Файл: Право осужденных на личную безопасность (Обеспечение личной безопасности осужденных).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из рапорта начальника оперативного отдела ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по <адрес> Колобова Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у осужденной Наумовой Л.Н. сложилась конфликтная ситуация с другими осужденными ФКУ ИК-18, которая может привести к совершению преступления в исправительном учреждении в отношении осужденной Наумовой Л.Н. В связи с тем, что осужденная Наумова относится к категории осужденных – бывших сотрудников правоохранительных органов, которые содержатся в единственном отряде в учреждении и возможности перевода в другой отряд осужденной Наумовой, с целью предотвращения конфликтной ситуации, в условиях ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по <адрес>, не имеется.

Согласно заключения начальника оперативного отдела ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по <адрес> Колобова Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ, полагавшего, что служебная проверка по факту перевода осужденной Наумовой Л.Н. в безопасное место закончена, необходимо ее содержать в безопасном месте до устранения угроз ее жизни и здоровью, либо принятия решения об этапировании в другое исправительное учреждение для дальнейшего отбывания наказания.

Постановлением начальника ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по <адрес> Усольцева Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ осужденная Наумова Л.Н. в целях обеспечения личной безопасности переведена в безопасное место - в камеру ШИЗО, на девяносто суток [33].

В случае безуспешности перечисленных выше мер по обеспечению личной безопасности осужденного начальником ИУ принимается решение о его переводе в другое ИУ в установленном порядке (переводе лиц, угрожающих личной безопасности осужденного). Осужденные, содержащиеся в безопасном месте, несут обязанности в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает раздельное содержание лиц, осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях (ст. 80 УИК РФ). Однако здесь сделан акцент на содержании осужденных по половому, возрастному признакам, на изоляции друг от друга впервые осужденных и неоднократно, при опасном рецидиве и т.д. Это в некоторой степени служит обеспечением безопасности защищаемых лиц. Но в полном объеме эта работа проводится в соответствии с требованиями режима в исправительных учреждениях. В зависимости от их вида законом и нормативными актами установлен порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 82 УИК РФ). Осуществление этого порядка состоит в обеспечении охраны и изоляции осужденных, постоянном надзоре за ними, исполнении обязанностей, предусмотренных законодательством, реализации прав, а также личной безопасности.


В систему мер, обеспечивающих соблюдение режимных требований в исправительных учреждениях, входит и проведение оперативно-розыскной деятельности, основанной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (ст. 84 УИК РФ). Первостепенной задачей, выполняемой в пределах своей компетенции оперативным аппаратом исправительного учреждения, является наряду с другими обеспечение личной безопасности осужденных. Исключительный перечень осуществляемых оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренный ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [5], позволяет при реализации этих норм устанавливать лиц, которым может угрожать опасность, а также тех лиц, от кого она исходит.

Осуществление защиты лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, предусмотрено всей системой уголовно-исполнительного законодательства, определяющей условия отбывания наказания в исправительных учреждениях. И сам режим содержания в значительной мере обеспечивает безопасность осужденного. Надзор, осуществляемый в колониях, должен способствовать контролю администрации за действиями отбывающих наказание, предупреждению и пресечению незаконных действий в отношении защищаемого лица со стороны других осужденных [12, 14]. Соответствующие ведомственные нормативные акты определяют надзор в колонии как систему мер, направленных на обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения изоляции, а также безопасности осужденных и персонала.

В частности, надзор в колонии включает: постоянное наблюдение за поведением осужденных в местах их размещения и работы с целью предотвращения и пресечения совершения ими преступлений, других правонарушений и нарушений порядка отбывания наказания; обеспечение выполнения осужденными правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, своих прав и обязанностей; осуществление установленного пропускного режима между объектами, контроль за соблюдением осужденными порядка передвижения, ношения предусмотренной формы одежды; проведение проверок наличия осужденных; осмотров территорий жилых и производственных зон, изъятие запрещенных предметов; контроль за поведением осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя и проживающих за пределами колонии; контроль за соблюдением персоналом и лицами, посещающими колонию, установленного порядка взаимоотношений с осужденными; патрулирование по прилегающей к колонии территории во взаимодействии с сотрудниками милиции и представителями общественности и т.д.


Таким образом, при отбывании наказания в виде лишения свободы осуществляется комплекс мер, одной из основных целей которого является и обеспечение безопасности осужденных.

В 2004 г. дополнительно был принят Федеральный закон № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [4], который указал в качестве лиц, подлежащих охране со стороны государственных правоохранительных органов, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, их защитников и законных представителей, осужденного, оправданного, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено.

Согласно указанному Федеральному закону в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; 3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 4) переселение на другое место жительства; 5) замена документов; 6) изменение внешности; 7) изменение места работы (службы) или учебы; 8) временное помещение в безопасное место; 9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое (ст. 6).

Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

Рассмотрим пример из судебной практики.

