Файл: Понятие государства ( Анализ сущности государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Небезынтересным является мнение Е. Т. Гайдара, который указывает на важность определения понятия «государство» следующим образом: по его словам, «весь вопрос в целях и приоритетах государства в том, что, собственно, понимать под словом “государство”».[16] Несмотря на отсутствие определенного ответа на этот вопрос, в работе «Государство и эволюция» можно проследить ход мысли автора, который полагает, что носителями государственности являются чиновники, а государство представляет собой не что иное, как аппарат государства, государственную машину. [17] Позиция специалистов сильно отличается от вышеизложенной: по мнению большинства исследователей, в качестве носителя государственности выступает сообщество граждан, народ.[18]

Точку зрения Е. Т. Гайдара разделяют некоторые отечественные исследователи, например, А. С. Ахиезер считает, что государство представляет собой профессиональный аппарат управления, выделившийся из общества.[19] Несколько иначе к вопросу подходит Э. Я. Баталов, излагая представление о государстве как о механизме принуждения человека, которое «всегда было, есть и будет оставаться до тех пор, пока оно существует как всеобщий институт цивилизации». [20]

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в современной юридической науке универсальное понятие государства так и не сформировалось. Как правило, под этим термином подразумевается одно из двух значений, каждое из которых существенно влияет на состав признаков имеющегося в виду в данном случае института. Во-первых, следует отметить представление о государстве как о государственно-организованном сообществе. Это понятие имеет как географическое, так и политическое значение, подразумевая страну с самостоятельной властью, существующую в определенных границах и, нередко, в законченный исторический период. Во-вторых, «государство» подразумевает некий аппарат государственной власти, в составе которого могут быть государственные организации, учреждения, правовые правила, принципы и традиции, общественные установления, формы реализации власти в обществе, при этом временные и географические границы в данном случае так же отчетливо очерчены.

Можно заметить очевидное сходство представленных формулировок. В обоих случаях речь идет о проявлениях публичной политической власти как власти государственной, в каждой рассматривается один из аспектов ее деятельности, однако сущность государства объясняется по-разному. Интересно отметить, что авторы большинства концепций характеризуют сущность государства через понятие публичной политической власти, которое, являясь неотъемлемым признаком, не переходит в разряд первичных по отношению к другим признакам государства.


Необходимо подчеркнуть, что сущность государства как общественного явления представляет собой совокупность взаимосвязанных внутренних и внешних сторон и аспектов целей и задач государства, а также и деятельности по их реализации. Этим и объясняется расхождение в трактовке сущности государства: в различных концепциях выделяются лишь некоторые аспекты государственности, при этом соответствующие признаки государства преподносятся как первичные, а остальные получают статус производных.[21]

Таким образом, существует возможность выработки универсального понятия государства и выявления его признаков. Тот факт, что это не было сделано в юридической науке до сих пор, объясняется определенными трудностями, а вовсе не принципиальной невозможностью. Государство, на наш взгляд, обладает набором признаков, которые проявляются на всех этапах его развития и в своей совокупности и взаимодействии позволяют определить его как единую политическую организацию общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

1.2 Анализ сущности государства

Философская категория «сущность» означает внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Для государства как явление его сущность находит выражение во власти: ее принадлежности, назначении и функционировании. Другими словами, вопрос о сущности государства это прежде всего вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.[22]

В юридической литературе дискутируются ряд теорий в той или иной мере по мнению их авторов, объясняющих сущность государства.

Элитарная теория. Разработчики данной теории - Г. Моска, В. Парето. В основе теории положение о том, что:

1. Осуществлять власть в обществе, государстве могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Именно они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

2. Элита, или «политический класс», управляя делами общества постоянно осуществляет «ротацию элит», пополняя свои ряды наиболее талантливыми и способными представителями из числа нижестоящих элит, своевременно освобождаясь от тех, кто не оправдал доверия.


3. Народ имеет возможность постоянного контроля и влияния на борьбу за государственную власть, посредством участия в референдумах, выборах.[23]

Близко к данной теории примыкает технократическая теория, авторами которой в 20-70-е годы ХХ столетия стали Дж. Бэрнхем, Д. Белл. Данная теория развивает теорию элит, но уже в новых современных условиях развития общества. Так, в ее основе положения о том, что:

1. В современном обществе одним из главнейших факторов становится информация и, следовательно, те, кто обладают ею, имеют достаточно оснований для осуществления власти. В условиях научно-технической революции к их числу в первую очередь должны относиться специалисты-управленцы, технократы.

