Файл: Право осужденных на личную безопасность (Обеспечение личной безопасности осужденных).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Безопасность в уголовно-исполнительной системе России
1.1 Права осужденных: новые направления государственной политики
1.2. Принципы и значение безопасности в уголовно-исполнительной системе
2. Обеспечение личной безопасности осужденных
2.1. Право осужденных на безопасность: понятие и сущность
Введение
Масштабная реформа уголовно-исполнительной системы, начатая в 2010 г., актуализировала проблему научного моделирования содержания и этапов различных отношений и процессов в пенитенциарной системе [26, 6]. Это во многом затронуло вопросы безопасности осужденных, которые остаются актуальными, поскольку изоляция личности по-прежнему вызывает множество дискуссий и споров [29, 25].
В настоящее время осуществляется разработка нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), который, как предполагается, должен будет в большей степени, чем действующий, обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов осужденных к уголовным наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, а также подготовить осужденных к наказаниям, связанным с изоляцией от общества, к жизни на свободе после их освобождения.
Таким образом, тема курсовой работы имеет большую практическую и теоретическую значимость.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования права осужденных на личную безопасность.
Предметом курсовой работы являются нормы права об обеспечении безопасности осужденных.
Целью работы является исследование наиболее важных проблем теоретического и практического характера, связанных с правом осужденных на личную безопасность.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
- проанализировать новые направления государственной политики в сфере прав заключенных;
- рассмотреть принципы и значение безопасности в уголовно-исполнительной системе;
- исследовать право и сущность права осужденного на личную безопасность;
- выявить меры обеспечения безопасности осужденных.
Методологическую основу работы составляют применяемые в юридической науке и смежных с ней других науках методы исследования: формально-логический, диалектический, метод сравнительного анализа, социологический, сравнительно-правовой и некоторые иные.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ 1993 г., Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ, Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» и др.
Теоретическая основа работы представлена научными трудами: Андреева Л.А., Белик В.Н., Воробьев Д.С., Минкина Н.И., Усеев Р.З., Чорный В.Н. и др.
1. Безопасность в уголовно-исполнительной системе России
1.1 Права осужденных: новые направления государственной политики
Анализ Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [8] (далее - Концепция) позволяет выделить главное стратегическое направление современной государственной политики в этой сфере - эффективность работы уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), выраженную прежде всего в изменениях социальной и психологической работы с осужденными.
В связи с принятием Концепции ученые стали активно обсуждать проблему гармонизации уголовно-исполнительной политики. Так, по мнению П.В. Тепляшина, необходимо согласование отечественных норм уголовно-исполнительного законодательства со стандартами и правилами международного пенитенциарного права [28, 61] Однако связанные между собой принципы демократизма и гуманизма исполнения наказания предполагают наличие развитого уровня экономики страны. Следует согласиться с мнением Л.Б. Смирнова о том, что многие проекты и нововведения, направленные на гуманизацию исполнения наказания, требуют соответствующего финансирования [27, 37]. Возможно, по этой причине большинство положений Концепции изложено с определенной осторожностью и в общем контексте, свойственном подобного рода документу. Провозглашенные в ней положения нуждаются в уточнении и конкретизации. Эта особенность Концепции, в свою очередь, породила дискуссию о том, насколько можно считать удачной попытку нашего законодателя заложить в ней применение институтов гражданского общества в УИС, в том числе в процессе исправления осужденных [22, 112]. Причем взаимодействие УИС с институтами гражданского общества не исчерпывается участием объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных учреждениях (ст. 23 УИК РФ).
Как известно, осужденные в их конфликтном взаимодействии могут стать источником повышенной опасности. В этом случае возникает необходимость защиты иных осужденных, сотрудников УИС, в целом общества и государства. Однако система мероприятий, предложенная в Концепции, по справедливым оценкам специалистов, преимущественно охватывает лишь техническую сторону безопасности. Это обстоятельство сохраняет актуальной проблему совершенствования охраны и безопасности в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания [17, 38]. При этом мероприятия по безопасности не исчерпываются только кадровым обеспечением УИС и уровнем подготовки работников.
Задачи, стоящие перед действующим УИК РФ в области защиты прав и свобод осужденных в свое время, были сформулированы следующим образом: «Необходимо также отметить отставание уголовно-исполнительного законодательства от повседневной практики деятельности УИС. Так, до сих пор не приняты законы об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, социальной реабилитации и адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и ряд других» [20, 9].
Действующая редакция УИК РФ 1996 г. предполагает ряд положений, имеющих непосредственное отношение к вышеуказанной деятельности. В частности, это: ч. 1 ст. 10 «Основы правового положения осужденных»; ст. 12 «Основные права осужденных», где ч. ч. 4 и 8 имеют непосредственное отношение к защите прав и свобод осужденных; ст. 15 «Обращения осужденных и порядок их рассмотрения»; а также ст. ст. 19, 20, 21, 22, 23, 24, закрепляющие контроль органов государственной власти, судебный контроль, прокурорский надзор, участие общественных организаций в осуществлении общественного контроля и порядок посещения учреждений и органов, исполняющих наказания. Статьи 89, 91, 92 закрепляют права осужденных к лишению свободы на свидания, переписку и телефонные разговоры, включая право на свидания для получения юридической помощи, и ст. ст. 158 и 160, закрепляющие права осужденных военнослужащих на свидания и переписку, включая право на свидания для получения юридической помощи.
