Файл: Право осужденных на личную безопасность (Обеспечение личной безопасности осужденных).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Действует приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности. Так, в деятельности ИУ для реализации этого принципа существует целый перечень мероприятий: проведение обысково-досмотровых мероприятий, постановка осужденных на профилактический учет, регламентация распорядка дня в ИУ, проведение воспитательной работы с осужденными, инструктажи по технике безопасности на производстве, вакцинация осужденных, профилактика технического оборудования и т.д.

Взаимодействие государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности является одним из принципов. Так, в целях личной безопасности осужденных ФСИН России взаимодействует с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Любое направление деятельности ИУ направлено на безопасность учреждения и осужденных. Оперативно-режимная, производственно-хозяйственная, воспитательная, тыловая и иные службы ИУ, а также отдельные органы государственной власти, правоохранительные органы и общественность прямо или косвенно обеспечивают безопасность.

Усеев Р.З. делит задачи обеспечения безопасности на три группы: реализуемые оперативно-режимными службами учреждений (в сфере охраны; в сфере режима и надзора; в сфере оперативной работы; в сфере инженерно-технического обеспечения надзора и охраны, реализуемые иными службами учреждений (в сфере воспитательной и социальной работы с осужденными; в сфере психологической работы; в сфере тылового обеспечения; в сфере проектирования, строительства, ремонта и реконструкции объектов ИУ; в сфере охраны здоровья и медицинского обеспечения; в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия в ИУ; в сфере привлечения осужденных к труду; в сфере получения осужденными общего и профессионального образования; в сфере социально-правовой защиты персонала ИУ; создание персоналу условий для несения службы (работы); в сфере собственной безопасности, реализуемые органами государственной власти, правоохранительными органами и общественностью [30, 18].

Думается, что взгляд на безопасность (обеспечение безопасности) в уголовно-исправительной системе, понятие, задачи, принципы, объекты и субъекты должен трансформироваться и, прежде всего, расширяться. В сегодняшних реалиях деятельности исправительных учреждений невозможно соотносить безопасность исключительно с режимом в учреждении либо с чрезвычайными ситуациями. Представляется, что в перспективе научное сообщество, исследующее пенитенциарное дело, должно выработать парадигму безопасности (обеспечения безопасности) обвиняемых и УИС в целом.


2. Обеспечение личной безопасности осужденных

2.1. Право осужденных на безопасность: понятие и сущность

В современной юридической науке с известной долей условности можно выделить по крайней мере три подхода к осмыслению сущности феномена права на безопасность в аспекте конституционно-правового регулирования статуса личности. Согласно одной точке зрения право на безопасность позиционируется как совершенно самостоятельное субъективное право, которое должно быть обозначено в конституции государства наравне с такими фундаментальными правами, как право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни [19, 20]. Второй подход предполагает понимание права на безопасность в более узком смысле: здесь оно интерпретируется в качестве одного из правомочий, вытекающих из более широкого по смыслу конституционного права и свободы. Наконец, третий подход предполагает более комплексное осмысление феномена права на безопасность, при котором оно увязывается не с одним, а с несколькими конституционными правами и свободами [15, 53].

Право на безопасность регулируется в законодательных актах как дифференцированно, с учетом специфики того или иного вида общественных отношений, так и интегративно. Так, статья 13 УПК РФ гарантирует право осужденных на личную безопасность. В данной статье предписывается, что при возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности.

Безопасность личности - правовой институт, включающий нормы, относящиеся к разным отраслям права, в том числе уголовно-исполнительного. Слово «безопасность» используется в УИК РФ в терминологическом словосочетании «меры безопасности», которое можно трактовать только в одном значении - как средство защиты от имеющейся опасности в виде угроз убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества или иными опасными противоправными деяниями в отношении лиц, вовлеченных в уголовно-исполнительные правоотношения. Несмотря на то, что в исследованиях, посвященных категории «безопасность личности», не сложилось единой позиции по ее определению, относительно рассматриваемой сферы данная категория не являлась предметом каких-либо дискуссий, обеспечение безопасности личности до недавнего времени отождествлялось с применением мер безопасности.


Содержание общеупотребительного слова «безопасность», образованного от прилагательного «безопасный», толкуется словарями через динамическую антиномию и интерпретируется как отсутствие опасности либо состояние без опасности: «2. Состояние, при к-ром не угрожает опасность, есть защита от опасности [24, 81]. В свою очередь, слову «опасность» словари устанавливают довольно неопределенные границы: что-либо, какое-либо, что-нибудь: «Опасность - 1) Отвлеч. сущ. по знач. прил.: опасный. 2) Возможность чего-л. опасного, какого-л. несчастья, вреда» [24, 453].

Безопасность, напротив, представляет собой состояние высокой степени уверенности в постоянстве окружающего материального и социального мира, ощущения стабильности онтологических рамок повседневности как нормы, отсутствия рисков, связанных с утратой предсказуемости бытия.

На законодательном уровне понятие безопасности было сформулировано в 1992 г. в Законе РФ «О безопасности» [9]. Статья 1 названного Закона определяла безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, то есть понятие «безопасность» определялось с точки зрения состояния системы. В последующем, при принятии действующего Закона «О безопасности» [6], законодатель отказался от соответствующей дефиниции.

