Файл: Практикум по ландшафтоведению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2019

Просмотров: 3503

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

13 

 

Модуль 2

 

2.1. ЛАБОРАТОРНАЯ  РАБОТА  2  (4 часа) 

 

Тема. Овладеть приемами составления карты природно-антропогенных комплек-

сов (ПАК). 

Цель работы: выработка умений выделения ПАК в ранге урочищ с использова-

нием количественных показателей. 

Материалы:  фрагмент  топографической  карты  масштаба  1:50  000,ксерокопия 

карты  природных  территориальных  комплексов  (лабораторная  работа  1),  палетка 
(10х10см), калькулятор. 

В 70-х годах ХХ ст. в ландшафтоведении сформировалось новое направление, по-

лучившее  название  антропогенного  ландшафтоведения.  Основоположником  этого 
направления был профессор Ф.Н. Мильков. Антропогенными ландшафтами стали на-
зывать комплексы сознательно, целенаправленно созданные человеком для выполне-
ния тех или иных социально- экономических функций. 

Антропогенные ландшафты принято разделять на техногенные (ТЛ) и природно-

антропогенные (ПАЛ). Последние формируются человеком с учетом ресурсного по-
тенциала  природных  ландшафтов  для  выполнения  определенных  социально-
экономических  функций.  Сельскохозяйственная,  лесохозяйственная,  рекреационная 
и прочая деятельность сопровождается изменением главным образом биоты, но вле-
чет за собой замену природного ландшафта природно-антропогенным. 

Классификация природно-антропогенных ландшафтов Беларуси предусматривает 

их трехступенное ранжирование на классы, подклассы, роды. Классы ПАЛ выделя-
ются  по направлению  хозяйственной  деятельности  человека  в определенных  отрас-
лях  народного  хозяйства.  По  этому  признаку  обособлены:  сельскохозяйственные, 
сельскохозяйственно-лесные, лесные,  рекреационные, охраняемые
 ПАЛ . 

 

Таблица 5 

Критерии выделения подклассов ПАЛ по структуре земельных угодий, % 

а) сельскохозяйственный класс 

Подклассы 

Структура угодий 

пахотные 

пахотно-культурно-

сенокосные 

лугово- 

пахотные 

пастбищно-лугово-

болотные 

сенокосно-

пастбищные 

Пашня 

>

70 

30 – 60 

50 – 70 

до 15 

10 

Леса 

до 20 

до 20 

до 20 

до 20 

до 20 

Луга 

до 10 

до 10 

10 – 40 

10 

70 – 80 

Болота 

до 10 

15 – 20 

5 – 15 

до 80 

до 15 

б) сельскохозяйственно-лесной класс 

Подклассы 

Структура  угодий 

лесополевые 

сенокосно-лесополевые 

пахотно-лесные 

Пашня 

50 – 70 

до 60 

20 – 50 

Леса 

20 – 50 

25 – 50 

50 – 70 

Луга 

до 10 

10 – 30 

до 10 

Болота 

до 10 

до 10 

до 10 

в) лесной класс 

Подклассы 

Структура 

угодий 

лесохозяйственные 

лесоболотные 

Пашня 

до 20 

до 15 

Леса 

>

70 

70 

Болота 

до 10 

15 – 30 


background image

 

14 

 

Подклассы  ПАЛ  определяются  по  структуре  земельных  угодий  и  указывают  на 

сложившиеся  виды  хозяйственной  деятельности  внутри  класса.  Так,  подклассами 
сельскохозяйственных ландшафтов являются пахотные, лугово-пахотные и др., сель-
скохозяйственно-лесных  –  лесополевые,  пахотно-лесные  и  т.д.(табл.  5).  Природно-
антропогенные урочища выделяются  также с учетом структуры земельных угодий в 
предеклах природного урочища.  Название подклассов  урочищ формируется по двум 
преобладающим  типам угодий. Различают, например, пахотные волнистой  лессовой 
равнины, лесополевые  камовых холмов, сенокосно-пастбищные плоской поймы , се-
литебно-пахотные  волнистой моренной  равнины и др. ПАУ. Таким образом,  набор 
подклассов урочищ, как правило, шире набора подклассов ландшафтов, помещенных 
в табл.5. 

Выполнение лабораторной работы начинается с оцифровки каждого контура уро-

чищ на ксерокопии карты природных урочищ, выполненной самостоятельно. 

Далее в рабочую тетрадь переносим таблицу 6 и приступаем к подсчету площадей 

земельных  угодий  с  помощью  палетки.  Завершение  этой  работы  производится  сту-
дентами самостоятельно (КСР 2). 

