропогенного уро-
чища составляется из сведений в графе 21 и 23. Заключительный шаг – определение
названия класса ПАК с учетом всех предыдущих данных по горизонтальной строке.
Образцы названия классов и подклассов помещены в табл. 8.
После этого необходимо провести типологию ПАК на уровне классов и подклас-
сов и разработать систему условных знаков для карты. Ввиду того, что на ней будут
показаны только классы и подклассы ПАК, по своему содержанию и оформлению
она сравнительно простая. Классы ПАК отражаются на карте методом качественного
фона, подклассы показываются штриховкой. Образец оформления карты см. на рис.
5.
16
Рис. 5. Природно-антропогенные комплексы
Условные обозначения.
Класс ПАК
Подклассы ПАК
Пахотный
1.
Сельскохозяйственный
Сенокосно-пастбищный
Лесополевой
2.
Сельскохозяйственно-
лесной
Пахотно-лесной
Лесохозяйственный
3.
Лесной
Лесопочвозащитный
2.3. КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 3 (2 часа)
Тема. Горизонтальное строение природно-антропогенных комплексов
.
Цель: приобретение навыков анализа пространственной организации и строения
природно-антропогенных комплексов.
Форма и методы проведения: индивидуальная письменная работа с построени-
ем графических моделей. Выполняется по материалам лабораторной работы 2 и кон-
тролируемой самостоятельной работы 2.
Содержание. Выполнение работы начинается с вычерчивания в рабочей тетради
табл. 8. Исходные данные для ее заполнения берутся из граф 1, 3, 32, 33 табл. 7, и ус-
ловных обозначений к карте ПАК (см. рис. 3).
17
Таблица 7
Типология природно-антропогенных комплексов по показателям структуры земельных угодий
Общ.
пл.
Площадь
контура
Пашня
Лес
Луг
Болото
Населенный
пункт
Сад
ОЗЕРО
Другие
Природное
урочище
км
2
Кон-
туры
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
Природно-
антропогенное уро-
чище
Подкласс ПАЛ
Класс ПАЛ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
10
1
0,3
3
0,26
96
0,01
1
0,02
2
плоско-
волнистой
лессовой
равнины
пахотный
плоско-
волнистой лес-
совой равнины
пахотный
сельско-
хозяйст-
венный
2
0,05
0,5
0,04
80
0,01
20
ложбины
стока
сенокосно-
пастбищный
ложбины стока
сенокосно-
пастбищ-
ный
сельско-
хозяйст-
венный
3
0,2
2
0,2
100
плоской
террасы
лесокультурный
плоской
террасы
лесокуль-
турный
лесной
4
0,5
5
0,05
10
0,3
67,6
0,01
2,4
0,07
14
0,02
4
плоской
поймы
озерно-луговой
плоской поймы
сенокосно-
пастбищ-
ный
рекреаци-
онный
5
0,04
0,4
0,03
75
0,01
25
0,01
25
плоской
поймы
болотно-
сенокосный
плоской поймы
болотно-
сенокосный
сельско-
хозяйст-
венный
7
3,2
32
1,7
56
1,1
34
0,12
3
0,15
4
0,05
1
волнистой
моренной
равнины
лесополевой
волнистой мо-
ренной равнины
лесо-
полевой
сельско-
хозяй-
ственно-
лесной
8
0,2
2
0,05
25
0,1
50
0,04
20
0,01
5
ложбины
стока
пахотно-лесной
ложбины
стока
пахотно-
лесной
сельско-
хозяйст-
венно-
лесной
9
0,2
2
0,12
60
0,08
40
волнистой
моренной
равнины
Волнистой мо-
ренной равнины
селитебно-
пахотный
селитебно-
пахотный
сельско-
хозяйст-
венный
11
0,14
1,4
0,03
21
0,11
79
волнистой
моренной
равнины
лесо-хозяйст-
венный волни-
стой моренной
равнины
лесо-
хозяй-
ственный
лесной
12
0,2
2
0,2
100
плоской
террасы
лесокультур-
ной
плоской
террасы
лесокуль-
турный
Лесной
13
0,5
5
0,05
10
0,3
67,6
0,01
2,4
0,07
14
0,02
4
плоской
поймы
озерно-
луговой пло-
ской поймы
сенокосно-
пастбищ-
ный
рекреаци-
онный