Толкачев В.В. обратился в Белокалитвинский городской суд Ростовской области с заявлением об обеспечении его личной безопасности на период отбывания наказания в местах лишения свободы.

Постановлением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 13 января 2017 года Толкачеву В.В. отказано в применении мер безопасности.

Толкачев В.В. действительно являлся свидетелем по уголовному делу в отношении ФИО5, которое было рассмотрено по существу, и обвинительный приговор вступил в законную силу. Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что Толкачев В.В. в заявлении не указал данных, свидетельствующих о наличии реальной угрозы со стороны осужденных, совместно с ним отбывающих наказание.


Кроме того, утверждения осужденного о том, что в исправительной колонии ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, где ему надлежит отбывать наказание, существует реальная угроза его жизни и здоровью, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными и не обоснованными кроме как его личными опасениями, которые в настоящее время ничем не подтверждены, в связи с чем, не являются основанием применения мер безопасности.

Толкачевым В.В. не представлено доказательств того, что существует реальная угроза его жизни и здоровью, в связи с дачей им показаний по уголовному делу в отношении ФИО5

Отказывая Толкачеву В.В. в удовлетворении ходатайства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что достаточных и достоверных данных о наличии реальной угрозы убийства заявителя, совершения над ним насилия, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, а также, что он обращался к сотрудникам ФСИН России за обеспечением своей личной безопасности, однако ему в этом было отказано – Толкачевым В.В. не приведено и из представленных материалов не усматривается, в связи с чем, отсутствуют основания для применения в отношении осужденного мер безопасности. Не приведено заявителем таких данных о существовании реальной угрозы его жизни и здоровью и суду апелляционной инстанции [34].

Конечно, при обеспечении безопасности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы или заключенных под стражу при избрании меры пресечения, не все названные виды защиты могут быть осуществлены. Тем не менее, принятие рассматриваемого Закона и соответствующих ведомственных нормативных актов позволило направить дополнительные силы и средства на обеспечение безопасности осужденных и подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. И эта деятельность ФСИН России будет совершенствоваться в дальнейшем.

Заключение

С учетом изложенного можно сделать следующие выводы.

Феномен безопасности человека приобрел в современном мире значение фундаментальной ценности. Безопасность - одно из основополагающих условий существования человека, его естественное право, основанное на коренной потребности чувствовать себя и быть в безопасности.

Обеспечение безопасности прав и законных интересов осужденных – комплексный институт, состоящий из совокупности действий должностных лиц, основанных на нормах уголовно-процессуального, оперативно-розыскного и ведомственного законодательства, включающий в себя правовые и организационные меры безопасности осужденных, вовлекаемых в сферу уголовного судопроизводства в качестве потерпевших, свидетелей, обвиняемых и подозреваемых при расследовании преступлений в пенитенциарных учреждениях.


Право на личную безопасность осуждённых при исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы на современном этапе представляется как их естественное, базисное право, гарантируемое международным и российским законодательством, обеспечивающее отсутствие опасностей и их прогрессивное развитие, путем реализации прав, свобод и законных интересов.

Главными принципами обеспечения личной безопасности осужденного являются:

  1. Эффективность. Осуществление надзора за осуждёнными предполагает активное использование самых разнообразных – материальных, людских, финансовых и других – ресурсов. Надзор в местах лишения свободы, как и любая полезная деятельность людей, должна осуществляться сознательно, целенаправленно, эффективно.
  2. Установление приоритетов. Решение принимается в зависимости от значимости задач, т. е. при осуществлении надзора персоналу мест лишения свободы рекомендуется выполнять задачи, исходя из важности, актуальности.

Таким образом, при расследовании пенитенциарных преступлений необходимо соблюдение безопасности, прав и законных интересов осужденных. При выполнении вышеизложенного деятельность органа дознания будет считаться эффективной.

Однако зачастую в местах лишения свободы по-прежнему вне поля зрения персонала остаются угрозы психического и сексуального насилия, право на уважение физической, духовной и моральной неприкосновенности, пренебрежение основными потребностями личности. Такое положение дел не отвечает реалиям сегодняшнего дня и происходящим процессам реальной действительности в обществе в целом и пенитенциарной сфере в частности. Назрела необходимость перехода на более высокую ступень развития. Следствием этого должно быть изменение содержания права на личную безопасность осуждённых и его представление в более развитой форме. При таком подходе граждане должны быть полностью защищены от различного вида угроз, обладать возможностью полноценного развития в условиях лишения свободы.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.// Российская газета.- 2009.- № 4831.
  2. Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными. Приняты в г. Женеве 30.08.1955 // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. - С. 290-311.
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 2. – Ст. 198.
  4. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 34. Ст. 3634.
  5. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»// Российская газета», N 160, 18.08.1995.
  6. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»// СЗ РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 2.
  7. Приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 № 44930)// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.12.2016.
  8. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р // СПС «Консультант Плюс».
  9. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // ВСНД РФ и ВС РФ. - 1992. - № 15. - Ст. 769.