Файл: Понятие социального обеспечения (Компонентный анализ системы социального обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире и объемнее понятия «социальное обеспечение»; социальное обеспечение входит в систему социальной защиты населения, является ее составным элементом.

2. Формы и виды социального обеспечения

В реальной жизни социальное обеспечение существует в различных формах. Член-корреспондент РАЕН В.П. Галаганов под формой социального обеспечения понимает «способ его существования, то есть внешнее его проявление (внешний вид)» [13].

В литературе рассматриваются специфические признаки, по которым выделяется та или иная форма социального обеспечения:

а) источники и способы финансирования;

б) круг обеспечиваемых лиц;

в) виды обеспечения;

г) органы, предоставляющие обеспечение.

В зависимости от порядка формирования денежных средств выделяют организационно-правовые формы социального обеспечения:

«1) государственное социальное страхование, осуществляемое за счет страховых взносов, в размерах и порядке, определенных законодательством;

2) государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных средств, в том числе государственная социальная помощь малоимущим гражданам».

Е.Е. Мачульская и Ж.А. Горбачева определяют три организационно-правовые формы: «государственное обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь».

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова выделяют «обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет бюджетных средств; смешанную форму социального обеспечения, применяемую для определенных специальных субъектов».

В.П. Галаганов рассматривает: «а) социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования; б) социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета».

Г.В. Сулейманова выделяет также формы социального обеспечения в зависимости от способа удовлетворения потребностей: натуральную (социальное обслуживание, протезно-ортопедическая помощь инвалидам и т.д.) и денежную (пенсии, выплаты и т.д.).

2.1 Формы социального обеспечения

Первой организационно-правовая форма социального обеспечения является социальное страхование. В Федеральном законе от 16.07.99 «Об основах обязательного социального страхования в РФ» определено, что обязательное социальное страхование - это «система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных <...> социальных страховых рисков...».


Социальное страхование - это «институт социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость), места работы или дополнительных непредвиденных расходов, связанных с лечением» [14].

В формировании финансовых источников обязательного социального страхования принимают участие работающие граждане. Из зарплаты работников в обязательном порядке во внебюджетные фонды социального страхования, которые будут являться страховщиками (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования) отчисляются страховые взносы. «Эти взносы рассматриваются как отложенная часть заработка работников на свое будущее социальное обеспечение (в отдельных случаях и членов семей) в виде соответствующих пенсий, пособий, социальных услуг, медицинской помощи». Страховые взносы непосредственно уплачивают организации, предприятия, учреждения (для страхования работающего населения), а также органы государственной исполнительной власти федеральные органы и органы субъектов РФ и местного самоуправления (для страхования неработающего населения), которые носят название страхователей.

Социальное страхование осуществляется от социальных рисков -«предполагаемых событий, которые влекут за собой изменение их [граждан] социального (в том числе материального) положения». Социальными страховыми рисками являются: необходимость получения медицинской помощи, временная нетрудоспособность, трудовое увечье и профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Социальный страховой риск возникает при наступлении страхового случая - «события, в связи с которым страховщик обязан обеспечить застрахованное лицо, а последнее имеет право на данное обеспечение».

Каждому виду страхового риска соответствует определенный вид социального обеспечения по обязательному социальному страхованию. К таким видам относятся: оплата медицинской помощи; пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; пособия по временной нетрудоспособности, в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, по беременности и родам, по безработице и другие.

В настоящее время в России нет единого фонда социального страхования, за счет средств которого предоставлялись бы все виды обеспечения по обязательному социальному страхованию. Поэтому каждый внебюджетный фонд производит свои страховые выплаты: Пенсионный фонд выплачивает трудовые пенсии, Фонд социального страхования - пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и другие, Фонд обязательного медицинского страхования оплачивает расходы по медицинскому лечению. Общее руководство ими осуществляет Правительство РФ [15].


Источниками поступления денежных средств во внебюджетные фонды, являются, кроме страховых взносов, единый социальный налог, дотации федерального бюджета, штрафные санкции и другие.

Вторая организационно-правовая форма социального обеспечения - социальное обеспечение за счет бюджетных средств . Оно представляет собой «систему материального обеспечения и социального обслуживания отдельных категорий граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, и предоставления отдельных видов социального обеспечения всему населению вне зависимости от принадлежности к определенным категориям граждан за счет бюджетных ассигнований» .

