Файл: Понятие государства ( Анализ сущности государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что государство – это одно из древнейших институтов. В самом начале зарождения на Земле жизни государств не существовало. Не было их и в первобытном обществе. Государства возникли значительно позже. Причины возникновения государства были различны: территориальная целостность, независимость от других, создание своего языка и обычаев, защита границ и жителей, самостоятельное ведение хозяйства и разведение скота. Первые признаки государства можно было наблюдать еще в первобытнообщинном строе. Они выражались в желании людей объединяться в группы по общим интересам, языку (пусть даже жестов и знаков), по территории, чтобы защищаться от других племен и общин, защищаться от нападения диких животных.

Государство в современном понимании – это достаточно сложный правовой институт, который включает в себя огромное множество категорий, отражающих его внутреннее устройство, особенности, положение среди других стран. Подходов к понятию государства и его сущности существует много, их также необходимо рассмотреть в данной работе. Государство в современном понимании – это гражданско-правовой институт, который закрепляет для нас порядок нашей жизни, определяет наше будущее, создает условия для осуществления трудовой деятельности, создает национальные социальные программы, создает нормы закона, представляет наши интересы на международной арене и так далее. То есть, государство может рассматриваться в нескольких значениях:

- государство как политическое образование;

- государство как территориальное образование;

- государство как гражданское образование;

- государство как социальное образование;

- государство как правовое образование;

- государство как субъект международного права.

Актуальность данной темы заключается в том, что понятие государства и государственности интересовало ученых разных отраслей науки постоянно. При этом как трактовка понятия и сущности государства, так и его признаки звучали в разные исторические эпохи и у разных научных школы по-разному. В этой связи появилась необходимость обобщения указанных отличий и рассмотрения государства с точки зрения современных реалий.

Степень разработанности темы вызывает особый интерес. Дело в том, что указанная тема находилась в фокусе научных интересов представителей самых различных областей знания во все исторические периоды. В первую очередь, огромное влияние на понимание сущности государства оказали такие великие мыслители древности, как Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон. Многое для понимания сущности государства сделал Никколо Макиавелли. В настоящее время к исследователям государства можно отнести С. С. Алексеева, Л. С. Явича, Ю. А. Тихомирова, М. А. Исаева, Г. В. Атаманчука, В. В. Субочева и многих других.


Несмотря на, казалось бы, высокую степень разработанности темы, огромные различия в понимании государства как политико-правового явления обусловили неослабевающий интерес к нему.

Целью данной работы является установление наиболее важных подходов к понятию государства и определение основных его признаков, позволяющих отделять его от иных категорий.

Предметом данного исследования являются общественные отношения, которые возникают между государством, его органами и должностными лицами с гражданами, другими органами, учреждениями и так далее. Объектом исследования непосредственно выступает государство, его сущность и признаки.

Задачами данной курсовой работы является:

- установить основные подходы к понятию государства;

- провести анализ сущности государства;

- установить признаки государства;

- описать такие признаки государства, как суверенитет, территориальная организация и публичная власть;

- сформулировать результатов исследования.

Научная новизна данного исследования представлена в том, что даже уже существующие подходы к пониманию понятия государства и определению его признаков не являются статичными, они видоизменяются, появляются новые взгляды и мнения ученых по этому поводу. Кроме того, при проведении исследования мы сможем сформировать свою точку зрения по поводу этой проблемы.

При написании работы будут использованы следующие методы:

- дедукция;

- индукция;

- анализ;

- сравнение;

- исторический метод;

- философский метод;

- другие.

Теоретическую основу работы составляют работы ученых-юристов - специалистов как в теории государства и права, так и в отраслевых юридических науках: М.И. Грачева, Ю.В. Костина, М.Н. Марченко, С.Ю. Павлова, Ю.А. Тихомирова и др.

Структура рассматриваемой курсовой работы представлена следующим образом: - Глава 1. Теоретические основы трактования понятия государства и его сущности; - Глава 2. Характеристика отдельных основных признаков государства.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАКТОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВА И ЕГО СУЩНОСТИ

1.1 Понятие государства


Современная трактовка понятия «государство» представляет его как сложное многофункциональное единство, отличающееся высочайшей концентрацией власти и наибольшими возможностями в решении проблем общества. Задачей государства как политической силы является обеспечение целостности и организованности человеческого общества, наличия в нем определенного порядка, при этом следует принимать во внимание, что осуществление данной задачи невозможно без гарантий безопасности и реализации интересов граждан.[1]

Анализируя эволюцию понятия «государство», необходимо учитывать не только неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, но и сложность и многогранность самого государства как явления.

Г. Кельзен отмечал, что «трудности в определении понятия “государство” усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления».[2] Действительно, его нередко применяют, обобщенно характеризуя некий тип общества, он используется и в самом узком смысле, обозначая, например, нации или территории, которые населяют жители той или иной страны. Изменение смысла подразумевает смену самого объекта, а следовательно, состав признаков также претерпевает метаморфозы. Таким образом, неудовлетворительное состояние теории государства есть следствие неопределенности самого термина, который в исследованиях правоведов часто используется некорректно.

