ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.06.2019
Просмотров: 383
Скачиваний: 1
(дополнительно к тому что есть на лекции)
По статьям калькуляции:
-
сырье и материалы
-
покупные комплектующие изделия, п/фабрикаты и услуги производственного характера
-
возвратные расходы
-
топливо и энергия на технологические цели
-
заработная плата производственных рабочих
-
налоги и отчисление заработной платы производственных рабочих
-
расходы на подготовку и освоение производства
-
общецеховые и общепроизводственные расходы
- содержание аппарата управления цеха и прочего производственного персонала
- амортизация и ремонт зданий и сооружений, инвентаря.
- расходы, связанные с охраной труда
- расходы, связанные с испытаниями, исследованиями и т. п.
- прочие расходы.
-
общехозяйственные расходы (административно – накладные расходы)
- расходы на управление предприятием
- канцелярские расходы
-общехозяйственные (НИОКР, подготовка и набор кадров, экологический налог, налог на заработную плату, земельный налог)
-
общезаводские, накладные расходы, земельный налог
- брак
- потеря материалов
-
внепроизводственные и коммерческие расходы
По способу включения в себестоимость:
-
прямые (связаны с производством конкретных видов продукции)
-
косвенные (связаны с производством различных видов продукции и включены в себестоимость согласно установленных пропорций)
По периодичности:
-
текущие
-
единовременные
По времени:
-
текущие (возникают в данный период и относятся на себестоимость данного периода)
-
расходы будущих периодов (осуществляются в данном периоде, но относятся на себестоимость продукции будущего периода)
-
предстоящие (еще не возникли, но по которым уже резервируются средства, которые относятся на себестоимость продукции данного периода)
По отношению к объему производства:
-
условно – переменные издержки
- прогрессивные
- регрессивные
- пропорциональные
-
условно – постоянные
- абсолютно – постоянные (остаются постоянными в определенных пределах и при расширении производственных мощностей)
- скачкообразно – постоянные (увеличиваются с каждым новым введенным объектом производственных мощностей)
По эффективности:
-
производительные (расходуются на производство продукции установленного качества)
-
непроизводительные (являются средством и недостатком технологического процесса и организации производства).
Тема 8: Производственная программа предприятия
-
Понятие, структура и показатели производственной программы
-
Производственные мощности и их определение
-
Методика составления производственной программы
I.
Производственная программа предприятия – документ, который определяет объем продукции в плановом периоде, соответствующий предъявленным требованиям по номенклатуре, ассортименту и качеству.
Основой формирования производственной программы может быть:
-
государственный заказ,
-
заказы потребителей,
-
потребительский спрос.
Производственная программа включает:
-
расчет объема производства продукции,
-
обоснование предполагаемого объема производства производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами.
Показатели производственной программы:
-
натуральные,
-
трудовые – не всегда сопоставимы в динамике,
-
стоимостные.
Структура производственной программы:
1. План производства продукции в натуральном или условно-натуральном выражении.
Содержит показатели выпуска продукции, определяющие номенклатуру, ассортимент и качество в физических единицах.
2. План производства продукции в стоимостном выражении.
Содержит следующие показатели:
-
товарная продукция – стоимость готовой продукции, полученная в результате производственной деятельности предприятия, а так же стоимость законченных работ и услуг, предназначенных для реализации на сторону (капитальный ремонт и изделия для него, произведенные собственными силами).
ТП=П*И+Yj
-
реализованная продукция – стоимость продукции, оплаченная покупателем.
РП=ТПОГПОНП
-
валовая продукция – весь объем выполненных работ предприятием за определенный период.
ВП=ТП+НП+И, где
НП – изменение остатков незавершенного производства,
И – изменение остатков инструментов, приспособлений за рассматриваемый период.
-
чистая продукция – объем вновь созданной стоимости на предприятии.
ЧП=ОТ+ОСН+Приб, где
ОТ – оплата труда,
ЧП=РП-МатЗ-Ам-ПрЗ, где
МатЗ – материальные затраты,
Ам – амортизация,
ПрЗ – прочие затраты.
-
условно-чистая продукция – характеризует вновь созданную продукцию с учетом амортизации.
УЧП=ОТ+ОСН+Приб+Ам,
УЧП=РП-МатЗ-ПрЗ.
