Файл: Понятие социального обеспечения (Компонентный анализ системы социального обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) за особые заслуги (Героям СССР и РФ, участникам ВОВ и др.);

в) предоставляемые в силу иных обстоятельств (судьям, депутатам, военнослужащим и др.)

6) Социальное обслуживание - «деятельность социальных служб но социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических <...> услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Различают виды социального обслуживания по характеру предоставляемых услуг: 1) стационарное обслуживание (осуществляется в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, социальных приютах); 2) полустационарное обслуживание (осуществляется в центрах социального обслуживания); 3) срочная социальная помощь; 4) социальное обслуживание на дому; 5) социально-консультативная помощь; 6) реабилитационное обслуживание.

В качестве примера реабилитационного обслуживания можно привести реабилитацию инвалидов, которая включает в себя предоставление протезно-ортопедической помощи, проведение медико-социальной экспертизы, профессиональное обучение, трудоустройство инвалидов и другие мероприятия.

В систему учреждений, осуществляющих предоставление различных видов социального обеспечения, входят территориальные управления социальной защиты, управления Пенсионного фонда РФ, центры социального обслуживания, дома-интернаты, протезно-ортопедические предприятия и другие.

7) Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов как вид социального обеспечения становится особенно значимым в современных условиях. Государство представляет инвалидам гарантии трудовой занятости. В соответствии с ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке труда, К ним относятся:

Установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных мест для них. Организациям, независимо от форм собственности, численность которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов, но не менее трех процентов [19].

Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

Стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест, в т.ч. специальных для трудоустройства инвалидов;

Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации. Для инвалидов 1и 2 групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 34 часов в неделю с сокращением полной оплаты труда; имеют право на предоставление им отпуска без сохранения з/п продолжительностью до 2 месяцев по их желанию;


Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

Организация обучения инвалидов новым профессиям, востребованным на рынке труда;

Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, а также общественных объединений инвалидов.

8) Протезно-ортопедическая помощь инвалидам направлена на обеспечение их необходимыми протезами, личными средствами передвижения дома и на улице, а также ортрезами - аппаратами и корсетами, необходимыми для жизни. Изготовление и ремонт этих изделий осуществляется за счет федерального бюджета.

В итоге, можно сделать следующие выводы:

1) социальное обеспечение - институт современного общества; универсальная социальная технология, целью которой является поддержание социального статуса индивида, поддержание уровня жизни при наступлении объективных жизненных обстоятельств (социальных рисков). Осуществление социального обеспечения является задачей государства, которое, подобно любящему отцу, заботящемуся о своих детях, обеспечивает (от слов «печься» (заботиться), «попечение») своих граждан источниками средств к существованию, гарантирует защиту от социальных рисков (болезни, старости, инвалидности, безработицы и т.д.), поддерживает благосостояние, социальную справедливость и солидарность, смягчает общественное неравенство;

2) социальное обеспечение как общественное явление находит свои истоки в истории. Оно основывается на традициях и формах общинно-родовой помощи, княжеской благотворительности, церковного, общественного и государственного призрения;

3) в настоящее время социальное обеспечение в России базируется на значительной системе нормативно-правовых актов различного уровня и входит в структуру института социальной защиты населения;

4) современное социальное обеспечение функционирует в формах социального страхования и государственного бюджетного обеспечения.

2.3 Компонентный анализ системы социального обеспечения

Основными компонентами системы социального обеспечения являются пенсии, пособия, компенсационные выплаты и социальные услуги.
В то же время выделенные компоненты можно считать подсистемой видов социального обеспечения.


Охарактеризуем компоненты по следующей схеме: понятие, признаки, виды.

Пособия по социальному обеспечению явля­ются самостоятельным видом социального обеспечения, выплачиваемым гражданам в ка­честве социальной помощи в денежной форме в установленных законодательством случаях.

Пособиям как виду социального обеспечения присущи следующие характерные признаки [20]:

а) являются материальной поддерж­кой граждан в случаях, имеющих социальную значимость;

б) имеют одноразовый либо дискретный характер выдачи;

в) выплачиваются в фиксированных зако­ном размерах (в соотношении с утраченным заработком либо в твердой сумме, либо в раз­мере, кратном официально установленной минимальной оплате труда);

г) выплачиваются безвозмездно;

д) обусловлены трудовой деятельностью либо не связаны с ней;

е) назначаются независимо от гражданства;

ж) установлены в централизованном порядке (на федеральном и ре­гиональном уровнях) и на локальном уровне и другие признаки.

Следует иметь в виду, что одно и то же пособие различным кате­гориям граждан может выплачиваться за счет разных источников. Так, пособие по беременности и родам женщинам, работающим по най­му, выдается за счет средств государственного социального страхова­ния, а женщинам, проходящим военную и некоторую другую служ­бу, — за счет бюджетных ассигнований. То же касается пособия за время отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет.

Имеющаяся в настоящее время система пособий по социальному обес­печению постоянно изменяется и дополняется новыми видами пособий.

