Файл: Понятие государства ( Анализ сущности государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современных условиях особое значение приобретают интеграционные тенденции, т. к. возможности отдельно взятого государства оказываются недостаточными для решения жизненно важных проблем глобального характера. На международную арену все активнее выходят межправительственные организации, которые играют вполне самостоятельную роль и оказывают существенное воздействие как на международные отношения в целом, так и на создавшие их государства. Это безусловно влияет на функционирование государств, на их базовые институты, а значит, и на суверенитет. С. И. Носов отмечает, что «суверенные государства столкнулись с проблемой реального обеспечения своего суверенитета. Становится все более очевидным: наличие лишь формальноюридического закрепления суверенитета, не подкрепленного реальными политическим и экономическим содержанием, средствами его обеспечения делает государство весьма уязвимым в современном мире». [30]

Таким образом, возникает основной вопрос: сохраняют ли государства свой суверенитет, активно участвуя в интеграционных процессах? Относительно данного вопроса мнения специалистов в области права расходятся.

В.В. Иванов утверждает, что участие государства в международном сотрудничестве «автоматически влечёт ограничение суверенитета обязательствами перед другими суверенами, которые также ограничивают свои суверенитеты». Исходя из этого, названный автор делает вывод, что «если суверен ограничен кем-либо или чём-либо, кроме Бога, то он a priori перестаёт быть сувереном. Самоограничение - тоже ограничение, оно тоже отменяет суверенитет». [31]

Схожую точку зрения имеет В.Ф.Галецкий: «глобализация, как и любая другая интеграция, размывает и, будучи доведена до логического конца, разрушает суверенитет тех, кто находится на поле ее действия». [32]

Данный подход основан на понимании суверенитета в «абсолютном» смысле этого слова. Если же исходить из того, что как раз реализуя свой суверенитет, государство участвует в межправительственных организациях, принимает решения в пользу собственных интересов согласовано с интересами других участников организации и в связи с этим берет на себя обязанности их исполнения, то представляется возможным не рассматривать такую деятельность как умаление суверенитета.

Основой другого подхода, представленного Г.Еллинеком, является выделение в качестве существенного признака суверенитета такого, как собственное правовое самоопределение. На основе этого признака государство как суверен добровольно определяет и самостоятельно устанавливает юридические границы своей свободы. Поэтому данный автор считает, что можно освободить понятие суверенитета от «ложной идеи безграничности» и превратить его в понятие правовое. Этого можно добиться путем придания суверенитету способности к самоограничению. «Суверенитет означает то свойство государственной власти, в силу которого она обладает исключительной способностью к самоопределению и самообязыванию». [33]


Отметим, что международным правом гарантируется существование суверенных государств, а принцип суверенного равенства государств относится к общепризнанным принципам международного права. Опираясь на то, что международно-правовые документы способствуют не только нормализации отношений между государствами, но представляют собой определённые правовые гарантии неприкосновенности их государственного суверенитета, многие авторы научных статей (А.А.Моисеев, О.И.Тиунов, Е.В.Пономарева) не считают участие государств в межправительственных организациях полным умалением их суверенитета. По мнению О.И. Тиунова, «в действительности речь должна идти не об ограничении государственного суверенитета, а о передаче в договорном порядке государствами определенных полномочий международным органам. Если государство с учетом действующих принципов международного права добровольно принимает на себя определенные международные обязательства, проистекающие из международного договора, то тем самым оно проявляет свою суверенную волю». [34]

Таким образом, международная интеграция обозначила новые подходы к суверенитету, его содержанию. В отличие от ситуации, сложившейся после заключения Вестфальского мира в 1648 г., сегодня объем суверенитета государств в определенной степени ограничен внутренними и внешними факторами, а также международно-правовыми нормами. Следовательно, государство как бы отходит от принципов, зафиксированных в теории классического суверенитета (который можно назвать абсолютным). В данном случае не стоит придерживаться радикального подхода и отказываться от понятия суверенитета, потому как он является определяющим признаком и элементом международной правосубъектности государства. Возникает необходимость лишь переосмысления самого понятия «суверенитет» и выделения в качестве его существенного признака такого, как собственное правовое самоопределение.[35]

Само собой разумеется, что формально провозглашенная независимость не означает фактическую независимость. На практике, обладая в полной мере формальной независимостью, государства могут находиться в определенной зависимости в экономической, финансовой, военной и других областях. В таких ситуациях всегда существует угрозы для суверенитета, с которыми может столкнуться любое суверенное государство, и степень их устойчивости различна. Чем более стабильным является государство с точки зрения развития внутриполитических институтов, чем более развита экономика страны, ее обеспеченность ресурсами, кадровым и научно-техническим потенциалом, тем больше у него возможностей противостоять внешним угрозам и вызовам.