II.
Производственная мощность –
Факторы, учитываемые при определении производственной мощности:
-
количество и производительность оборудования, его качество, состав, уровень износа;
-
степень прогрессивного использования техники и технологий;
-
качество сырья, материалов и своевременная их поставка;
-
уровень специализации и организации производства и труда;
-
фонд времени.
Планирование производственных мощностей – подразумевает определение следующих параметров:
-
Входная производственная мощность – это мощность на начало рассматриваемого периода по наличному оборудованию,
-
Выходная производственная мощность – это мощность на конец периода с учетом ввода и выбытия оборудования.
t′ – время в течении которого производственные мощности функционировали на конкретном предприятии,
t′′ – время в течении которого производственные мощности не функционировали,
t′′′ – количество полных месяцев с проведения оптимизирующих организационных мероприятий до конца года.
3.Степень освоения проектных мощностей:
-
время освоения производственных мощностей – время со дня подписания акта приемки в эксплуатацию оборудования до устойчивого выпуска продукции планируемого объема.
-
уровень освоения (коэффициент использования) – это устойчиво достигнутый на определенный момент коэффициент, определяемый по следующей формуле:
, где
ОПф – фактически достигнутый объем производства,
ОПном – проектная мощность.
-
объем производства продукции в период освоения.
Расчет производственных мощностей осуществляется по мощностям ведущих структурных подразделений предприятия (цеха, участка, станка) с учетом мер по ликвидации “узких мест” и возможностей кооперации производства.
Ведущий цех (участок, линия и т.д.) – объекты на которых выполняются основные, наиболее трудоемкие процессы и операции по изготовлению изделий или полуфабрикатов.
“Узкое место” – не соответствие производственных мощностей отдельных цехов, участков, агрегатов к возможностям ведущего оборудования.
При определении производственных мощностей учитывается:
1. Имеющиеся оборудование и площади,
2. Передовая организация производства,
3. Применение полноценного сырья,
4. Применение наиболее совершенных инструментов и приспособлений,
5. Режим работы предприятия.
Последовательность расчета производственных мощностей предприятия:
1. Определение производственных мощностей агрегатов и групп технологического оборудования:
непрерывное производство - ПМа′=Фпл*W
дискретное (прерывистое) производство -
2. Определение производственных мощностей участков и цехов:
ПМу=ПМа*k*n.
3. Определение производственных мощностей предприятия.
Пример:
При выпуске неоднородной продукции на одном и том же оборудовании расчет ведут на основе наборного комплекта изделий. В случае если производство индивидуальное или мелкосерийное, то производственные мощности определяются по укрепленной номенклатуре. Укрепление осуществляется путем приведения различных показателей производственных мощностей к единому показателю, характеризующему объем выпуска изделия представителя. В случае если на предприятии имеется большое количество неоднородного оборудования, то определение производственных мощностей предприятия в целом осуществляется на основании ведущего оборудования или ведущего структурного подразделения для чего могут строиться диаграммы производственных мощностей предприятия.
III.
Этапы разработки производственной программы:
-
Анализ выполнения плана производства,
-
проверить выполнение производственных (плановых) показателей по всем характеристикам,
-
выявить причины, влияющие на выполнение плана,
-
разработать мероприятия по использованию резервов,
-
осуществить анализ:
-
структуры и объема производства,
-
процент выполнения плана,
-
рентабельности,
-
качества;
-
-
-
На основе анализа разрабатываются следующие мероприятия:
-
создание новой и повышение качества существующей продукции,
-
внедрение программных технологий,
-
совершенствование управления и организации производства,
-
экономия ресурсов,
-
мероприятия, связанные с обновлением основного капитала;
-
-
Анализ портфеля заказов:
-
анализ спроса, предъявляемый через собственную торговую сеть, объем индивидуальных заказов потребителя, а также заявки дилеров и оптовых покупателей,
-
на основании вышеприведённых сведений, прогнозов изменения емкости рыночных и планируемых мероприятий в области ФОСТИС, осуществляется формирование ассортимента и номенклатуры планируемой к выпуску продукции,
-
определяется общий объем поставок в стоимостном и натуральном выражении,
-
детализируется график поставок,
-
определяются планируемые финансовые показатели портфеля заказов;
-
-
Уточненный и детализируемый расчёт денежных мощностей, цель которых – определить, существует ли возможность у предприятия удовлетворить портфель заказа с имеющимися мощностями на предприятии;
-
Планирование выпуска продукции:
-
выбирается продукция с максимальным удельным весом в структуре,
-
ассортимент пересчитывается на один вид продукции,
-
определяется объём производства с учетом изменения складских запасов,
-
анализируется использование производственных мощностей,
-
определяется необходимое их увеличение в плановом периоде,
-
уточняется возможный объем производства, исходя из имеющихся в распоряжении производственных мощностей,
-
в случае превышения показателей производственной программы величины производственных мощностей делается предложение, связанное с использованием кооперированных поставок изменения в организации и управлением производством либо обновление его материально-технической базы,
-
в случае превышения производственных мощностей над показателем производственной программы рассматриваются варианты участия предприятия в кооперативных поставках,
-
определяется баланс производственных мощностей и конкретизируется производственная программа предприятия.
