Файл: Адаптация ребенка к школе ( Исследование психологических факторов адаптации первоклассников ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель - ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребёнка в школе. Как правило, учитель для ученика - высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определённых правил поведения и деятельности получения знаний. Ученики, как правило, очень хорошо понимают это. Но есть дети «не готовые» к школе, не умеющие понять условность отношений учителя и ученика. Такой ребёнок может сказать учителю в ответ на его замечание: «Я не хочу учиться, мне неинтересно». С таким ребёнком отстоять своё «Я» бывает довольно трудно. В таких случаях бесполезно приказывать, наказывать, ведь нужно завоевать доверие и уважение ребёнка; поэтому важно проявить терпение, доброжелательность, расположить к себе ученика, попробовать серьёзно, «по - взрослому», поговорить с ним наедине[18,c.20].

Особое значение в отношениях учителя и учеников, и учеников между собой на первом начальном этапе обучения имеет оценка учителем успехов и неудач в процессе учёбы. Психология восприятия ребёнком оценки его деятельности - в конечном счёте, является оценкой его личности в целом. Всё это свидетельствует о большой ответственности учителя за ту оценку, которую он даёт каждому ребёнку, и, несомненно, повышает требования к педагогу, к технике его общения с детьми.

Сейчас в практике школьного обучения на начальном этапе (в процессе адаптации) не должны использоваться отметки для оценки успехов первоклассников[17,c14].

Заключительной частью адаптацией на уроке, является организация классного коллектива. Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать.

Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе. Некоторые долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко и неуютно, на перемене играют в сторонке или жмутся к стенке. В формировании отношений между детьми, на этом сложном для каждого ребёнка этапе вхождения в новый для него коллектив, важную роль играет учитель. Именно он должен познакомить ребят друг с другом, может быть что-то о каждом рассказать, создать атмосферу общей работы сотрудничества, взаимопонимания.


Ребёнок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников; ведь ему очень необходимо их оценка, их отношение, каждому малышу хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребёнок. Испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. И здесь чрезвычайно велика роль учителя. В школе чаще всего дети смотрят друг на друга глазами учителя. Поэтому отношение учителя к ребёнку - своего рода индикатор отношений к нему и его одноклассникам, А от негативного отношения учителя ребёнок страдает вдвойне: учитель' относится к нему «плохо», и так же относятся к нему дети: поэтому лучше избегать отрицательных оценок поведения ученика, и его школьных успехов[7, c.108].

У некоторых учителей с первых дней выделяются «любимчики», они раздают и собирают тетради, ведут учёт замечаний, выполняют другие «личные» поручения учителя. Дети всё это видят. Происходит расслоение класса, которое не способствует установлению дружеских взаимоотношений между всеми учащимися. Учитель должен поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. Важная цель воспитательной работы в первые месяцы пребывания ученика в школе - привить ему чувство, что класс, школа не является чуждой ему группой людей. Это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей.

Заключение

Адаптация ребенка к школе, является ключевым моментом для формирования учебной деятельности первоклассника. В качестве объективного критерия адаптации обычно выделяют продуктивность соответствующей деятельности, а субъективного – эмоциональное самочувствие человека, переживание им состояния равновесия или тревоги.

Адаптация первоклассников делится на 3 этапа:

1) Ребёнок впервые приходит в школу.

2) Ребёнок адаптируется непосредственно в школе.

3) Учитель или психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации.

Далее был рассмотрен урок по адаптации детей в школе, состоящий из четырех частей:

1) формирования правил поведения детей на уроке;

2) формирования адаптации с помощью групповой работы;

3) организация, обратной связи с учителем и оценка, успехов и неудач первоклассников в адаптационный период;

4) организация классного коллектива.

Список литературы


  1.  А. С. Галанов, А. И. Кузнецова, Подготовка к школе ребенка от 5 до 7 лет (комплект из 5 книг): — Санкт-Петербург, Робинс, 2012 г.- 142 с.
  2.  Анна Красницкая, Готовимся к школе. Прописи, раскраски, узоры, штриховка и другие упражнения: — Санкт-Петербург, Попурри, 2012 г.- 72 с.
  3.  В. Бирюков, А. Черницкий, Детский сад и подготовка к школе: — Москва, Эксмо, 2013 г.- 192 с.
  4.  Джон Готтман, Джоан Деклер, Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей: — Санкт-Петербург, Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.- 288 с.
  5.  Е. А. Грудненко, Психологическая готовность ребенка к школе: — Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013 г.- 176 с.
  6.  Е. В. Меттус, О. С. Турта, А. В. Литвина, Я готовлюсь к школе. Портфолио дошкольника: — Санкт-Петербург, Учитель, 2012 г.- 48 с.
  7.  Е. Г. Речицкая, Е. В. Кулакова, Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе. Учебное пособие: — Москва, Владос, 2014 г.- 200 с.
  8.  Е. П. Николаева, Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. Конспекты занятий: — Москва, Детство-Пресс, 2014 г.- 96 с.
  9.  Елена Бортникова, Проверяем готовность ребенка к школе. Для детей 6-7 лет. Тетрадь 1: — Москва, Литур, 2012 г.- 32 с.
  10.  И. В. Лапина, Адаптация детей при поступлении в школу. Программа. Психолого-педагогическое сопровождение. Комплексные занятия: — Москва, Учитель, 2013 г.- 128 с.
  11.  Ирина Скворцова, Развиваем речь ребенка. Для детей 4-5 лет: — Санкт-Петербург, Олма Медиа Групп, 2014 г.- 96 с.
  12.   Н. М. Липская, И. М. Мальцева, С. В. Пятак, Т. В. Сорокина, Годовой курс подготовки к школе. Для одаренных детей 6-7 лет: — Санкт-Петербург, Эксмо, 2013 г.- 320 с.
  13.  О. А. Новиковская, Моя книга подготовки к школе (+ наклейки): — Москва, АСТ, 2013 г.- 96 с.
  14.  О. И. Крупенчук, Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе: — Москва, Литера, 2013 г.- 208 с.
  15. Пятак С.В., Мальцева И.М., Речь и письмо. Проверяем готовность к школе: — Москва, Эксмо, 2012 г.- 32 с.
  16.  С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина, Математика. 6-7 лет. Проверяем готовность к школе: — Санкт-Петербург, Росмэн, 2014 г.- 96 с.
  17.  Т. В. Игнатьева, Тренировочные вопросы для проверки готовности ребенка к школе. В 2 частях. Часть 1: — Москва, Экзамен, 2014 г.- 32 с.
  18.  Т. В. Игнатьева, Тренировочные вопросы для проверки готовности ребенка к школе. В 2 частях. Часть 2: — Москва, Экзамен, 2014 г.- 32 с.

Приложение

Анкета готов ли ваш ребенок к школе?

1) Какое настроение у ребенка дома чаще всего?

- уравновешенное – 1 балл;

- неустойчивое – 2 балла;