 

2.2 КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2 (2 часа) 

Тема.  Подсчет  структуры  земельных  угодий  природных  территориальных  ком-

плексов в ранге урочищ. 

Цель: приобретение навыков расчета количественных показателей структуры зе-

мельных угодий ПТК. 

Форма и методы проведения: индивидуальная письменная работа, выполняемая 

с  использованием оборудования  и  по  материалам  лабораторной  работы  2  (топогра-
фическая карта, оцифрованная карта контуров урочищ). 

Содержание.  Внимательно  изучаем  фрагмент  топографической  карты  и  сравни-

ваем конкретный набор имеющихся  угодий с предлагаемым перечнем в табл. 6 (гр. 
5–22).  Перечерчиваем  таблицу  в  рабочую  тетрадь.  Графы  1–4  обязательные,  далее 
отбираем по мере необходимости. 

Для работы используем палетку. Помним, что масштаб карты 1:50

 

000,  т.е.  1 см

2

 

имеет  площадь  500

×

500  м  (0,25  км

2

).  Сначала  записываем  общую  площадь  нашего 

участка в графу 1 табл. 8. Далее, используя оцифрованную карту контуров, измеряем 
площадь каждого контура отдельно, и заполняем графы 2 и 3. Третью графу заполня-
ем сначала карандашом. Суммируем полученные цифры в графе 3 и сверяем резуль-
тат  с  показателем  в  графе  1.  Сумма  площадей  контуров  и  площадь  всего  участка 
должны совпадать. Если это условие соблюдено, то все показатели в графе 3 можно 
записывать ручкой. 

Для заполнения графы 4 надо определить долю площади каждого контура в %% 

от общей  площади  участка.  После  этого  приступаем  к  заполнению  остальных  граф 
таблицы. Для этого на карте контуров урочищ палеткой определяем площади пашни, 
лесов, лугов и т. д. по каждому контуру. Заполняем соответствующие графы (5, 7, 9, 
11 и пр.) таблицы. Далее высчитываем долю каждого вида угодий в процентах от об-
щей площади контура урочища. Полученные цифры записываем в графы 6, 8, 10, 12 и 
пр. 

 


background image

 

15 

 

Таблица 6 

Количественные показатели структуры земельных угодий ПТК 

Общ. 

пл. 

Кон-

туры 

Площадь кон-

тура 

Пашня 

Лес 

Кустарник 

Луг 

Болото 

Населен- 

ный пункт 

км

 

км

км

км

км

км

км

км

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окончание табл. 6 

Сад 

Озеро, 

водохранилище 

Другие 

Природное урочище 

Природно-

антропогенное 

урочище 

Подкласс 

ПАУ 

Класс 

ПАЛ 

 

км

км

км

название 

название 

 

 

17 

18 

19 

20 

21 

22 

23 

24 

25 

26 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы контроля: проверка преподавателем, рейтинговая оценка.

 

Основные источники информации: 

1. Выполненные на лабораторных занятиях карты. 
2. Марцинкевич Г.И., Ландшафтоведение. Мн., БГУ 2007. 
3. Фрагмент топографической карты. Масштаб 1: 50 000. 

 
 

2.1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2 (продолжение) 

Тема: Разработать типологию и выполнить карту природно-антропогенных ком-

плексов. 

Цель  работы:  приобретение  навыков  составления  крупномасштабной  карты 

ПАК. 

Материалы:  ксерокопия  топографической  карты  с  точками,  таблица  7  с  запол-

ненными графами 1-22. 

Для завершения работы необходимо заполнить графы 21-24 таблицы 7. Графа 21 

содержит  краткое  (без  почвенно-растительного  покрова)  название  природных  уро-
чищ  в  соответствии  с  ранее  выполненной  картой.  В  графу  23  записываем  название 
подкласса ПАК, определяемое по одному-двум максимальным показателям структу-
ры  земельных  угодий  (в %)  данного  ПТК.  Название  природно-антропогенного  уро-
чища составляется из сведений в графе 21 и 23. Заключительный шаг – определение 
названия класса ПАК с учетом всех предыдущих данных по горизонтальной строке. 
Образцы названия классов и подклассов помещены в табл. 8. 

После этого необходимо провести типологию ПАК на уровне классов и подклас-

сов и разработать систему условных знаков для карты. Ввиду того, что на ней будут 
показаны  только  классы  и  подклассы  ПАК,  по  своему  содержанию  и  оформлению 
она сравнительно простая. Классы ПАК отражаются на карте методом качественного 
фона, подклассы показываются штриховкой. Образец оформления карты см. на рис. 
5. 

