Файл: Адаптация ребенка к школе ( Исследование психологических факторов адаптации первоклассников ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Состояние проблемы адаптации к школе у первоклассников в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению
1.3. Влияние родителей на адаптацию первоклассников к условиям школьной среды
Глава 2. Исследование психологических факторов адаптации первоклассников к школьному обучению
2.1. Этапы адаптации ребенка к школе
Целью педагогической деятельности является создание педагогических условий, позволяющих ребенку функционировать и развиваться в школьной системе отношений. Педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе осуществляется работой психолога, социального педагога, классного руководителя, а также работой с семьей. В обеспечении комфортности обучения большую роль играют взрослые участники процесса.
Создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким.
1.3. Влияние родителей на адаптацию первоклассников к условиям школьной среды
Выделим немаловажный фактор формирования адаптации, как помощь от родителей.
Первоклассник, приходя в школу, сталкивается с новой средой, и ему нужно время, чтобы адаптироваться к ней. Можно сказать, что основное изменение в жизни первоклассника – это смена привычного образа жизни, как на физическом, так и на эмоциональном уровне. Всякая новая ситуация является для ребенка неопределенной, незнакомой, даже при условии того, что он знает о ней и его специально готовят, информируют о предстоящих изменениях[8,c. 90].
Сталкиваясь с новой обстановкой, организм ребенка мобилизуется, происходит обострение во всех слабых и трудных местах, что часто приводит к повышенной тревоге и появлению хронических заболеваний. На пути ребенка имеются определенные трудности, и задача взрослых – грамотно помочь ученику самому преодолеть их.
Адаптация к школе – это структурированный процесс, который включает в себя физиологический и социально-психологический аспекты. Изучение данной проблемы относительно младшего школьного возраста, так как именно этот период возрастного развития связан с решительными изменениями в жизни и деятельности ребенка, его общении, отношениях с другими людьми. В ситуации поступления в школу, изменения системы отношений, принятием на себя новой социальной роли проблема изучения адаптации младшего школьника становится наиболее актуальной. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи младший школьник обретает новое место и внутри семейных отношений [5,c 64].
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, может происходить ухудшения здоровья ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Из этого следует помощь родителей, также важна для адаптации, как работа учителя. Рассмотрим поэтапно моменты работы по адаптации с помощью родителей[18, c.20] (табл. 1):
Таблица 1
Этапы работы по адаптации
Этап |
Обоснование |
Сбор сведений о ребенке, семье |
Для этого родителям предлагаются анкеты (приложение 1), где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь учитель анализирует данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает школьникам правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям. |
Провести работу с семьей |
Дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми), (приложение 4). Проводя беседы с родителями будущих школьников, раскрываются основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Учителя знакомят родителей с картами адаптации. |
Провести родительское собрание до приема детей в школу |
В этом принимают участие директор школы, завуч и учителя. |
После рассмотренных этапов, выявим рекомендации, которым следует исполнять учителям и родителям [18, c.24] (табл.2):
Таблица 2
Рекомендации по адаптации детей, в дошкольное образовательное учреждение
Исполнитель |
Описание рекомендаций |
Учитель |
- любите детей и относитесь к ним как к своим; - помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка; - приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам; - необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение; - проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня школы, с требованиями к ребенку; - по возможности посетите семью ребенка, узнайте о привычках и интересах детей; - проводите родительские собрания до поступления детей в школу. |
Родители |
- любите своего ребенка таким, какой он есть; -разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном; - установите четкие и определенные требования к ребенку; - не устраивайте для ребенка множество правил; - каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное; - поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы; - чаще хвалите ребенка; - интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в школе; - помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения; - прислушивайтесь к советам учителя в период адаптации детей к условиям школы; - посещайте открытые уроки. |
Таким образом, совместная деятельность учителя и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Глава 2. Исследование психологических факторов адаптации первоклассников к школьному обучению
2.1. Этапы адаптации ребенка к школе
Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя и родителей [5, c.62].
В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:
- личность педагога
- коллектив одноклассников
- новый режим дня
- ограничение двигательной активности
- новые обязанности[8, c.98].
Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования. И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно:
- неуспеваемость;
- нежелание что-то делать;
- негативизм;
- демонстративность;
- лень.
Адаптация первоклассников делится на 3 этапа[10,c.16]:
1) Ребёнок впервые приходит в школу. Обычно, педагогический персонал уже знаком с проблемой адаптации малышей и старается провести оптимальную профилактическую работу в этом направлении, а именно:
- знакомят детей со школой и её территорией;
- совершенствуют крупную и мелкую моторику ребёнка;
- проводят спортивные занятия;
- развивают общий интеллект;
- работают с детьми с целью сохранения эмоционального равновесия и психического здоровья ребёнка [10, c.18].