Таким образом, феномен безопасности человека приобрел в современном мире значение фундаментальной ценности. Безопасность - одно из основополагающих условий существования человека, его естественное право, основанное на коренной потребности чувствовать себя и быть в безопасности. Только чувствуя себя в безопасности, человек может нормально существовать, жить, развиваться. Безопасность личности, являясь естественным и неотъемлемым правом, как и любое другое естественное право, нуждается в обеспечении (охране и гарантировании) государством.

Между тем в теории уголовного права существует и другой подход к применению термина «безопасность личности» - он используется в контексте права на свободу и личную неприкосновенность. В исследованиях, посвященных ст. 5 Европейской конвенции, «the right to security» вопреки официальному переводу текста Конвенции авторы переводят как «право на свободу и безопасность личности» [11]. Последнее, безусловно, стало калькой для появившейся в отечественных публикациях соответствующей категории.

Закрепляя в ст. 13 УИК РФ право осуждённых на личную безопасность, законодатель рассматривает его гораздо шире, чем только право на жизнь и здоровье. Деление на конституционное и отраслевое законодательство обусловлено особым социальным содержанием конституционных прав и свобод, наивысшим уровнем их юридического оформления, местом и ролью по отношению к другим правам. Потребность в изучении категории «личной безопасности» в науке уголовно-исполнительного права возникла в связи с переходом нашей страны на демократический путь развития [14, 214].


Представляется, что такие подходы к безопасности личности в условиях лишения свободы на первый план выдвигают наиболее важные интересы человека. Их удовлетворение обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности. Вместе с тем, в условиях современной стратегии безопасности представляется не совсем правильным рассматривать интересы личности через призму жизненно важных и второстепенных. Такой подход не отвечает демократической идеологии. В этой связи В.Н. Чорный [31, 27] справедливо отмечает, что категория «безопасность личности осуждённого» является комплексной гарантией, позволяющей осуждённому реализовать свои права, свободы и законные интересы в условиях лишения свободы.

Право на личную безопасность осуждённых при исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы на современном этапе представляется как их естественное, базисное право, гарантируемое международным и российским законодательством, обеспечивающее отсутствие опасностей и их прогрессивное развитие, путем реализации прав, свобод и законных интересов.

Практика исполнения уголовных наказаний показывает, что сотрудники уголовно-исполнительной системы трактуют субъективное право осуждённых на личную безопасность, как максимально допустимый уровень обеспечения их жизни и здоровья. Зачастую в местах лишения свободы по-прежнему вне поля зрения персонала остаются угрозы психического и сексуального насилия, право на уважение физической, духовной и моральной неприкосновенности, пренебрежение основными потребностями личности. Представляется, что подобное положение дел не отвечает реалиям сегодняшнего дня и происходящим процессам реальной действительности в обществе в целом и пенитенциарной сфере в частности. Назрела необходимость перехода на более высокую ступень развития. Следствием этого должно быть изменение содержания права на личную безопасность осуждённых и его представление в более развитой форме. При таком подходе граждане должны быть полностью защищены от различного вида угроз, обладать возможностью полноценного развития в условиях лишения свободы [10, 87].

Дальнейшему укреплению безопасности личности в рассматриваемой сфере будет способствовать совершенствование действующего законодательства и создание эффективного механизма его применения.

Указанные обстоятельства требуют поиска новых подходов к разрешению назревших противоречий в уголовно-исполнительной политике России в области обеспечения права на личную безопасность осуждённых к лишению свободы.


2.2. Меры обеспечения безопасности осужденных

Много сил сотрудники ФСИН России прикладывают к обеспечению безопасности подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, и осужденных к лишению свободы.

Так, ст. 10 УИК РФ закрепляет, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 [7] утверждены правила перевода осужденного в безопасное место.

При возникновении угрозы личной безопасности осужденного со стороны других осужденных и иных лиц он вправе обратиться с устным или письменным заявлением к администрации ИУ, которая обязана незамедлительно принять меры по обеспечению его личной безопасности. Начальник ИУ либо лицо, его замещающее, по такому заявлению либо по собственной инициативе принимает решение о переводе в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.

Помимо других помещений в этих целях могут быть использованы камеры ШИЗО, ПКТ и ЕПКТ.

Перевод такого лица в безопасное место производится по постановлению начальника ИУ на срок не свыше 90 суток, в случаях, не терпящих отлагательства, - дежурного помощника начальника ИУ до прихода начальника ИУ либо лица, его замещающего, но не более чем на 24 часа. В выходные и праздничные дни дежурный помощник начальника ИУ может продлить срок содержания в безопасном месте еще на 24 часа.

Перевод осужденного в безопасное место, в том числе в камеры ШИЗО, ПКТ и ЕПКТ, при возникновении угрозы личной безопасности осужденного со стороны других осужденных и иных лиц наказанием не является. Данный осужденный содержится в тех же условиях, в которых он отбывал наказание до перевода в безопасное место.

Так, осужденная Наумова Л.Н. обратилась с заявлением о привлечении к уголовной ответственности осужденных Хайсановой А.А. и Лукачинец С.В. по факту высказывания угроз убийством и физической расправы в ее адрес. По данному факту была проведена проверка, материалы направлены в полицию. Кроме того, Наумовой Л.Н. составлены заявления на имя начальника ФКУ ИК-18 о привлечении нескольких осужденных к дисциплинарной ответственности за нарушение правил внутреннего распорядка. О наличии данных заявлений осужденным Хайсановой А.А. и Лукачинец С.В. стало известно, в связи с чем возникла конфликтная ситуация, вплоть до физической расправы над Наумовой Л.Н., что могло привести к совершению преступления в ИУ в отношении последней.