Файл: Роль суда (судьи) в процессе оперативно-розыскной деятельности.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Статус и положения судьи в ОРД
1.1. Контролирующие функции деятельности судьи в ОРД
2. Соотношение оперативно-розыскной деятельности со смежными видами деятельности
2.1. Соотношение оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса
2.2. Оперативно-розыскная и социальная деятельность
2.3. Оперативно-розыскная и юридическая деятельность
2.4. Соотношение оперативно - розыскной деятельности и уголовного права
2.5. Соотношение оперативно-розыскной деятельности и конституционного права
2.6. Соотношение криминалистики и оперативно - розыскной деятельности
2.7. Оперативно-розыскная и частная сыскная (детективная) деятельность
4.1. Порядок и пределы представления результатов оперативно-розыскной деятельности
4.2. Представление результатов ОРД органу дознания, следствию и суду
г) документы, отражающие результаты исследования предметов, документов, веществ, добытых легитимными оперативно-розыскными мероприятиями и подвергнутые научному анализу при помощи такого оперативно-розыскного метода, как исследование предметов и документов.
Указанное письмо соответствующего должностного лица должно убедительно аргументировать и то, что сообщаемая им информация, предметы и документы, добытые в ходе оперативно-аналитического поиска и оперативной проверки криминального события, свидетельствуют о необходимости проведения доследственной проверки, решения вопроса о возбуждении уголовного дела либо - использоваться в ходе дознания, следствия по факту противоправного деяния уже расследуемого в установленном порядке.
Вполне закономерно, что следователь, дознаватель, руководитель следственного аппарата, получив вышеуказанный объем информации о результатах оперативно-розыскного процесса приобретает опору для деятельности по формированию уголовно-процессуальных доказательств.
Так, обладая сведениями о том, кто конкретно проводил то или иное оперативно-розыскное мероприятие, кто из физических лиц был его объектом, в каких условиях проводилось ОРМ, с помощью каких технических средств фиксировалась оперативно-розыскная информация и т.п., следователь или дознаватель определяют тот алгоритм следственных действий, за счет которых результаты соответствующего ОРМ могут изменить свой статус и быть признаны доказательствами.
Например, в ходе наблюдения могут быть получены фотоснимки, кинопленки, видеозапись. Они должны быть официально представлены в орган дознания или следователю. Для этого оформляется официальное письмо руководителя оперативного подразделения или органа, осуществляющего ОРД, удостоверяющего тот факт, что в ходе такого оперативно-розыскного мероприятия, как наблюдение, проведенного в конкретный период времени и месте, в соответствующих условиях были получены указанные объекты-носители информации[12].
Руководитель оперативного аппарата или оперативно-розыскного органа вправе не раскрывать данные о сотруднике оперативного подразделения - исполнителе анализируемого ОРМ. Помимо этого, как правило, указываются сведения и о технических устройствах, обеспечивших фиксацию конкретных явлений, процессов, действий на фото-, кино-, видеопленку, к письму прилагаются соответствующие объекты - носители информации, а также оперативно-служебные документы, удостоверяющие факт осуществления ОРМ, в том числе акт, где указывается, что наблюдение с фиксацией соответствующих событий, явлений, процессов проводилось при участии частных физических лиц, содействующих сотруднику оперативного подразделения в его проведении.
Это позволяет дознавателю или следователю: осуществить осмотр указанных объектов-носителей информации, составить об этом протокол указанного следственного действия; вынести постановление о приобщении соответствующих объектов - носителей информации к уголовному делу в качестве вещественных доказательств, если зафиксированные на них факты, события, явления, процессы относятся к расследуемому преступлению, имеют значение для надлежащего разрешения уголовного дела; разрешить вопрос о проведении соответствующего экспертного исследования; разрешить вопрос о допросах опер работника - исполнителя ОРМ, а также частных лиц, содействующих опер работнику при проведении наблюдения; разрешить вопрос о приобщении к уголовному делу в качестве источника доказательства “иного документа" - акта о проведении наблюдения за объектами оперативно-розыскного процесса с участием частных физических лиц. По результатам наблюдения может быть пресечено преступление, и объект - оперативно-розыскного процесса задержан, например, при сбыте наркотических веществ. В этом случае выносится постановление о возбуждении уголовного дела и осуществляется досмотр указанного лица с участием понятых, получение от него образцов почерка, срезов, волос, смывов и т.д. для сравнительного исследования с участием специалистов; проводится тестовый экспресс-анализ изъятых у задержанного веществ, его обследование на предмет выявления следов наркотического одурманивания, допрос задержанного по обстоятельствам появления у него наркотических веществ; производство обыска по месту жительства и работы; назначение криминалистических экспертиз по изъятым у задержанного веществам и образцам.