Круг лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, охватывает:

1) граждан, «получающих обеспечение в связи с определенной общественно полезной деятельностью (в период которой они не подлежат обязательному социальному страхованию) при наступлении обстоятельств, признаваемых социально уважительными». К этой категории относятся, например, военнослужащие, работники милиции, ФСБ, налоговой полиции. Им выплачиваются пенсии, пособия и другие виды социального обеспечения за счет средств федерального бюджета;

2) «все население страны, обеспечиваемое определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека». Среди этих видов можно назвать такие, как социальное пособие в связи с рождением ребенка, социальное пособие на погребение, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, различные льготы, выплаты и другое. «Указанные виды социального обеспечения предоставляются любому гражданину при наступлении обстоятельств, указанных в законодательстве, и независимо от того, что он получает те или иные виды страхового обеспечения либо иные виды социального обеспечения за счет бюджетных средств».

Множество органов осуществляют финансирование социального обеспечения за счет бюджетных средств: Министерство обороны, МВД, ФСБ и другие ведомства, а также органы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, занятости, опеки и попечительства и другие.

В системе данной формы социального обеспечения выделяется подсистема - государственная социальная помощь . Она установлена федеральным законом от 17.07.99 «О государственной социальной помощи» и находится в настоящее время в стадии формирования. Ее субъектами являются «только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считаются малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов».


В последнее время в нашей стране юристами обозначается и выделяется смешанная форма социального обеспечения. Здесь «используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства» на обеспечение отдельных категорий граждан - депутатов, судей, работников прокуратуры и других. С одной стороны, они, как и все другие работающие граждане, получают обеспечение в порядке обязательного социального страхования, а с другой стороны, «учитывая особую значимость их деятельности, государство вводит для них некоторые виды обеспечения за счет бюджетных средств» (например, пожизненное денежное содержание судей, доплаты к пенсии и другие) [16].

2.2 Виды социального обеспечения

Рассмотрим виды социального обеспечения, разделив их на группы: пенсии, пособия, выплаты, льготы, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение [17].

1) Пенсия (от латинского слова pensio - платеж) - «регулярная денежная выплата в качестве материального обеспечения по старости, инвалидности, за выслугу лет, при потере кормильца и т.п.».

Современная российская пенсионная система состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения.

Обязательное пенсионное страхование финансируется за счет Пенсионного фонда РФ, куда работодатели отчисляют страховые взносы за своих работников. Этим страхованием охватываются работающие граждане и их семьи.

Государственное пенсионное обеспечение финансируется за счет бюджета государства. По нему обеспечиваются государственные служащие, военнослужащие и их семьи, а также «те граждане, которые по каким-либо причинам не заработали пенсию своим трудом, службой.

Система пенсионного обеспечения «представляет собой сложную технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев - от назначения до выплаты пенсии».

Все пенсии разделяются на «трудовые пенсии , входящие в систему обязательного пенсионного страхования, и бюджетные пенсии - по государственному пенсионному обеспечению».

Трудовая пенсия - это «регулярная (ежемесячная) денежная выплата, начисляемая гражданам в целях компенсации заработной платы или иного дохода, получаемого застрахованными лицами до установления им трудовой пенсии или же утраченного нетрудоспособными членами семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц...». Нормативно-правовой основой назначения и регулирования таких пенсий являются федеральные законы «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.01 и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.01.


Различают четыре вида трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

Право на получение бюджетной пенсии имеют [18]:

«1) лица, состоящие на федеральной государственной службе РФ;

2) лица, состоящие на военной или правоохранительной службе;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) нетрудоспособные граждане».

Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере таких пенсий, является Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.01.

Бюджетные пенсии для нетрудоспособных граждан получили название «социальные пенсии». Она устанавливается, в основном, для детей-инвалидов, инвалидов с детства, для мужчин в возрасте 65 лет и женщин - 60 лет, не имеющих права на трудовую пенсию, в том числе не накопивших соответствующего трудового стажа.

2) Пособие - это «денежная выплата, назначаемая гражданам на определенный срок с целью предоставления им утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых социально значимыми». Такими социально значимыми случаями являются, например, рождение ребенка, беременность, смерть члена семьи и другие.

По категориям лиц, имеющих право на получение пособий, различают следующие виды пособий: 1) пособия гражданам, имеющим детей; 2) пособия временно нетрудоспособным гражданам; 3) пособия безработным; 4) другие пособия (например, беженцам, детям-сиротам, социальное пособие на погребение).

3) Компенсационные выплаты (компенсации) - это «возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством». Цель таких выплат дополнительная материальная поддержка граждан в объективных социально значимых обстоятельствах вне зависимости от наличия у них какого-либо источника дохода.

По кругу лиц, имеющих право на компенсационные выплаты, выделяют компенсации: матерям, другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет; студентам, аспирантам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показаниям; неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и другие виды.

4) Льготы в социальном обеспечении рассматриваются как «предоставление особого преимущества или предпочтения отдельным категориям граждан...». Различают льготы:

а) социальные - предоставляются по социальным основаниям (малообеспеченность, старость, инвалидность и т.д.);