2) Ребёнок адаптируется непосредственно в школе.
Этот этап — сложный и ответственный для детей и их родителей. Он длится полгода с момента первого звонка, в которое входит:
- оказывать педагогическую поддержку первоклассникам;
- выявлять и учитывать индивидуальные особенности и возможности учеников при построении учебного процесса;
- консультировать родителей по проблеме адаптации к школе, содействовать им в выработке тактики общения с детьми.
3) Учитель или психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации. Этот этап прорабатывается во втором семестре первого класса с целью выявления и устранения проблем учебного процесса, возникающих в связи со сложностью общения отдельных детей и другими школьными трудностями. Работа происходит в направлениях:
- диагностика психического здоровья ребёнка;
- коррекционно-развивающая работа с учениками, которые испытывают трудности;
- консультирование школьным психологом учителей и родителей по вопросам обучения и общения;
- отслеживание результатов адаптации первоклассников.
2.2. Программа адаптации
Адаптация ребенка в школе составляется с помощью трех программ:
1) психологическая;
2) физиологическая;
3) социальная [3, c.102].
Окружив ребенка поступившего в школу, любовью, поможет ему избежать таких негативных моментов, как стресс при учебной деятельности. Кроме этого важно составить режим дня для первоклассника, и не отменять дневной сон, к которому ребенок привык из детского сада. Сон, поможет восстановить силы после учебы, поэтому так важно, чтобы дети по возможности не ходили в продленку, а шли домой после школы. Также не объемлемой задачей родителей, является разговор с ребенком о важности общения с одноклассниками.
Далее рассмотрим подробно программу адаптации:
1) Психологическая готовность первоклассника направлена на формирование удовольствия хождения в школу и выполнения домашнего задания, а также делятся дома событиями из школы. Если школьник ведет себя иначе, это говорит, о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Это сигнал к тому, чтобы родители помогли первокласснику быстрее освоиться[15,c.10].
Для адаптации важна доброжелательная спокойная атмосфера в семье. Ребенку надо помнить отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.
Рассмотрим рекомендации по психологической адаптации школьника:
1. Любить ребенка и выслушивать его;
2. Сформировать высокую самооценку у ребенка, хвалить за его успехи;
3. Ценить ребенка;
4. Родителям следует узнавать, как прошел день в школе у ребенка;
5. Проводить время после школы родителям с детьми;
6. Не наказывать физически детей;
7. Понимать какой характер у ребенка, и находить индивидуальный подход.
8. Давать ребенку самостоятельно собираться в школу, контролируя целесообразно.
9. Поощрять ребенка за успехи в учебной деятельности;
10. Стимулировать к учебной деятельности.
2) Физиологическая. В данный период адаптации, ребенок испытывает стресс при поступлении в школу. Анализируя статистику в медицине, каждый год среди первоклассников, есть дети, которые сильно худеют уже за 1 четверть учебы, у других поднимается давление или симптомы усталости. То есть в данный период ребенок чаще болеет и испытывает стрессы.
Прежде чем упрекнуть ребёнка в том, что он ленится и отлынивает от выполнения учебных обязанностей, вспомните, какие у него проблемы со здоровьем. Ничего сложного – просто будьте внимательны к своему ребенку.
Дадим рекомендации родителям для быстрой адаптации, с физиологической стороны:
1. Формировать новый режим дня постепенно;
2. Следить за отдыхом ребенка дома, формировать смену деятельности.
3. Включить занятия спортом в деятельность ребенка;
4. Следить за осанкой ребенка;
5. Следить за освещением рабочего стола ребенка;
6. Следить за питание ребенка, не забывать включать в рацион овощи и фрукты.
7. Активизировать двигательную активность;
8. Следить за сном, который должен составлять 9,5 часов;
9. Стараться меньше давать ребенку сидеть за компьютером или просмотром телевизора[9,c.19].
10. Формировать самостоятельность ребенка во всех аспектах жизни.
3) Социальная. Данная адаптация, проходит сложнее у тех детей, которые не ходили в детских сад, так как не привыкли к режиму, к общению со сверстниками. В дошкольных учреждениях дети проходят процесс социализации, которые формирует у него навыки коммуникации и уяснения способов построения отношения в группе. В школе, как правило, учитель не уделяет внимание социальной адаптации. Поэтому здесь необходима помощь родителей. Для этого родителям нужно:
А) обращать внимание с кем общается его ребенок;
Б) помогать советами в проблемах ребенка;
В) подсказывать, как преодолеть конфликтные ситуации с одноклассниками;
Г) ходить на родительские собрания, где учитель сообщает все проблемы ребенка, в том числе и его поведение с одноклассниками[12, c.80].