2. В современных условиях велико значение электронизации всех процессов. Ей следует уделять много внимания. Без знания компьютерных технологий невозможно представить современного руководителя.[24]

Определенный интерес представляет теория «плюралистической демократии», авторы которой - Д. Кейнс, М. Дюверже - еще в середине 50-х годов прошлого столетия основными идеями, объясняющими сущность государства, считали то, что:

1. Государство по существу должно быть надклассовым и соответственно выражать интересы всех слоев (страт) общества.

2. Все образованные на добровольной основе политические, общественные организации вправе законными способами корректировать государственную политику.

3. Государство обязано обеспечивать для населения высокие стандарты жизни для всех. [25]

Марксистская теория в свою очередь исходила из того, что политическая власть должна принадлежать экономически господствующему классу и использоваться в его интересах:

1. Государство есть организованное насилие одного класса над другим.

2. Государство есть надстройка над экономическим базисом. [26]

Особенность данной теории в утверждении жесткой связи государственных процессов с классовой борьбой и экономикой. Таким образом, экономически господствующий класс, являясь по существу политически господствующим, осуществляет власть не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Классовая сущность государства проявляется в возрастании роли принудительных мер, властных действий государства, антагонистических противоречий между различными классами.

Данный подход нельзя считать основополагающим, для объяснения сущности всех государств.


Общесоциальная составляющая сущности государства сконцентрирована на организации политической власти, реализующей общезначимые интересы и потребности, упорядочивающая взаимоотношения людей, обеспечивающая стабильность общества на основе смягчения и преодоления противоречий, сотрудничества в интересах большинства. Сегодня очевидным становится то, что современные развитые демократические государства мира механизм преодоления общественных разногласий видят в достижении общественного согласия, поиске компромиссов в вопросах государственного развития. [27]

Таким образом, несмотря на разнообразие подходов, объясняющих сущность государства, основными из них остаются классовый и общесоциальный.

Главное состоит в том, что современное государство не утратило полностью классовость, она отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Можно предположить, что данная ситуация останется без изменений до нового этапа развития государств, связанного со значительными прорывами в сфере экономики, изменениями уклада общественной жизни, развитием гражданского общества. Одновременно на государство и его сущность, наряду с классовыми и общесоциальными началами, определенное влияние оказывают национальные, религиозные и иные факторы. Например, в странах, где мусульманская идеология объявлена государственной, сущность государства отражает идеи теократического общества.

Таким образом, подводя итог главе, можно сформулировать следующие основные выводы.

Государство - это универсальная политическая организация в обществе, обусловленная его социальной асимметрией, необходимостью выполнения его «общих дел» и организации легализованного и легитимного принуждения, обладающая особой публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом управления обществом, выражающая прежде всего экономические, политические и идеологические интересы доминирующего социального слоя и выполняющая в определенной степени функции арбитража между различными слоями общества.

При определении сущности государства, выделяют классовый и общесоциальный подходы. Особенность первой теории в утверждении жесткой связи государственных процессов с классовой борьбой и экономикой. Таким образом, экономически господствующий класс, являясь по существу политически господствующим, осуществляет власть не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение. Общесоциальная составляющая сущности государства сконцентрирована на организации политической власти, реализующей общезначимые интересы и потребности, упорядочивающая взаимоотношения людей, обеспечивающая стабильность общества на основе смягчения и преодоления противоречий, сотрудничества в интересах большинства.


ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВА

2.1 Государственный суверенитет

Для государства как особого института характерны специфические признаки. В современной российской правовой науке, как правило, выделяют следующие основные признаки государства: население; территория; публичная власть; суверенитет; правовая система; финансово-экономическая система и государственные символы.

Рассмотрим суверенитет как важнейший признак государства.

Суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т. е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории.[28]

Суверенитет - это не количественная, а качественная характеристика государственной власти, ее неотъемлемое и неделимое свойство, которое по самой своей природе либо есть, либо его нет. И потому нельзя быть суверенным на треть, наполовину или на три четверти.

Термин «суверенитет» был введен в оборот Ж. Боденом в XVI в. и обосновывал абсолютную власть короля в условиях кризиса феодализма. Вестфальская же система международных отношений, сформулированная после завершения 30-летней войны, в мирном договоре 1648 г. «определила правовую основу международных отношений, признав за государствами суверенитет»[29] как независимость во внутренних и внешних делах.

Суверенитет, являясь определяющим признаком государства, имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона означает верховенство и полноту государственной власти в политической системе страны. Внешняя сторона выражается в независимости и равноправии государства как субъекта международных отношений. Относительно проявления суверенитета можно выделить его политическое содержание, которое состоит в возможности государства независимо и самостоятельно формировать, а также осуществлять свою волю (фактический суверенитет), и юридической формы, означающей закрепление суверенитета в системе законодательства, структуре и компетенции органов государственной власти (формальный суверенитет).