В современной отечественной науке отмечается возврат к дореволюционным представлениям о государстве как об институте «все и для всех». Например, по определению Г. Г. Арутюняна и М. В. Баглая, государство представляет собой «суверенную организацию публичной политической власти, создаваемую и поддерживаемую для защиты их прав и свобод, управления общественными делами, обеспечения безопасности, создания благоприятных условий для жизни».[3] В соответствии с данной концепцией государство является частью общества и выполняет функции контролирующего органа, управляющего общественной жизнью и использующего в числе прочих методы принуждения. Рассматривая государство с юридической точки зрения, исследователи предлагают определять его как «аппарат государственной власти, систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти». [4] Однако эта трактовка фактически не принимает во внимание наличие таких признаков, как суверенитет, территория и др. Подобный недостаток наблюдается и в работах других правоведов. Так, в формулировке М. Ф. Чудакова также упущен из виду целый ряд признаков, его определение гласит, что государство представляет «организацию, регулирующую социальную жизнь и использующую свою суверенную власть в интересах большинства людей». [5]


Одно из наиболее полных определений представил правовед В. Е. Чиркин: государство - это универсальная политическая организация в обществе, обусловленная его социальной асимметрией, необходимостью выполнения его «общих дел» и организации легализованного и легитимного принуждения, обладающая особой публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом управления обществом, выражающая прежде всего экономические, политические и идеологические интересы доминирующего социального слоя и выполняющая в определенной степени функции арбитража между различными слоями общества. [6]

Ю.А. Тихомиров рассматривает государство как политическую организацию общества, которая гарантирует его целостность, выполняет управление делами общества и осуществляет суверенную публичную власть с помощью государственного механизма, а также придает праву общеобязательное значение и гарантирует законность, правопорядок, права и свободы граждан. [7]

Профессор В. П. Пугачёв уточняет, что термин «государство» используется в двух значениях. В широком смысле это понятие рассматривается как «общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории», и отождествляется со страной и народом. В более узком значении в современной науке государство получает значение: «учреждение, организация, обладающие верховной властью на определенной территории», что противоречит тому факту, что организация или учреждение не обладают обязательным признаком государства - суверенитетом. [8]

Понятие государства как публичной и властной силы организованного народа оказалось достаточно устойчивым. По словам Г. В. Атаманчука, «государство - публичное выражение общества, целью которого является обеспечение международных отношений, свободы, безопасности и мирной жизни своих граждан». [9] По мнению многих исследователей, публичная власть не просто покровительствует обществу, но служит его центром, ядром, источником его организованности. Благодаря этому общество становится государственно-организованной коллективностью, которая отличается от народонаселения или нации наличием иерархии. Именно публичная власть обусловливает образование пирамиды публично-властных отношений, которая порождает многоступенчатую систему политико-юридических ролей.[10]


На протяжении длительного времени понятие государства воспринималось исключительно сквозь призму классового подхода, что, безусловно, представляет собой воплощение максимализма. Однако, по заявлению М. Н. Марченко, общечеловеческий подход, сменивший его со временем, является не меньшей крайностью, искажавшей действительность. [11] По утверждению исследователя, оптимальным определением государства могла бы стать формулировка, в которой государство рассматривается как «организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества». [12] Такой подход отражает значение государства в роли социального института, обеспечивающего реализацию интересов как общества в целом, так и стоящих у власти классов. Ю. В. Костин, развивая идею М. Н. Марченко, квалифицирует государство как особую организацию публичной политической власти, охватывающую определенную территорию и воплощенную в социально-правовых нормах и институтах, которые осуществляют управление обществом, основываясь на принципах непреложности государственных решений; при этом государство обеспечивает интересы отдельных классов, социальных групп или всего общества и в то же время выступает в качестве особого механизма управления, подавления и обеспечения правопорядка, опираясь в необходимых случаях на средства и меры принуждения.[13]

Ю. А. Тихомиров подошел к этому вопросу несколько иначе, полагая, что государство можно определить как политическую организацию, управляющую общественными делами и регламентирующую действия граждан с применением права, при этом данная трактовка относится к разным видам государств.[14] В этой дефиниции отмечается стремление избежать упоминания признаков государства, что делает его довольно расплывчатым.

Многие исследователи сходятся на мысли, что государство является политическим институтом. Так, определение, данное в энциклопедии «Геополитика», характеризует его как «способ организации общества и его политической системы на определенной территории, центральный институт власти».[15] Стоит отметить, что в некоторых прочтениях термин «государство» имеет довольно узкое значение, близкое к западному пониманию слова «нация» (например, Организация Объединенных Наций является всемирной организацией государств), при этом состав признаков государства существенно изменяется.