-
Тема 9: Прибыль и рентабельность
I. Сущность, функции и виды прибыли.
II. Формирование и распределение прибыли предприятия.
III. Рентабельность как показатель эффективности деятельности предприятия.
I.
Прибыль – это часть вновь созданной стоимости, а также обобщающий показатель деятельности предприятия, характеризующий ее эффективность.
Основные функции прибыли:
-
Результативность
-
Финансирующая
-
Стимулирующая
Определяется прибыль как размер превышения доходов предприятия над его текущими расходами.
ДОХОД ПРЕДПРИЯТИЯ ВКЛЮЧАЕТ:
-
Выручку от реализованной продукции
-
Операционные доходы (плата за пользование имуществом предприятия, полученные % платежи, связанные с тем, что предприятие может владеть ценными бумагами, может кредитовать другие предприятия.)
-
Внереализационные доходы (безвозмездно полученные средства; различные полученные штрафы, пени, неустойки; задолженности, срок исковой давности по которой истек, ∑ дооценки имущества, излишки имущества, выявленные при инвентаризации.
РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ВКЛЮЧАЮТ:
-
Затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг.
-
Операционные расходы
-
Внереализационные расходы (спонсорская помощь, передача средств в рамках благотворительной помощи, социальная поддержка, неустойка, пени, штрафы, которые платили мы, убыток от списания просроченной задолженности, потери связанные с чрезвычайными происшествиями.)
Виды прибыли:
-
Нормальная – min прибыль, которая необходима для удержания предприятия в определенной отрасли.
-
Min прибыль – тот уровень прибыли, обеспечивающий min эффективность деятельности предприятия по сравнению с другими вложениями капитала.
-
Экономическая – это разница между доходом предприятия и экономическими издержками.
Издержки могут быть как явные (бухгалтерские) так и неявные.
-
Бухгалтерия – это разница дохода и явных издержек.
-
Операционная (маржа) – это разница между выручкой предприятия и переменными издержками.
См. дополнительные источники
III.
Эффективность – уровень результативности в сопоставлении с осуществляемыми затратами.
Виды эффективности:
-
абсолютная – определяется для анализа и оценки общеэкономических результатов, эффективности производства на различных уровнях за определенный период времени и в динамике.
-
относительная – используется для обоснования преимущества, какого- либо варианта задач или отбора из наиболее перспективного варианта деятельности предприятия.
Рентабельность – это показатель, выражающий соотношение прибыли с текущими издержками либо каким-нибудь другим показателем, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
ПОКАЗАТЕЛИ
Рентабельность продаж или оборота.
Рпрод.=П/Выр*100%
Рпродук.=П/Себ.*100%
Рпр-ва=П/ОПФ+НОС*100%
ОПФ – основные производственные фонды.
НОС – нормированные оборотные средства.
Росн.ф.=П/ОФср*100%
Ракт.=П/Актср*100%
Ртек.акт.=П/ТАср*100%
Рсоб.кап.=П/СК*100%
Ризделия=П’/Изд*100%
П’ – прибыль на единицу продукции.
ВНИМАНИЕ!!!
Помимо данных материалов, вынесенных на самостоятельное обучение настоятельно рекомендуется изучить источники, указанные к каждому вопросу выше
При ответе на формулы необходимо обязательно указывать расшифровку их параметров