Различают пособие-содержание, выступающее как средство сущест­вования для гражданина, и пособие-возмещение, являющееся дополни­тельной социальной помощью для гражданина, имеющего другие ис­точники существования.

Ввиду многообразия пособий их классифицируют по следующим признакам [21]:

а) предназначению;

б) субъектам (получателям), обеспечиваемым пособиями;

в) правовому регулированию (пособия, предусмотренные федераль­ным законодательством, законодательством субъектов РФ, актами орга­нов местного самоуправления, локальными нормативными актами);

г) времени выплаты (разовые и периодические, в том числе ежеме­сячные);

д) источникам финансирования.

Основной классификацией является классификация пособий по предназначению. В ней выделяют следующие виды: по временной нетрудоспособности; гражданам, имеющим детей; по безработице; по нуждаемости; на погребение.


Компенсационные выплаты по социально­му обеспечению являются одним из видов со­циального обеспечения граждан, который за­ключается в денежных выплатах (разовых и периодических), имеющих четко выражен­ный характер возмещения в случаях, предус­мотренных действующим законодательством [22].

Различают следующие виды компенсаци­онных выплат:

1) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребен­ком), состоящим в трудовых отношениях с ра­ботодателем, и женщинам-военнослужащим на период отпуска по уходу за ребенком;

2) на детей, находящихся под опекой и по­печительством в приемной семье;

3) студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантам, находящимся в академических отпусках по меди­цинским показаниям;

4) трудоспособным неработающим лицам, занятым уходом за инва­лидом I группы, престарелым или ребенком-инвалидом;

5) на питание обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

6) вынужденным переселенцам;

7) иные компенсационные выплаты по социальному обеспечению

В соответствии с федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслужи­вание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально бытовых, со­циально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению соци­альной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Основными видами социального обслуживания явля­ются: материальная помощь; социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в социальных учреждениях; предоставление временного приюта; организация дневного пребывания в учреждениях со­циального обслуживания; консультативная помощь; реабилитационные услуги [23].

Социальное обслуживание осуществляется на основа­нии обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объедине­ния.

2.4 Принцип обеспечения восстановления нарушенных прав

Принципы права социального обеспечения - это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. В принципах социального обеспечения выражена социально-экономическая основа общества и общечеловеческие ценности. Они могут приобретать форму нормативных установок, но часть их реализуется без специального нормативного оформления. К признакам принципов права социального обеспечения относит стабильный характер норм-принципов; принципы должны быть характерны гражданско-правовой действительности; они должны быть основой практической деятельности правотворческих органов, субъектов гражданского права и соответствующих юрисдикционных органов; и наконец, принципы олицетворяют объективные закономерности развития имущественных и личных неимущественных прав. Среди принципов внедоговорных обязательств ученый выделяет недопустимость причинения вреда и полное возмещение вреда. Обеспечение восстановления нарушенных гражданских прав достигается благодаря механизму гражданско-правового регулирования охранительных отношений, который состоит из следующих элементов, - это охранительные нормы, охранительные правоотношения, охранительные меры, охранительные соглашения и охранительное законодательство.


В судебной практике в мотивировочной части одного из решений также указывается на то, что одним из основных принципов гражданского законодательства является обеспечение восстановления нарушенных прав, поэтому предусмотренные меры воздействия, применяемые при нарушении гражданских прав, имеют целью восстановление имущественной сферы потерпевшего лица. ситуации (правоотношению), не находятся в развитии (мы не говорим о правотворчестве законодателя), поскольку они определены законодателем для тех или иных этапов развития правоотношения так же, как другие права и обязанности определены для последующего правоотношения. Корректнее было бы говорить не о развитии прав и обязанностей, а о развитии правоотношения или прекращении одного и возникновении нового правоотношения.

При этом все трансформации правоотношения обусловлены юридическими фактами (событиями или деяниями). В анализируемой позиции правоведов мы усматриваем противоречие с материалистическим взглядом, согласно которому общественные (фактические) отношения, "накрываемые" правом, становятся правовыми общественными отношениями или получают дополнительную характеристику правовых отношений (действительность в виде поведенческих актов или событий приобретает правовые черты и юридическое значение), а не разделяются на материальные (лежащие в основе) и надстроечные (чисто юридические). Указанные обстоятельства требуют уточнения общего взгляда на правоотношение, которое не всегда прекращается вслед за новыми юридическими фактами, но всегда включает в себя определенные факты (реакции или явления, например акты поведения в наследственном отношении) правового значения или приобретающие правовое значениее. Рассмотрим кратко эволюцию взглядов правоведов на форму правоотношения по социальному обеспечению. Анализируя принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, недвусмысленно и категорично определяют субъективные права и обязанности единственным содержанием правоотношения. Данный подход стал доминирующим в отечественном правоведении [24].

2.5 Основания возникновения, изменения и прекращения материальных правоотношений по социальному обеспечению