Возможна иная ситуация, когда оперативный работник, входящий в состав следственно-оперативной группы, расследующей уголовное дело, осуществил иное, чем наблюдение, оперативно-розыскное мероприятие, в частности, прослушивание телефонных переговоров одного из подозреваемых и получил информацию, имеющую значение для оптимизации расследования[13]. В этом случае проинформированный об этом следователь-руководитель следственно оперативной группы может поручить указанному сотруднику оперативного подразделения составить протокол прослушивания звукозаписей, телефонных переговоров абонента соответствующего номера телефонной сети. Оперативный работник указывает в этом документе, где и когда составлен протокол. В нем он указывает: собственные установочные данные и должностное положение; основания проведения оперативно-розыскного мероприятия в виде прослушивания телефонных переговоров (кто вынес постановление в органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, и кто его санкционировал в суде); данные на следователя, поручившего ему осуществить прослушивание звукозаписей переговоров объекта ОРМ; наименование статьи УПК Российской Федерации, в соответствии с которой составлен протокол прослушивания звукозаписей переговоров абонента - объекта ОРМ (ст.141 УПК Российской Федерации); тип аппаратуры и пленки, посредством которых осуществлялась звукозапись переговоров; тип и марка магнитофона, на котором осуществлялось прослушивание переговоров; даты и период времени в прослушивании; номера кассет, на которые в соответствии с интенсивностью проводившихся телефонных переговоров были осуществлены записи адекватно определенным датам; какие записи оказались среди произведенных (дата разговора, номер кассеты; слова, с которых начинается и завершается разговор); имена лиц, участвующих в разговоре, индексы, обозначающие участников диалога и его содержание; факт упаковки кассеты с прослушанным разговором в бумажный пакет, который прошивается и опечатывается определенной печатью.
Данный протокол подписывается оперативным работником, который проставляет, помимо этого, и соответствующую дату.
Впоследствии, если объект анализируемого оперативно-розыскного мероприятия привлечен, например, в качестве обвиняемого, то следователь при участии понятых и при помощи специалиста производит изъятие образцов его голоса, о чем составляет протокол. Далее он разрешает вопрос о назначении фоноскопической экспертизы, о чем составляет соответствующий протокол. В его постановляющей части он фиксирует свое решение о назначении по расследуемому уголовному делу указанной экспертизы и учреждения, экспертам которого поручено ее осуществление[14]. Перед последними могут быть поставлены вопросы о количестве лиц, участвующих в разговорах, ведущихся на определенном языке и зафиксированных на конкретных компакт-кассетах; о дословном содержании разговоров и принадлежности реплик конкретным лицам; о непрерывности разговором, зафиксированных на исследуемых компакт-кассетах, и наличии или отсутствии признаков монтажа и т.п.
Вышеизложенная процедура свидетельствует о реальной возможности доступа в уголовный процесс результатов такого оперативно-розыскного мероприятия, как прослушивание телефонных переговоров.
Необходимо особо отметить, что в специальной литературе высказываются суждения о том, что:
• оперативно-служебные документы, удостоверяющие факт проведения и результаты конкретных оперативно-розыскных мероприятий, нельзя использовать в качестве такого самостоятельного вида доказательств, как “иные документы”;
• возможен допрос конфидентов, штатных негласных сотрудников и вхождение добытой ими информации в уголовный процесс только через их показания, например, как свидетелей.
По поводу первой проблемы представляется целесообразным отметить, что факт принижения правового значения Оперативно-служебных документов, отражающих ход подготовки и результаты проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, положительно оценить нельзя[15]. При таком подходе вполне закономерно возникает вопрос о том, зачем вообще необходимо издание обобщенного (автономного) оперативно-розыскного закона, устанавливающего виды, основания и условия проведения ОРМ, если указанные оперативно-служебные документы совершенно незначительны по той роли, которую они играют для уголовного судопроизводства. Во второй проблеме, то здесь наблюдается другая крайность, связанная с возможностью непосредственного доступа в уголовный процесс сведений, добытых в ходе ОРМ, субъекты которых обладают привилегией конфиденциальности. Безусловно, теоретически допрос их в качестве свидетелей не исключается, но практическая реализация этой идеи сопряжена с комплексом негативных последствий, прежде всего - нанесением вреда указанным лицам. В связи с этим оправдано правило, согласно которому соответствующая информация должна использоваться, как правило, для подготовки и проведения иных оперативно-розыскных мероприятий, результаты которых могут безболезненно попасть в сферу уголовного судопроизводства, а также для подготовки и проведения отдельных следственных действий. Бесспорно, здесь то, что сведения о человеке, давшем конфиденциальную информацию, должны, как правило, сохраняться в тайне.