Вышесказанное позволяет сделать вывод, что интеграционные процессы не снижают ценности понятия «государственный суверенитет», которое служит своеобразным каркасом для формирования многообразных внешних связей государств. Равноправный статус всех государств, суверенитет, территориальная целостность и неприкосновенность границ всех стран являются всеобщими нормами для мирового сообщества, которые гарантируются Уставом ООН. Важнейшее значение в этих условиях приобретают проблемы устойчивости суверенитета. Основной задачей современного государства является поиск таких правовых гарантий суверенитета, которые позволяли бы, с одной стороны, использовать возможности и преимущества глобализации, а с другой - предотвращать ее негативное влияние на собственную политическую, правовую системы и традиции, которое может привести к умалению суверенитета страны.

2.2 Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть

Рассмотрим еще два базовых признака государства: наличие территории и публичной организации власти.

Первобытное общество организовано по производственному признаку. Основное звено данного общества - род, племя. Не имея строго определенной территории, перемещается с одного места на другое в поисках лучшей охоты, сбора плодов, удобства для организации жилища. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения теряет свое значение. На смену ему приходит территориальный принцип. Территория не порождает государство, а образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть. И, следовательно, государство как образование имеет строго локализованную территорию, очерченную государственной границей, на которую распространяется его суверенная власть, а население, проживающее на ней, закрепляется в качестве подданных или граждан государства. Государственная власть организуется на основе территориального признака, т. е. органы государственного аппарата имеют территориальные пределы осуществления своих полномочий как в рамках всей территории государства, так и на определенных административных территориальных единицах (республика, область, край).


Структура территории складывается из следующих элементов:

1) сухопутная часть, включающая материковую поверхность, острова и анклавы (части территории, окруженные со всех сторон территорией других государств и не имеющих выхода к морю);

2) водная часть, включающая воды рек, озер, искусственных водохранилищ, расположенных в пределах сухопутной части государства, а также внутренние морские воды, омывающие побережье;

3) подземная территория, а именно недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства;

4) воздушная территория - атмосфера над сухопутной и водной территорией государства;

5) иные объекты: морские и воздушные суда, космические аппараты с государственной символикой, трубопроводы. [36]

Особым международно-правовым статусом обладает: а) территория открытых морей и океанов; б) космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела; в) отдельный материк - Антарктида.

Особенности государственной территории:

1. Государственная территория является материальной основой существования государства и находится под его суверенитетом. Основу правового статуса государственной территории составляют нормы национального права.

2. В пределах государственной территории государство осуществляет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию.

3. Пределы территориального верховенства государства обозначены государственной границей.

4. Государству принадлежит исключительное право владения, пользования и распоряжения соответствующей территории и находящихся на ней ресурсов.

5. Территория государства неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. [37]

Население - это совокупность индивидов, проживающих на территории того или иного государства. Население любого государства состоит из следующих категорий: а) граждане (лица, обладающие устойчивой политикоправовой связью с данным государством; б) иностранные граждане (не пользующихся иммунитетами и привилегиями); в) лица без граждан-ства (у данных лиц нет документального подтверждения принадлежности к тому или иному государству); г) промежуточные категории (беженцы, вынужденные переселенцы, лица, пользующиеся правом политического убежища и др.). [38]

Однако одного пребывания на определенной территории еще недостаточно, чтобы включить индивида в состав населения государства. Требуется особое, устойчивое правоотношение между человеком и государством, включающее взаимные права, обязанности и ответственность. Такие тесные связи сопряжены с гражданством. Гражданином государства становятся по различным основаниям: по рождению, если оба или один из родителей являются гражданами государства; по ходатайству на имя высшего должностного лица государства, как правило, президента; в результате территориальных изменений между государствами (в порядке оптации) и т. д. Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе и за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Последнее касается избирательного процесса, государственной службы, участия в референдумах, местном самоуправлении.


Гражданство и общую территорию проживания можно назвать формально-юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого, людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовнокультурные и этнические факторы, элементы материальной культуры и масса других аспектов. В совокупности все эти факторы и обусловливают принадлежность индивида к населению определенного государства.

Наличие публичной политической организации, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения.

В первобытном обществе власть носит характер общественного самоуправления, выражает интересы всех членов рода как одной большой семьи, в управлении жизни которой принимают участие все соплеменники. Другими словами в данном обществе субъект и объект власти совпадают (вождь племени по статусу и положению стоит внутри общества). В свою очередь, государство как особая организация, как субъект-носитель власти, функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект-объект»). Такую власть именуют публичной. [39]

Реализует публичную власть государственный аппарат как особая система органов и организаций, в которых работают специально подготовленные государственные служащие. Последние не участвуют в материальном производстве и производстве нематериальных благ. Их функция - управление определенной сферой общественной жизни. Для этого они наделены государственно-властными полномочиями. В условиях первобытной борьбы за существование все индивиды должны были заниматься трудом по добыче пищи. Здесь не было возможности освободить кого-либо от добывания материальных благ, поэтому не существовало людей, занимавшихся исключительно управлением. Труд совмещался с периодически осуществляемой управленческой, военной и ритуальной деятельностью. В государстве управленческий труд отделяется от производства. Государственный служащий занимается только управлением, реализуя властные функции государства. Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные групповые интересы. Следовательно, можно сделать вывод о том, что государство представляет собой властную политическую организацию, призванную управлять делами общества, обеспечивая необходимый порядок и режим властвования за счет функционирования специального аппарата управления и принуждения.