 


background image

 

16 

 

 

 

Рис. 5. Природно-антропогенные комплексы 

 
 

Условные обозначения. 

 

Класс ПАК 

Подклассы ПАК 

 

Пахотный 

1. 

Сельскохозяйственный 

 

Сенокосно-пастбищный 

 

Лесополевой 

2. 

Сельскохозяйственно-
лесной 

 

Пахотно-лесной 

 

Лесохозяйственный 

3. 

Лесной 

 

Лесопочвозащитный 

 
 
 

2.3. КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 3 (2 часа) 

Тема. Горизонтальное строение природно-антропогенных комплексов

Цель: приобретение навыков анализа пространственной организации и строения 

природно-антропогенных комплексов. 

Форма и методы проведения: индивидуальная письменная работа с построени-

ем графических моделей. Выполняется по материалам лабораторной работы 2 и кон-
тролируемой самостоятельной работы 2. 

Содержание. Выполнение работы начинается с вычерчивания в рабочей тетради 

табл. 8. Исходные данные для ее заполнения берутся из граф 1, 3, 32, 33 табл. 7, и ус-
ловных обозначений к карте ПАК (см. рис. 3). 

 


background image

 

17 

 

Таблица 7 

Типология природно-антропогенных комплексов по показателям структуры земельных угодий 

Общ. 

пл. 

Площадь 

контура 

Пашня 

Лес 

Луг 

Болото 

Населенный 

пункт 

Сад 

ОЗЕРО 

Другие 

Природное 

урочище 

км

Кон-
туры

 

км

км

км

км

км

км

км

км

км

 

Природно- 

антропогенное уро-

чище 

Подкласс ПАЛ 

Класс ПАЛ 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

18 

19 

20 

21 

22 

23 

24 

10 

0,3 

0,26 

96 

 

 

 

 

 

 

0,01 

0,02 

 

 

 

 

плоско- 
волнистой 
лессовой 
равнины 

пахотный 
плоско- 
волнистой  лес-
совой равнины 

пахотный 

сельско- 
хозяйст-
венный 

 

0,05 

0,5 

 

 

 

 

0,04 

80 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,01 

20 

ложбины 
стока 

сенокосно-
пастбищный 
ложбины стока 

сенокосно-
пастбищ-
ный 

сельско- 
хозяйст-
венный 

 

0,2 

 

 

0,2 

100 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

плоской 
террасы 

лесокультурный 
плоской 
террасы 

лесокуль-
турный 

лесной 

 

0,5 

0,05 

10 

 

 

0,3 

67,6 

0,01 

2,4 

 

 

 

 

0,07 

14 

0,02 

плоской 
поймы 

озерно-луговой 
плоской поймы 

сенокосно-
пастбищ-
ный 

рекреаци-
онный 

 

0,04 

0,4 

 

 

 

 

0,03 

75 

0,01 

25 

 

 

 

 

0,01 

25 

 

 

плоской 
поймы 

болотно- 
сенокосный 
плоской поймы 

болотно- 

сенокосный 

сельско- 
хозяйст-
венный 

 

3,2 

32 

1,7 

56 

1,1 

34 

 

 

 

 

0,12 

0,15 

 

 

0,05 

волнистой 
моренной 
равнины 

лесополевой 
волнистой  мо-
ренной равнины 

лесо-
полевой 

сельско- 
хозяй-
ственно-
лесной 

 

0,2 

0,05 

25 

0,1 

50 

0,04 

20 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,01 

ложбины 
стока 

пахотно-лесной 
ложбины 
стока 

пахотно-
лесной 

сельско- 
хозяйст-
венно-
лесной 

 

0,2 

0,12 

60 

 

 

 

 

 

 

0,08 

40 

 

 

 

 

 

 

волнистой 
моренной 
равнины 

Волнистой  мо-
ренной равнины 
селитебно-
пахотный 

селитебно-
пахотный 

сельско- 
хозяйст-
венный 

 

11 

0,14 

1,4 

0,03 

21 

0,11 

79 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

волнистой 
моренной 
равнины 

лесо-хозяйст-
венный  волни-
стой моренной 
равнины 

лесо- 
хозяй-
ственный 

лесной 

 

12 

0,2 

 

 

0,2 

100 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

плоской 
террасы 

лесокультур-
ной 

плоской 

террасы 

лесокуль-
турный 

Лесной 
 

 

13 

0,5 

0,05 

10 

 

 

0,3 

67,6 

0,01 

2,4 

 

 

 

 

0,07 

14 

0,02 

плоской 
поймы 

озерно-
луговой    пло-
ской поймы 

сенокосно-
пастбищ-
ный 

рекреаци-
онный