Обеспечение уголовно-процессуальных доказательств в ОРП
Результаты ОРД могут стать доказательствами (ст.89 УПК РФ) после их проверки в случае соответствия их требованиям, предъявляемым к доказательствам.
Необходимо принимать меры к обеспечению сохранности доказательств.
добывание информации по всем элементам;
создание ситуации, когда фактические данные собирались и закреплялись способами, предусмотренными УПК РФ.
Справки, рапорты - непроцессуальные способы фиксации обстоятельств - это гарантия объективности сообщаемых сведений.
Требования к обеспечению уголовно-процессуальных доказательств:
Предпринимаемые меры не должны побуждать к формированию умысла на совершение общественно опасных деяний;
Восприятие фактических данных должно происходить в таких условиях, чтобы обеспечить возможность собирания и проверки информации в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Должны быть достоверные данные, имеющие отношение к предмету доказывания по конкретному уголовному делу
Должна исключаться возможность не обеспечения нарушения прав, свобод, интересов граждан, организаций, учреждений;
Не должна допускаться утечка сведений об организации и тактике проведения ОРМ, так как это государственная тайна.
Проводимые ОРМ должны основываться на принципе сочетания гласного и негласного методов.
Представление результатов ОРД должно сопровождаться сведениями о проведении ОРМ (кем, когда, с использованием каких средств собиралась информация). Следователь должен ознакомиться и вынести постановление о приобщении к материалам уголовного дела.
Порядок предоставления фактических данных, полученных в результате ОРД, органу дознания, следствию или в суд[16]
Результаты ОРД:
могут быть поводами, основаниями для возбуждения уголовного дела;
могут использоваться в доказывании;
могут использоваться в качестве вспомогательной информации.
Данные должны содержать сведения: когда, где обнаружены признаки преступления, об очевидцах преступления, о местах нахождения следов и т.д. (о наличии события преступления, о безвестном отсутствии лица, об уклонении от следствия и суда), об источниках доказательств, о сведениях о месте нахождения орудий преступления, денежных средств и др.
Данные могут представляться по результатам отдельных поручений следователя, указаний прокурора, определению суда по инициативе органа, осуществляющего ОРД (должно быть основание необходимости представления этих данных) - в сопроводительном документе.
Инструкция "О порядке представления данных органу дознания, следствия и суда".
Вынесение руководителем органа ОРД постановления о представлении результатов ОРД дознавателю, следствию, в суд;
Вынесение постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну[17];
Составление сопроводительных материалов и их фактическая передача.
Постановление состоит из частей (в 1 экземпляре):
вводная часть - наименование документа (место, время вынесения, ФИО и звание руководителя, основания вынесения данного постановления);
описательная часть - в итоге какого ОРМ и какие результаты получены (с указанием конкретных статей УК) ссылка на ст. ст.11, 12 ФЗ "Об ОРД");
резолютивная часть - решение руководителя о представлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД (какие документы, предметы).
Право выносить постановление имеют те должностные лица, которые вправе санкционировать проведение ОРМ.
Должны быть приняты защитные меры, обеспечивающие сохранность представляемых материалов.
Если следователь направляет отдельное поручение, в течение 3 дней после получения должно быть направлено мотивированное письмо с объяснением, почему ОРМ не может быть проведено.
4. Порядок предоставления фактических данных полученных в результате ОРД, органу дознания, следствию и суду
4.1. Порядок и пределы представления результатов оперативно-розыскной деятельности
Согласно ФЗ об ОРД (ст.11) результаты ОРД могут представляться в орган дознания, следователю, прокурору или в суд, в производстве которого находится уголовное дело. Представление результатов ОРД осуществляется на основании постановления руководителя ОРО в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами[18]. Таким образом, ФЗ об ОРД определил перечень органов, которым представляются результаты ОРД, общее основание (постановление руководителя) и порядок их представления, который носит отсылочный характер. В целом ФЗ об ОРД лишь в общей форме декларирует порядок представления результатов ОРД, поскольку порядок передачи материалов должен быть определен в ведомственных нормативных правовых актах.