Файл: Адаптация ребенка к школе ( Исследование психологических факторов адаптации первоклассников ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема адаптации – одна из актуальных проблем, которая в настоящее время интенсивно исследуется на психолого-педагогическом и социально-психологическом уровнях. Актуальность выбранной темы определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией.

Цель исследования: изучить факторы адаптации к школьному обучению первоклассников. 

Объект исследования: адаптация к школе.

Предмет исследования: психологические факторы адаптации первоклассников к обучению в школе.

Гипотеза исследования: адаптация первоклассников к обучению в школе будет протекать успешнее, если применяются специально разработанные адаптационные мероприятия.

Задачи исследования:

1) Изучить психологические факторы адаптации к школьному обучению первоклассников как психолого-педагогическая проблема;

2) Изучить этапы адаптации ребенка к школе;

3) Проанализировать программу адаптации;

4) Изучить формирование урока по адаптации в школе.

Глава 1. Психологические факторы адаптации к школьному обучению первоклассников как психолого-педагогическая проблема

1.1. Состояние проблемы адаптации к школе у первоклассников в психолого-педагогической литературе

Адаптация в период поступления в школу занимает в процессе учебы наибольшую проблему. Такие авторы как Т.И. Бабаева, А. Кузнецова , Р.В. Овчарова, И.В. Дубровина, М.В. Чередов занимались изучением периода, связанного с адаптацией ребенка к школе[12, c.54].


Такие авторы как И.В. Дубровина, К.Г. Кровцов, А.А. Люблинская, А.И. Мышкис, Р.В. Овчарова., рассматривали успешный переход из дошкольных учреждений в школу, обуславливая этот момент, как социальное и физическое планирование.

А.В. Мудрик, Г.Н Мысько, К.В. Барин, считали, что адаптационный период ребенка, очень напряжённый, так как школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил [1,c.68].

А. В. Петровский определяет процесс адаптации как вид взаимодействия личности с окружающей средой, в ходе которого согласовываются и ожидания его участников. При этом автор подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды.

В работе И. А. Милославовой отмечается объективно-субъективный характер адаптации и указывается, что благодаря адаптации человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни [16, c.14].

По мнению Т. Н. Вершининой, если социальная среда активна по отношению к субъекту, то в адаптации превалирует приспособление; если же во взаимодействии доминирует субъект, то адаптация носит характер активной деятельности.

Л. В. Мардахаев, С. А. Шибаева рассматривают адаптацию как процесс, проявление и результат. Адаптация как процесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в классе). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию [16, c.15].

По мнению Б. Д. Парыгина, адаптация – часть социализации, которую он рассматривает как многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду. Процесс адаптации начинается с субъективного восприятия и оценки изменившихся условий и протекает как реакция на результат этого восприятия, что проявляется в виде попыток совладения с ситуацией, когда привычный ответ на нее невозможен. В основе приспособления человека к ситуации лежит не только субъективное восприятие, но и объективные критерии[6,c.44].

В качестве объективного критерия адаптации обычно выделяют продуктивность соответствующей деятельности, а субъективного – эмоциональное самочувствие человека, переживание им состояния равновесия или тревоги. Отмечается, что ребенок-школьник должен приспособиться к нескольким сферам жизнедеятельности: овладение навыками учебной деятельности, приобретение дружеских контактов с одноклассниками и установление доверительных отношений с учителем, формирование адекватного поведения [14, c.54].


З. Л. Шинтарь, анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, выделяет формы, знание которых позволяет реализовать идеи преемственности в работе учителя общеобразовательной школы:

1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребенка, который пошел в школу; от того, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях других факторов.

2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его «взрослости», предоставление самостоятельности и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).

3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками)[10, c.24].

Т. В. Дорожевец предлагает трехкомпонентную модель приспособления ребенка к условиям школьного обучения. По ее мнению, школьная адаптация осуществляется в трех аспектах[1,c.70]:

1) академическая, характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни (принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, познавательная активность на уроке;

2) социальная, отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу в виде принятия его одноклассниками, достаточное количество коммуникативных связей, умение решать межличностные проблемы и т. д.;

3) личностная, характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности; выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний, стремления к самоизменению[1, c.71].


Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, дети вынуждены адаптироваться к школе. Проблема в том, сколько времени процесс адаптации займет у ребенка и учителя, и каковы будут его психологические и педагогические последствия. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты. Дети «вживаются» в новые условия жизнедеятельности по-разному.

В исследовании Г. М. Чуткиной выявлено 3 уровня адаптации детей к школе[8, c.24].

1. Высокий уровень адаптации:

А) Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям;

Б) Воспринимает адекватно учебный материал и легко, глубоко и полно овладевает программным материалом;

В) Решает усложненные задачи, прилежен, внимателен;

Г) Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе;

Д) Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;

Е) Занимает в классе благоприятное статусное положение.

2. Средний уровень адаптации[8, c.25]:

А) Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний;

Б) Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно;

В) Усваивает основное содержание учебных программ.

3. Низкий уровень адаптации:

А) Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе;

Б) Нередки жалобы на нездоровье;

В) Доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно;

Г) Самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль;

Д) Систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового решения задач по образцу требуется значительная помощь учителя и родителей [8, c.27].

Таким образом, в самом распространенном значении школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе. Можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: овладение навыками учебной деятельности, формирование адекватного поведения, установление контактов с учителями и учащимися. Совместные усилия учителей, родителей и психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения[5, c.15].


1.2. Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению

Рассматривая детей поступивших в первый класс, отметим, что это самый ответственный момент в их жизни, который складывается из психологических и физических факторов. Приобретение статуса «школьник», ребенок получает сразу, а настрой на учебу часто приобретается со временем, чем дольше будет адаптироваться в школе, тем дольше займет данный процесс.

Учебная деятельность, является моментом, которая начинается после адаптационного периода, поэтому как учителю, так и родителям, нужно уделить на это время. Кроме того, адаптационный период влияет на формирование общения с одноклассниками, на раскрытие ребенка на уроке любовь к получению знаний[8, c.30].

Приступая к учебной деятельности, школьник адаптируется к условиям и правилам, школы и постепенно привыкает к ним. Для быстрой адаптации, школьнику помогает его накопленный опыт, к примеру, дети, которые ходили в детский сад, как правило, быстрее адаптируются в школе, так как в детском саду, существовал режим, которым следовали воспитатели и дети.

Из этого следует, адаптация ребенка в школе формируется через:

1) познавательный подход;

2) мотивационный подход;

3) эмоционально – волевой подход.

Для эффективной адаптации, также не обходимо формировать положительные эмоции на занятиях в школе. При этом оптимальный срок адаптации, составляет от одного до двух месяцев. Его продолжение зависит от многочисленных факторов, а уровень адаптации разделяется на три категории: высокий, средний и низкий. То есть, адаптация, является процессом с двух сторон, (школы и ребенка), где школа, не только воздействует на школьника, но школьник пытается изменить социально – психологическую ситуацию вокруг себя[5, c.18].

Для формирования адаптации к учебной деятельности, к общению с одноклассниками, главная роль принадлежит учителю. В деятельность учителя при этом входит, работа над учебной мотивации:

1) на уроке;

2) во время перемены;

3) за пределами школы, во внешкольной деятельности;

4) в общении с одноклассниками[6,c.10].

Совместные усилия педагогов, родителей, врачей, школьного психолога и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.