В ч. 1 статьи 10 УИК РФ предлагается ввести в оборот понятие «государственная защита», так как это основополагающее право каждого закреплено в ст. 45 Конституции РФ и является базовым по отношению к правовой защите и личной безопасности [13, 86].
При этом необходимо выделить в самостоятельную статью особенности правового статуса осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства, так как правовой статус данных лиц отличается от лиц, обладающих общим правовым статусом.
Белик В.Н. предлагает следующую редакцию статьи, определяющей правовой статус осужденных:
«Статья 10. Правовой статус осужденных
1. Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, гарантирует их государственную защиту, предусматривающую правовую защиту и личную безопасность осужденных, обеспечивает законность применения к осужденным средств исправительного воздействия при исполнении уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.
2. При исполнении уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера осужденным гражданам Российской Федерации гарантируются их права, свободы и законные интересы с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
3. Права, законные интересы и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида уголовного наказания и иной меры уголовно-правового характера» [13, 87].
Новеллы в новом УИК РФ в области защиты прав и свобод осужденных повсеместно учитываются при разработке коллективом авторов. Как указывает В.И. Селиверстов: «Это и раскрытие в более полном объеме правового статуса осужденных с расширением гарантий их основных прав и закреплением законных интересов в качестве самостоятельного элемента правового положения лиц, отбывающих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера» [23, 12].
Таким образом, предлагаемые изменения действующей редакции УИК РФ учитывают не только положения международных норм права, но и сложившуюся отечественную правоприменительную деятельность, хотя при этом могут и не найти полной поддержки не только у членов авторского коллектива, но и у отдельных ученых-правоведов, исследующих правозащитную деятельность осужденных к уголовным наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера.
1.2. Принципы и значение безопасности в уголовно-исполнительной системе
Сегодня наука уголовно-исполнительного права, организации деятельности уголовно-исполнительной системы по-разному трактует понятие безопасности (обеспечения безопасности) уголовно-исправительной системы. Для одних ученых безопасность (обеспечение безопасности) - это защищенность каких-либо объектов [18, 45], для других ученых - обеспечение спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья сотрудников исправительных учреждений, осужденных, иных граждан, их нормального труда и отдыха, а также нормального функционирования исправительных учреждений в целом и его подразделений в частности [21, 26]. Для третьих - состояние, обеспечивающее отсутствие опасности [16, 7].
Указанные трактовки определяют безопасность исключительно как состояние. На этот счет Я.В. Бакарджиев несколько иначе подходит к пониманию безопасности (обеспечения безопасности). По мнению автора, в одном из значений безопасность следует понимать как состояние, при котором отсутствует опасность для объекта. То есть речь идет о состоянии защищенности. В другом значении автор определяет безопасность как свойство самого объекта не быть опасным для других объектов [25, 17]. Считаем такую позицию автора справедливой. Представляется, что безопасность (обеспечение безопасности) уголовно-исправительной системы (далее – УИС), а вместе с ней исправительных учреждений (далее - ИУ) не следует трактовать лишь как их состояние защищенности от чего-либо, кого-либо. В то же время УИС (ИУ) сами могут быть опасными для других объектов (человека, процессов и отношений).
Учитывая, что обеспечение безопасности ИУ есть комплекс разносторонних и всевозможных мер, стоит выделить следующие магистральные принципы обеспечения безопасности:
1) соблюдение и защита прав и свобод персонала ИУ, осужденных и иных лиц;
2) законность;
3) системность и комплексность применения государственными органами правовых, организационных, режимных, оперативных, профилактических, материально-технических, коммунально-бытовых и иных мер обеспечения безопасности;
4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
5) взаимодействие государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст. 17 Конституции РФ). Это важнейшая обязанность государства [32, 41]. Так, сотрудник ИУ, а вместе с ним и осужденный находятся под социальной и правовой защитой государства.
Законность при обеспечении безопасности ИУ находит отражение в верховенстве прежде всего закона. А при реализации этот принцип выражен в точном и неуклонном его исполнении. Так, в ИУ магистральным законом будет являться УИК РФ. Однако в отдельных сферах обеспечения безопасности ИУ будут действовать нормы других Законов (ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и т.д.). Детализация норм законов находит отражение в правилах, инструкциях, наставлениях, порядках и т.д., издаваемых Минюстом России, ФСИН России и иными федеральными органами исполнительной власти.
Системность и комплексность применения государственными органами правовых, организационных, режимных, оперативных, профилактических, материально-технических, коммунально-бытовых и иных мер обеспечения безопасности означает применение в определенном порядке, в совокупности и сочетании различных мер. Так, обезопасить (защитить) процесс исполнения наказания в ИУ от лидеров уголовно-преступной среды можно путем проведения в отношении них оперативно-режимных, профилактических, организационных мероприятий. Для этих целей могут быть привлечены не только персонал ИУ, но и представители центрального и территориального органа ФСИН России, прокуратуры, полиции, Следственного комитета России, органов безопасности и др.